Необоснованная активность начальников, стремящихся браться за то, что должны делать подчиненные, проистекает из не всегда осознанного желания уйти от выполнения значительно более трудных управленческих функций. Возникает ситуация, в которой для выполнения этих функций уже нет времени. Другим довольно часто возникающим тормозом при передаче заданий и полномочий подчиненным является страх, что они могут превзойти способностями руководителя. Разумеется, подобный взгляд может появиться только у слабых людей, к тому же отдающих себе отчет в ограниченности личных возможностей. Можно ли допустить такое положение, чтобы подчиненные постоянно оставались на уровне ниже руководителя? Ведь из подчиненных вырастают будущие руководители. Интересы современного руководителя, в высшей степени социально обоснованные, заключаются в таком влиянии на потенциального преемника, чтобы он стал лучшим руководителем, чем его предшественник. Только такой путь представляется прогрессивным. Отход от него — регресс.
|
|
Опасение совершить ошибку. Часто тормозом в стимулировании самостоятельности подчиненных является опасение руководителя, будет ли предоставленная подчиненным самостоятельность использована надлежащим образом и не окажется ли их самостоятельное решение незрелым, преждевременным или необоснованным. Конечно, решение о расширении самостоятельности подчиненного следует принять после основательного размышления, но было бы ошибочным оттягивать его до появления полной уверенности, что оно окажется верным. Такой уверенности вообще быть не может, ибо, даже зная работника, который до сего времени не располагал никакой самостоятельностью, никогда нельзя с уверенностью сказать, как он поведет себя, получив ее. Следует добавить, что многие люди дорастают до ответственности тогда, когда ее получают. Это не закономерность, на которую можно с полной уверенностью положиться, но такое явление имеет место. Таким образом, следует примириться с тем, что любая передача задач и полномочий связана с определенным риском. Исключить его нельзя, а свести к минимуму посредством постепенного расширения самостоятельности подчиненных вполне возможно. В последнее время подчеркивается, что «подчиненный должен иметь достаточно власти, чтобы учиться на собственных ошибках».
Опасение нелояльности подчиненных. Многие руководители опасаются того, не будет ли полученная их подчиненными самостоятельность использована недобросовестно в целях ослабления престижа тех, кто предоставил им эту самостоятельность. На наш взгляд, в этом вопросе мы сталкиваемся с недоразумением. Ибо больше шансов проявить нелояльность у того, кто действует по указке руководителя, нежели у того, кто решает вопросы по собственному усмотрению в рамках предоставленной самостоятельности.
|
|
Опасение снижения престижа. Руководитель, сконцентрировавший внимание на выполнении собственных органических функций, имеет больший авторитет у подчиненных, чем тот, который вмешивается в мелочи, составляющие круг органических функций его подчиненных.
Неправильная оценка своих возможностей. Среди субъективных причин появления тенденции лично решать многие вопросы, пожалуй, важной является чрезмерная вера в личные способности и опыт, а также убеждение, что руководитель должен демонстрировать свое умение, чтобы поддержать авторитет. Руководителю необходима определенная доза скромности и связанное с этим убеждение, что кроме него в коллективе есть и другие умные и хорошо подготовленные в профессиональном отношении работники.
Конформизм (приспособленчество). Некоторые руководители не предоставляют самостоятельности подчиненным, выполняя за них значительное количество функций по упомянутым нами или другим причинам. Поведение этих людей создало определенный стиль работы: руководитель должен быть всегда перегружен делами. Принимать посетителя, держа в руках телефонную трубку и ведя какой-то междугородный разговор, и почти одновременно инструктировать стоящего перед столом сотрудника — вот образец «по-настоящему» работающего и деловитого руководителя серьезного учреждения. По мнению специалистов по управлению, это образец руководителя, явно утратившего власть над обстановкой или никогда ею не обладавшего.
Мода на перегруженность приводит к тому, что даже те руководители, которые способны понять, какое дело является первоочередным, и сконцентрировать внимание именно на нем, отдают себе отчет, что большинство мелких и отвлекающих внимание вопросов не должно решаться ими, продолжают демонстрировать перегруженность, чтобы не изменять господствующих обычаев. Отход от обычаев может кому-то дать повод думать, что руководитель не очень-то здесь нужен или недостаточно трудолюбив. Мы называем это своеобразным конформизмом. Важным моментом является также давление снизу. Начальник, не работающий оперативно, не демонстрирующий своего трудолюбия постоянной активностью, часто сталкивается с обвинениями со стороны подчиненных работников, что он «ничего не делает» либо что «за него работают другие». Здесь действуют, по-видимому, традиционные стереотипы, появившиеся из-за отсутствия понимания управленческого труда, отождествляемого с оперативной текущей работой типа диспетчерской.
Нежность собственной политики. Ранее мы рассматривали в качестве примера одного из типов органических функций руководителя установление собственной политики. Это является существенным фактором, позволяющим в значительной степени предоставить подчиненным самостоятельность и избавиться от многих мелочных дел в распорядке дня. Однако речь идет о том, чтобы подчиненные знали и понимали политику руководителя. Если эта органическая функция будет забыта, если руководитель не определит четко свою линию поведения и не обсудит ее с коллективом сотрудников, то нельзя ожидать, что они будут действовать в соответствии с направлением мыслей руководителя. В такой ситуации он должен вникать в каждую мелочную деталь работы подчиненных, что присуще отсталым и недостаточно компетентным руководителям.
Неправильное построение структур. Везде, где структура учреждений устарела, т. е. где отдельные звенья небольшие, а количество непосредственно подчиненных руководителю сотрудников невелико, там в силу этих обстоятельств руководитель часто вмешивается в деятельность подчиненных, более того, не оставляет им никакой самостоятельности, лично решая самые мелкие вопросы, так как если бы от этого не делал, то вообще бы не имел обязанностей.
|
|
Неумение контролировать. Часто встречающееся препятствие на пути избавления от ненужных дел в руководящей деятельности состо-ит в неумении контролировать исполнителей. Руководитель, не вла-деюший техникой контроля, тратит столько же (а иногда и больше) времени на проверку состояния данной работы, разъяснение исполнителю ее сути, внесение коррективов и т. д., сколько он потратил бы сам на выполнение этой работы. В подобной ситуации вполне очевидно, что он не видит никакой пользы в передаче полномочий подчиненным.
Неправильные требования высших инстанций. Иногда со стороны высших уровней управления поступают требования о срочном представлении такой информации, которой обычно располагают подразделения, находящиеся на несколько ступеней ниже подразделения, обязанного дать эти сведения.
Возложение на средние звенья управления заданий, которые должны исполняться не на данном уровне, а иногда на несколько уровней ниже, не исчезло и до последнего времени. Случаи направления запросов по несоответствующим адресам в практике управления, к сожалению, не редки. Это создает необходимость заниматься мелочами, требование знать мелочи.
Эффект Пигмалиона. Этим термином в теории управления названо следующее явление: ограничение самостоятельности подчиненных вследствие предположения, что они якобы до нее не доросли. Подчиненные, характеризуемые подобным образом руководителем, лишены возможности для проявления способностей, перестают развиваться и постепенно становятся такими, какими их считают руководители. Иными словами, руководители своим поведением формируют беспомощность подчиненных.
В заключение рассмотрения проблематики причин, препятствующих передаче подчиненным дел, не входящих в круг органических функций данного руководителя, следует сказать несколько слов о так называемом защитном мотиве. Вряд ли встретится такой руководитель, который признался бы, что не выполняет свои основные органические функции, так как не способен это сделать и не понимает, о чем идет речь. Чтобы сохранить престиж, он берется за множество дел, которые входят в круг обязанностей его подчиненных. Не встретишь и такого руководителя, который признал бы, что не предоставляет самостоятельности подчиненным, опасаясь проявления их лучшего по сравнению с ним умения работать. Трудно было бы найти и такого руководителя, который заявил бы, что понимает недопустимость своего поведения, однако следует моде показывать перегруженность. Наоборот, такие руководители представят многочисленные обоснования своей загруженности, более или менее соответствующие истине, и при этом сами в них поверят. Эти обоснования называются в психологии защитными мотивами, ибо предохраняют от возможного отрицательного мнения о себе.
|
|
Неправильное понимание ответственности руководителей. Относительно ответственности руководителей в литературе пишут очень часто. Однако совершенно правильных и обоснованных мнений по этому вопросу нет. Согласно одной из наиболее важных и часто встречающихся ошибочных концепций руководитель любого учреждения отвечает за все, что в нем происходит. Концепция ответственности руководителя «за все» неверна в принципе, она оказывает разрушительное влияние на работу руководителя. Руководитель, отвечающий «за все», перестраховывается всеми известными ему средствами. Прежде всего он перекладывает на вышестоящих начальников принятие сомнительных или рискованных решений. Следование концепции ответственности «за все» является, как показывают исследования, одной из серьезных причин, тормозящих децентрализацию или передачу низшим звеньям управления полномочий на самостоятельную деятельность. А это, как известно, является важнейшим условием соблюдения принципа органических функций.
Неправильным в основе является также распространенный взгляд, что руководитель отвечает за подчиненных. Этому принципу многие следуют на практике, но еще хуже то, что он пропагандируется в книгах, специальных журналах и различных лекциях по усовершенствованию управленческих кадров.
На позицию работника и его поведение влияет много различных факторов. Выделим некоторые из них: традиции семьи, личные черты, воспитание, образование, принадлежность к различным организациям и т. д. Не следует отрицать очевидный факт, что на поведение работника влияет и его непосредственный начальник, но это влияние — один из многих факторов, обусловливающих его поведение. Позиция работника является составляющей всех взаимодействующих факторов. Следовательно, нельзя ответственность за поведение работников относить на счет какого-то одного фактора.
Руководитель, ответственный «за все», распыляет внимание и время на присмотр за тысячей мелочей, вследствие чего не выполняет свои прямые обязанности. Именно на это ему не хватает ни времени, ни энергии.
Руководитель должен нести ответственность за собственные действия. К оценке его деятельности следует подходить с точки зрения того, все ли им сделано для пользы дела (и было ли это сделано надлежащим образом), использовал ли руководитель все возможности, находящиеся в его распоряжении материальные средства и официальные полномочия.
Рассмотрим проблему, весьма беспокоящую последователей традиций. Некоторые исследователи считают, что современная школа теории организации управления представляет курс «слабой руки», а также снижения требований. Это недоразумение. Как уже указывалось, речь идет не об ослаблении требований по отношению к руководителю, а только об установлении диапазона его ответственности. Возложение на человека ответственности за его поведение и действия — мобилизующий фактор. Руководитель высокой инстанции, отягощенный ответственностью «за все», старается по возможности всесторонне перестраховаться и работает «для контроля». Часто он не видит иных путей руководства, кроме лавины распоряжений для низших звеньев управления, чтобы на любое нарекание ответить: «Я давал по этому вопросу указания».
Это становится одной из причин неправильного построения структур, о чем говорилось ранее. В дополнение к сказанному следует подчеркнуть, что массовый поток указаний в нижестоящие звенья не снимает с руководителя ответственности за решение задач, предусмотренных в этих указаниях, если он не учитывает, имеет ли адресат объективные возможности выполнить поставленные перед ним задания.
11.6. «Закон ситуации», или объективизация поручений
При нынешнем уровне развития социологии и психологии никто не сомневается в том, что подчиненный, получив задание, должен его выполнить не только потому, что его получил и не желает в конечном счете выглядеть недисциплинированным и неисполнительным, но также из убеждения, что необходимо действовать в соответствии с полученным поручением, ибо иной способ действия был бы неуместным. Именно это обстоятельство можно назвать деперсонализацией поручений в принципе. Она основывается на стремлении избежать видимости того, будто полученное подчиненным поручение является волюнтаристским желанием начальника. Поэтому поручение должно быть поставлено в такой форме, чтобы было очевидно, что оно — логическое следствие объективно существующей ситуации. Получающий поручение должен быть убежден, что если бы он сам был на месте начальника, то объективные обстоятельства заставили бы его дать именно такое указание, какое он получил.
Современные учреждения все больше отличаются от тех, какие были в прошлом тем, что круг действий руководителя, диктуемый режимом технологического процесса или какими-либо другими объективными обстоятельствами, постоянно расширяется за счет сужения волюнтаристских действий. Этим управляет «закон ситуации». Сущность науки об управлении и состоит в том, чтобы постигать этот закон, которому должны следовать как начальник, так и подчиненный. Следовательно, речь идет вовсе не о том, чтобы принуждать одних людей слушаться других, а о том, чтобы уяснить закон ситуации, которому для блага общего дела должны подчиняться все.
Применение объективно обусловленных распоряжений устраняет в группе подчиненных немало психологических сопротивлений и усиливает сплоченность коллектива, оказывая интегрирующее воздействие. Исследования, проведенные в небольших экспериментальных группах, и наблюдения в учреждениях показали, что для подчиненного более неприятна ситуация, когда он вынужден подчиняться определенному лицу только потому, что оно занимает более высокое положение в иерархии (так называемая «ситуация власти»), нежели та, в которой сотрудник подчиняется безличным предписаниям, обязательным для обеих сторон, т. е. для лица, формулирующего поручение, и для его исполнителя.
Объективизация распоряжений связывается в определенном смысле с принципом такого формулирования задач и поручений, чтобы они не вызывали духа противоречия и не приводили к поведению, противоречащему замыслам управления. В механизм возникновения духа противоречия следует вникнуть несколько глубже. Очевидно, правильна гипотеза, что противоречие — реакция/ на оскорбительный подтекст, содержащийся в распоряжении.
Опираясь на привычные схемы и формы, зачастую руководитель не задумывается об оскорбительном подтексте, который содержится в его распоряжениях. Поэтому целесообразен совет: каждому руководителю придерживаться тактичности в этих вопросах. Не все работающие на руководящих административных постах осознают, например, что отдача распоряжения без учета принципа объективизации (т. е. без разъяснения исполнителям, что распоряжение является результатом объективной необходимости) содержит явные элементы оскорбительного подтекста. Этот подтекст может выглядеть так: «Делайте, что сказано, нечего задумываться над тем, почему я вам это поручаю, вы недостаточно развиты и не внушаете доверия, чтобы тратить время и объяснять вам, для чего это нужно». Руководитель, который сумеет избежать подобного подтекста, никогда об этом не пожалеет.
Соблюдение ритма. Поручая работу подчиненному, руководитель должен прилагать все старания к тому, чтобы подчиненный мог при выполнении задания действовать в равномерном и естественном ритме. Теоретики организации обратили на это внимание давно. А. К. Гастев, директор Центрального института труда, писал в 20-х годах о том, что работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит и человека, и работу.
В связи с проблематикой соблюдения ритма следует уделить немного места нескольким категориям административных явлений.
• Обозначение дел символом «Срочно». Каждый вопрос, помеченный таким образом, создает атмосферу горячки и поспешности, становится чем-то, что нарушает нормальный ритм работы или мешает его созданию. Тем самым «срочные» вопросы снижают качество административной деятельности. Правильное направление ее совершенствования — Не выделение срочных дел, создающее впечатление, что остальные дела не являются срочными, а такая организация работы, чтобы она проходила без задержки и простоев.
• Излишнее усердие руководства средних звеньев управления. Нарушение нормального ритма работы часто вызывается необъективными причинами. Вопросы, которые на среднем уровне управления трактуются как «срочные», «очень срочные», «нужно было сделать вчера», на высшем уровне управления не имеют такого значения; речь идет лишь о том, чтобы эти вопросы были решены в короткий срок без ненужных проволочек. На всякий случай, перестраховываясь, руководитель среднего звена, не имеющий достаточного авторитета, получив такого рода задание, объявляет его срочным и определяет для его выполнения нереальные, чрезмерно сжатые сроки. Такую практику необходимо категорически пресекать.
• Иногда механизм нарушения ритма работы приобретает следующую специфическую форму: каждая ступень учреждения, зная, что предназначенный для центра отчет должен быть после получения
от непосредственной нижней ступени обработан и лишь затем направлен на более высокую ступень, резервирует для себя побольше времени путем сокращения срока нижней ступени. И если таким образом ведут себя работники всех звеньев учреждения, то для действительных исполнителей внизу иерархической пирамиды остается слишком мало времени на выполнение работы в нормальных условиях, в нормальном ритме. На это крайне вредное явление следует обратить серьезное внимание.
• Опасность соперничества. Соревнование в работе — много лет применяемый раньше метод развития повышения сознательности и «социалистического отношения» к труду. Однако этот метод может отклонить от верного направления. Все, что способствует в ходе соревнования повышению качества работы, совершенствованию технологического процесса, достойно признания и поддержки. В то же
время если вопрос ставится об увеличении темпа работы, то во многих ситуациях это совершенно противопоказано. Ибо всегда следует помнить, что желаемые результаты не являются следствием минимизации или максимизации темпа работы, а могут быть достигнуты лишь его оптимизацией. Каждое из этих понятий (минимизация, максимизация и оптимизация темпа работы) означает нечто иное.
Два первых являются в большинстве случаев вредными, а третье всегда приносит желаемый эффект.
Неправильная организация работы руководителя. Плохо организованная работа руководителя часто нарушает ритм деятельности всего подчиненного ему учреждения. В. Г. Вишняков по этому поводу пишет: «В практике нередки случаи, когда вся информация, поступающая в орган, а также исходящая из него, обязательно проходит через руководителя. В результате пропускная способность органа в целом лимитируется работоспособностью его начальника, что часто приводит к замедлению управления, скоплению неисполненных документов».
Навязывание метода работы. Беседы между руководителем и подчиненным часто принимают характер совместного обсуждения способов решения какой-то трудной проблемы. Как правило, подчиненный должен иметь определенное мнение, которое он излагает руководителю. Если последний не видит возможности согласиться с позицией подчиненного, он должен ее соответствующим образом откорректировать и по своему положению сказать последнее слово. Однако при этом возникает определенная закономерность, о существовании которой необходимо помнить. Успех каждого дела в значительной степени зависит от настроения исполнителя, от его веры в успех и убеждения в том, что применяемые методы правильны. Все это проявляется тем сильнее, чем ближе методы действий образу мышления и склонностям исполнителя. Собственные методы, разумеется, исполнителю ближе, чем продиктованные другими.
Иногда руководителю кажется, что кто-либо из работающих использует не наилучший метод. Однако в конечном счете он действует рационально, так как применяемый им метод в наибольшей степени соответствует его способностям и склонностям. Если бы он действовал согласно лучшему, но навязанному ему методу, то результаты могли бы быть хуже. Такую возможность руководитель всегда должен принимать во внимание, если он подвергает сомнению способ действия, предлагаемый подчиненным, и не оказывать на него чрезмерного давления.
Следует добавить, что исследования в области общественной психологии позволили установить следующую закономерность: если давление, для того чтобы вызвать нужное поведение, превышает определенную границу, то это вызывает у подчиненного ощущение угрозы свободе выбора, на которую он, по своему убеждению, имеет право. Этим объясняется недостаточный престиж руководителей, применяющих автократические методы в отношении квалифицированного персонала.
Всегда ли теоретически наилучшее указание так же превосходно практически? Суть дела заключается в том, чтобы даваемые рекомендации были бы быстро подхвачены, полностью поняты и с энтузиазмом, а также с убеждением в их правильности воплощены в жизнь непосредственными исполнителями, но даже самое лучшее указание, если оно плохо понято или не убедило исполнителя, утрачивает огромную часть своей ценности.
Вопросы для размышления и самоконтроля
1 Что понимается под термином «потенциальная норма управляемости»?
2 Проанализируйте совокупность факторов, которые способны повысить потенциальную норму управляемости применительно к каком-либо конкретному подразделению государственного учреждения.
3. В чем суть органических функций руководителя и его заместителя?
4. Какие вы можете выделить факторы, определяющие методы работы руководителя?
5. Придаете ли вы значение в своей деятельности принципу сохранения свободы маневра?
6. Что означает распределение заданий с учетом верхней границы возможностей исполнителя?
7. В чем причины необоснованной активности начальников, берущих на себя работу вне зоны их органических функций?
8. Как вы уяснили «закон ситуации», или объективизации поручений?