Предлагая культурологический срез анализа системы административного управления, мы исходим из убеждения относительно роли культуры как системообразующего, интегрирующего феномена общества.
Культура управления как составляющая системы во многом определяет ее целостность, организованность, зрелость; представляет собой субъективный фактор госуправления — определенное слияние интеллекта и действий, «материализацию» сознания. Этот фактор отражает способность государственных служащих адекватно реагировать на происходящие изменения в экономике, социальной и культурной сфере и при этом обеспечивать устойчивость в управлении, своего рода управленческую преемственность, не рвать оправдавшие себя «нити» управления, учитывать положительный и отрицательный опыт.
Термин «профессиональная культура управления» не закреплен в словарях, имеет множество синонимов (управленческая культура, профессионально-нравственная культура труда, профессиональная этика, профессионализм и т.д.), его можно встретить на страницах экономической, социологической, политической, культурологической литературы.
Профессиональная культура управления имеет свою специфику, что позволяет ее выделить как относительно самостоятельное явление, имеющее свои закономерности организации, развития.
Она характеризует поведение и отношения людей одной из малых социальных групп, но в то же время распространяется на все другие явления в обществе. Потому-то вопрос о том, насколько адекватно ситуации в обществе происходит становление новой культуры управления, волнует не только специалистов, исследователей и профессионалов-управленцев, но и всех тех, кто так или иначе находится в системе общественных отношений, в орбите управления.
Как подсистему государственного управления профессиональную культуру управления следует отнести к системам «неравновесным», с преобладанием субъект-объектной направленности.
Обобщая сущностную характеристику профессиональной культуры управления, выделим три важные ее составляющие:
1) профессиональная культура — это феномен, который предстает как результат человеческой деятельности и как процесс, находящийся в постоянном развитии;
2) профессиональная культура — показатель качественного состояния управления;
3) это сложная самоорганизующаяся система, на которую воздействуют факторы, условия как извне (культура, деятельность общества, мирового сообщества), так и изнутри, т. е. закономерности развития самой системы управленческой культуры госслужащих.
Система профессионально-управленческой культуры может быть понята и изучена на основе анализа трех ее уровней: на общенациональном уровне государственной службы как публично-правового института и носителя специфической корпоративной культуры; на уровне госучреждения с его стилем работы, который нормируется из совокупности принятых устойчивых образцов административной этики, социально-политических ценностей и правовых норм, накопленных коллективом традиций, прошлого опыта и современных ориентации, т. е. организационной культуры; на уровне личности государственного служащего, культура которого вмещает в себя определенную совокупность профессиональных качеств и свойств, убеждений, знаний и навыков, определенный репертуар управленческих технологий.