Процедура

По содержанию   1) принимается решение о разработке проекта управленческого нормативного акта   Более простая процедура принятия нормативных актов -руководитель органа исполнительной власти после подготовки проекта сразу может его утвердить
2) создается текст проекта
3) проект проходит стадии предварительного обсуждения, доработки, согласования с соответствующими органами
4) организуется обсуждение проекта в правотворческом органе
5) проект утверждается и опубликовывается

16.2.3. Принципы нормо'творческой управленческой деятельности Известно, что деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц в силу ее общественной значимости должна быть регламентирована в гораздо большей степени, чем деятельность фир­мы или частного лица. Известно также и то, что субъекты исполни­тельной власти, находясь в непосредственной близости к гражданам, потребителям государственных услуг, к практике правоприменения, в числе первых реагируют на недостатки системы действующего пра­ва, с которыми сталкиваются правоприменительные органы и которые препятствуют решению стоящих перед государством задач. Эти обстоятельства объясняют инициативную право(нормо)творческую дея­тельность органов государственного (муниципального) управления.

От современной и качественной нормотворческой управленческой деятельности зависит, будут ли создаваемые в стране законы «живы­ми», сумеют ли юридические нормы соединиться с активными обще ценными отношениями, перекрыть дорогу правонарушениям, пре­одолеть пробельность права.

Пробельность права — ситуация, когда обнаруживается недоста­точность (отсутствие) праворегулирующих норм, «молчание» права там, где оно должно «говорить»[73].

Подчеркивая положительную сторону инициирования правотвор­чества органами административного управления, нельзя при этом не заметить, что отдельные министерства, территориальные органы вла­сти чрезмерно увлекаются нормотворчеством и тогда неизбежно на-. ступает «инфляция» правовых норм, от которой страдают как государ­ственные служащие, так и граждане.

Какими принципами должны руководствоваться субъекты нормотворческой управленческой деятельности при подготовке администра­тивных актов, индивидуальных предписаний регулятивно-координирующего и разъясняющего характера?

• Принцип приоритета закона выражает тот факт, что исполни­тельная власть не может принимать акты, противоречащие закону (можно делать только то, что разрешено законом).

• Принцип системности правовых норм означает их взаимоувязанность, соподчиненность, непротиворечивость, беспробельность.

• Принцип своевременности и социальной значимости. Правотвор­ческая роль органов управления тем выше, чем больше администра­тивные предписания соответствуют объективным потребностям об­щества, представлениям граждан о справедливости.

• Принцип оговорки в законе означает, что административный процесс происходит только на основе закона, но из формулировки закона вытекает право администрации на выбор: оно либо записано в законе, либо подразумевается (употребляется слово «может»). Если же в предписании говорится «должен», то это означает: администра­ция по типичным случаям должна принимать определенное решение. В нетипичных случаях у администрации есть право на выбор (сво­бодное усмотрение — «милость победителя»), при этом администра­ция должна доказать, что случай нетипичен.

Принцип оговорки в законе вступает в силу там и тогда, когда до­пускается вмешательство в права граждан.

Вмешательство — это посягательство на права граждан, осуществ­ляемое либо через правовой акт (прежде всего административный), либо через управленческую деятельность.

• Принцип пропорциональности или соответствия означает, что каждая административная мера должна соответствовать следующим требованиям: 1) конкретности или правовой и фактической возмож­ности; 2) пригодности; 3) необходимости; 4) соразмерности.

Конкретность означает следующее: администрация не может от­дать распоряжение, которое адресат не может и не должен выполнить (например, требовать от гражданина освободить дом, когда он сдал его в аренду, — это квалифицируется как правовая невозможность).

Мера пригодна (надлежащая), если помогает достичь общественно значимой цели (например, требовать от фабрики надстроить трубу — дорого, а концентрация вредных веществ снизится минимально).

Необходима административная мера (обязательна) тогда, когда нет других средств, в меньшей степени нарушающих интересы граждан и общества. Например, нельзя увозить автомашину с места запрещен­ной стоянки во двор буксировочной службы, если поблизости есть парковочная стоянка.

Мера соразмерна — означает другими словами, что не следует из «пушек стрелять по воробьям». (Ресторан закрыли невовремя — нель­зя же отбирать лицензию.)

• Принцип открытости и гласности — это фундаментальная черта демократического правотворческого процесса, должна присутство­вать в административно-управленческой деятельности, с тем чтобы обеспечить возможность гражданского общества установить над ней контроль, скорректировать ее течение. Говоря о гласности, следует
иметь в виду прежде всего ее информационную нагрузку. Предвари­ тельное обсуждение нормативных установок обязательно не только среди тех, кто эти нормы издает, но прежде всего среди тех, кому эти нормы использовать. В более широком смысле следует вести речь о создании целостного механизма социальной экспертизы вновь создаваемых норм.

16.2.4. Правила юридической техники оформления правового акта Административное право регулирует значительный круг специали­зированных отношений, постоянно увеличивается количество инфор­мации, содержащейся в нормативных актах. Актуальным поэтому яв­ляется вопрос о нормативном закреплении не только принципов пра­вотворческого процесса, но также правил нормотворческой техники.

Думаем, что в этих правилах должны четко оговариваться некото­рые моменты. Например, преамбула должна содержать вводные поло­жения, разъясняющие цели и мотивы издания акта, его основные за­дачи.

• Нормативные правила в преамбулу не включаются. Норматив­ные положения правового акта следует излагать в виде статей, имею­щих сквозную нумерацию арабскими цифрами. К статьям, как правило, должны даваться заголовки, в которых обозначается предмет регулирования соответствующей статьи. Желательна нумерация час­тей статьи, сформулированных в виде отдельных абзацев, арабскими цифрами с точкой. Крупные акты в зависимости от объема и харак­тера нормативного материала могут содержать разделы и главы.

• Следует полностью исключить из практики правотворчества тексты, содержащие указания на изменение правовых предписаний «в части», и вместо них формулировать нормы, содержащие новую ре­дакцию акта.

• Следует помнить, что употребление большого количества словделает любой документ уязвимым, ибо расширяет возможность раз­ личного истолкования его положений. В то же время необходимо вводить в юридический оборот, объяснять новые понятия, позволяю­щие адекватно отражать изменения, происходящие в социально-пра­вовой сфере.

• Общим правилом культурологического характера должна стать установка на то, чтобы «с русскими говорили по-русски» и каждый правовой акт был доступен «человеку со средним интеллектом». В данном контексте будет уместно привести мнение профессора кон­ституционного права Леонского университета Мануэля Б. Гарсия Альвареса: «Современный русский язык буквально задыхается от вар­варизмов — слов, заимствованных из иностранных языков, прежде всего из романских и германских. Этот процесс стал набирать темпы с началом вашей перестройки...»[74]

• Табличная форма изложения части нормативно-правового тек­ста позволяет повысить точность, ясность, компактность изложения, усилить формальную определенность акта.

Думаем, что использование Правил юридической техники как раз способствовало бы большему пониманию текстов нормативно-право­вых актов как специалистами, так и гражданами России

16.3. Правоприменительная управленческая деятельность

Правоприменительная управленческая деятельность — это разре­шение конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм. В процессе правового регулирования общественных отношений правоприменительная деятельность занимает центральное место. От нее в решающей степени зависит правильное, своевремен­ное и эффективное осуществление нормативно-правовых предписа­ний. Она способствует реализации субъективных прав и юридических обязанностей, служит надежным средством укрепления законности и правопорядка, гарантией прав граждан. Эффективность осуществ­ляемых преобразований находится в прямой зависимости от качества применения нормативно-правовых предписаний. Поэтому проблемы реализации права, применения права выдвигаются на первый план, привлекают к себе пристальное внимание административной науки и практики.

Происходящие в общественной жизни изменения требуют переос­мысления отдельных сторон правоприменения. Это связано с появле­нием совершенно новых субъектов правопорядка, трансформацией взаимоотношений между его участниками, необходимостью совершен­ствования правореализационного процесса, повышения его эффектив­ности, качества, упрочения гарантий прав и свобод граждан, усиления их правозащищенности.

Исследование вопросов применения правовых норм, форм и мето­дов правоприменительной управленческой деятельности позволяет по­высить «инструментальную» значимость права, открыть новые воз­можности его осуществления в целях формирования правового госу­дарства, демократизации общественной жизни, создания стабильной обстановки в стране.

16.3.1. Понятие механизма правоприменения

Если правоприменение — одна из важнейших сторон функциони­рования государства и государственного аппарата, то необходимо по­нять — с чего начинается и чем завершается процесс правопримене­ния, какие последствия вызывает правоприменительный акт, т. е. ка­ков механизм правоприменения.

Под механизмом правоприменения понимаем совокупность взаи­мообусловленных и взаимосвязанных правовых средств, используемых го­сударством, его органами, должностными лицами в целях обеспече­ния законного, справедливого, обоснованного применения права в соответствии с волей законодателя.

Механизм связывает применяемую норму права с ее полным осу­ществлением в поведении субъектов правоотношений — это система правовых актов, действий, решений компетентных органов и лиц, вслед за которыми появляются, проявляются и претворяются в жизнь организующая и обеспечивающая функции правоприменения.

16.3.2. Процедура правоприменительной деятельности, ее стадии • Применение права начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и от­ношение. Фактические обстоятельства — это жизненные факты, об­разующие основу применения права. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. На этой стадии проясняется вопрос об основании для правоприменитель­ной деятельности, в ходе которой предстоит издать специальное ре­шение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязан­ностями.

Под основаниями правоприменительной деятельности понимаются такие обстоятельства и ситуации в реальной жизни, когда компетент­ному органу для возникновения и «движения» правоотношения необ­ходимо принять индивидуально-конкретное властное решение. К та­ким обстоятельствам относятся следующие:

— когда определенные правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующих правоприменительных органов. Напри­мер, регистрация сделки между гражданами (купля-продажа) нотари­альными органами;

— если возникает спор о праве и стороны не могут сами прийти к согласительному решению;

— когда ненадлежащим образом используются права и обязанно­сти или существуют препятствия для их реализации;

— когда требуется официально установить наличие или отсутст­вие конкретных фактов и признать их юридически значимыми (при­знание в судебном порядке гражданина безвестно отсутствующим или восстановление прав по утраченным документам на предъявителя);

— когда имеет место правонарушение и правонарушителю необ­ходимо установить конкретную меру юридической ответственности или определенные меры государственного воздействия. Акт примене­ния вместе с соответствующей нормой права служит обязательным основанием ответственности в сфере правового регулирования;

— когда без правоприменительного акта не возникает правоотно­шение, не реализуется норма.

• Следующая стадия применения права — это выбор и анализ юридических норм для установления (образования) юридической (пра­вовой) основы решения дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста правового акта. Выбор юридических норм на основании достоверного и точного законодательного текста осу­ществляется главным образом путем правовой квалификации (юри­дической оценки путем отнесения • к определенным юридическим нормам) фактических обстоятельств дела. Доминирующим звеном (элементом) этой стадии деятельности является правильное исполь­зование воли законодателя, выраженной в подлежащей применению правовой норме, разрешение какой-либо конкретной жизненной си­туации в соответствии с этим.

Юридические коллизии и конфликты при применении правовых ак­тов. Конституция РФ существенно расширила права субъектов Феде­рации, наделив каждый из них правом иметь свое законодательство (ст. 5, ч, 1). В связи с этим возрастает возможность расхождений и противоречии между федеральным законодательством и нормотвор­чеством субъектов Федерации, равно как и различий в законодатель­стве достаточно многочисленных субъектов Федерации.

Нередко возникает необходимость определить:

а) какой их двух конкурирующих законов является сильнее и должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу; б) какой закон (правовая норма) должен быть применен в кон­кретной ситуации, если она может подпасть под действие нескольких законов (правовых норм).

Почти всем государствам с федеративным устройством известны юридические конфликты — коллизии. Их причинами могут быть не­совпадения политических или экономических интересов, а также не­умение законодателей обеспечить необходимую в условиях федерации гармонизацию права. Правила по разрешению юридических коллизий должны быть едиными и установлены в централизованном порядке.

Конституция РФ относит разрешение коллизий к предметам веде­ния РФ как таковой (ст. 71, ч. 1), что обеспечивает единое правовое пространство России. Правила решения коллизий по вертикали, т. е. между федеральным законом и правовыми актами субъектов Федера­ции, основаны на принципе верховенства Конституции РФ и феде­ральных законов на всей территории страны (ст. 4, ч. 2).

Единственное исключение из этого правила — когда федеральный закон противоречит нормативному правовому акту субъекта Федера­ции, изданному в рамках его исключительной компетенции (ст. 73); в этом случае действует нормативный правовой акт субъекта Федера­ции. Споры, возникающие в случаях коллизий по вертикали, решает Конституционный Суд РФ.

Конституция РФ содержит еще одну важную коллизионную нор­му: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, применяются правила меж­дународного договора (ст. 15, ч. 4).

Важная часть федерального коллизионного права — коллизионные нормы, определяющие, закон какого из двух или нескольких субъектов Федерации должен быть применен по конкретному делу. В мировой практике сложился целый ряд принципов (так называемых коллизион­ных привязок), на основе которых решается этот вопрос, например в имущественных спорах применяется закон места совершения сделки, закон места нахождения имущества). Для конституционного права важ­ны привязки, определяющие, какой закон применяется к иностран­цу — национальный или закон местожительства.

В российском законодательстве коллизионные нормы содержатся в гражданском, семейном праве и в законодательных актах других от­раслей права.

• Стадия решения дела и документального оформления принятого решения.

Решение юридического дела — это завершающая фаза, итог при­менения права. Его результат — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — приговора, решения, определения, заклю­чения и т. д.

• Следующая стадия правоприменительной деятельности — это реализация норм права в конкретных правоотношениях.

Под реализацией норм права понимается поведение граждан, иных лиц, государственных органов, соответствующее нормам права, или, иначе говоря, правомерное поведение. Нормы права, закрепленные ими субъективные права и обязанности воплощаются в конкретных действиях, поступках. Тем самым достигается конечная цель правового регулирования: В обществе создается система отношений, правовые порядки, которые желал видеть правотворческий орган, принимая со­ответствующую норму права.

Реализация норм права — это воплощение предписаний государ­ственных органов, должностных лиц в реальной деятельности субъек­тов права, превращение их требований в правомерное поведение.

Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими, управомочивающими.

Они воплощаются в соответствующем поведении. Реализация их в конкретных отношениях осуществляется в четырех формах: соблю­дении, использовании, исполнении и применении.

Соблюдение — это форма реализации норм права, когда граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом дей­ствий. Установленные законом уголовные, административно-правовые и иные запреты не реализуются.

Использование права — форма реализации норм права, когда граж­дане, иные лица используют предоставленные им субъективные права в виде дозволений или правомочий. Субъект по своему желанию реа­лизует предоставленные права собственными действиями либо вступа­ет в конкретные правоотношения.

Исполнение — форма реализации норм права, когда граждане, иные лица исполняют возложенные на них обязанности. Субъект со­вершает действия, прямо предусмотренные нормой права. Обязан­ность признается исполненной при условии, что она выполнена во­время, в надлежащем месте и надлежащим образом. Неисполнение обязанности, равно как и ее ненадлежащее исполнение, признается правонарушением и влечет за собой применение юридической ответ­ственности.

Результаты правореализации — это конечный итог правомерного поведения субъектов, который и следует рассматривать в качестве со­циально ценных последствий. К ним можно отнести издание правово­го акта, наступление предусмотренных правом последствий, удовле­творение законных интересов субъектов, пользование материальными и духовными благами и т. д.

Таким образом, применение права — это осуществляемая в уста­новленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, а также на то уполномоченных общественных объединений по созданию юри­дических фактов, развитию новых отношений и событий путем реали­зации властных полномочий. Главным принципом правоприменитель­ной практики является властный исполнительно-распорядительный характер деятельности, осуществляемый в определенных процессуаль­ных формах.

Изложенный материал можно представить следующей схемой:

Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц

исполнительной власти, разрешение конкретных управленческих дел

на основе соответствующих правовых норм

— установление фактических обстоятельств дела

— выбор соответствующей нормы права, которую можно применить для решения определенного вопроса

— толкование правовой нормы

- принятие индивидуального акта

— реализация акта и применение нормы права

Вопросы для размышления и самоконтроля

1. В каких формах материализуются результаты управленческой деятельности?

2. В нём смысл и содержание правотворческой управленческой деятельности?

3. Охарактеризуйте стадии процедуры издания нормативных актов.

4. Что такое правовой управленческий акт? Каковы принципы при­нятия и правила оформления правовых актов?

5. Что означает понятие «механизм правоприменения»?

6. Охарактеризуйте стадии процедуры правоприменительной дея­тельности.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: