По содержанию | 1) принимается решение о разработке проекта управленческого нормативного акта | Более простая процедура принятия нормативных актов -руководитель органа исполнительной власти после подготовки проекта сразу может его утвердить | ||
2) создается текст проекта | ||||
3) проект проходит стадии предварительного обсуждения, доработки, согласования с соответствующими органами | ||||
4) организуется обсуждение проекта в правотворческом органе | ||||
5) проект утверждается и опубликовывается |
16.2.3. Принципы нормо'творческой управленческой деятельности Известно, что деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц в силу ее общественной значимости должна быть регламентирована в гораздо большей степени, чем деятельность фирмы или частного лица. Известно также и то, что субъекты исполнительной власти, находясь в непосредственной близости к гражданам, потребителям государственных услуг, к практике правоприменения, в числе первых реагируют на недостатки системы действующего права, с которыми сталкиваются правоприменительные органы и которые препятствуют решению стоящих перед государством задач. Эти обстоятельства объясняют инициативную право(нормо)творческую деятельность органов государственного (муниципального) управления.
|
|
От современной и качественной нормотворческой управленческой деятельности зависит, будут ли создаваемые в стране законы «живыми», сумеют ли юридические нормы соединиться с активными обще ценными отношениями, перекрыть дорогу правонарушениям, преодолеть пробельность права.
Пробельность права — ситуация, когда обнаруживается недостаточность (отсутствие) праворегулирующих норм, «молчание» права там, где оно должно «говорить»[73].
Подчеркивая положительную сторону инициирования правотворчества органами административного управления, нельзя при этом не заметить, что отдельные министерства, территориальные органы власти чрезмерно увлекаются нормотворчеством и тогда неизбежно на-. ступает «инфляция» правовых норм, от которой страдают как государственные служащие, так и граждане.
Какими принципами должны руководствоваться субъекты нормотворческой управленческой деятельности при подготовке административных актов, индивидуальных предписаний регулятивно-координирующего и разъясняющего характера?
• Принцип приоритета закона выражает тот факт, что исполнительная власть не может принимать акты, противоречащие закону (можно делать только то, что разрешено законом).
• Принцип системности правовых норм означает их взаимоувязанность, соподчиненность, непротиворечивость, беспробельность.
|
|
• Принцип своевременности и социальной значимости. Правотворческая роль органов управления тем выше, чем больше административные предписания соответствуют объективным потребностям общества, представлениям граждан о справедливости.
• Принцип оговорки в законе означает, что административный процесс происходит только на основе закона, но из формулировки закона вытекает право администрации на выбор: оно либо записано в законе, либо подразумевается (употребляется слово «может»). Если же в предписании говорится «должен», то это означает: администрация по типичным случаям должна принимать определенное решение. В нетипичных случаях у администрации есть право на выбор (свободное усмотрение — «милость победителя»), при этом администрация должна доказать, что случай нетипичен.
Принцип оговорки в законе вступает в силу там и тогда, когда допускается вмешательство в права граждан.
Вмешательство — это посягательство на права граждан, осуществляемое либо через правовой акт (прежде всего административный), либо через управленческую деятельность.
• Принцип пропорциональности или соответствия означает, что каждая административная мера должна соответствовать следующим требованиям: 1) конкретности или правовой и фактической возможности; 2) пригодности; 3) необходимости; 4) соразмерности.
Конкретность означает следующее: администрация не может отдать распоряжение, которое адресат не может и не должен выполнить (например, требовать от гражданина освободить дом, когда он сдал его в аренду, — это квалифицируется как правовая невозможность).
Мера пригодна (надлежащая), если помогает достичь общественно значимой цели (например, требовать от фабрики надстроить трубу — дорого, а концентрация вредных веществ снизится минимально).
Необходима административная мера (обязательна) тогда, когда нет других средств, в меньшей степени нарушающих интересы граждан и общества. Например, нельзя увозить автомашину с места запрещенной стоянки во двор буксировочной службы, если поблизости есть парковочная стоянка.
Мера соразмерна — означает другими словами, что не следует из «пушек стрелять по воробьям». (Ресторан закрыли невовремя — нельзя же отбирать лицензию.)
• Принцип открытости и гласности — это фундаментальная черта демократического правотворческого процесса, должна присутствовать в административно-управленческой деятельности, с тем чтобы обеспечить возможность гражданского общества установить над ней контроль, скорректировать ее течение. Говоря о гласности, следует
иметь в виду прежде всего ее информационную нагрузку. Предвари тельное обсуждение нормативных установок обязательно не только среди тех, кто эти нормы издает, но прежде всего среди тех, кому эти нормы использовать. В более широком смысле следует вести речь о создании целостного механизма социальной экспертизы вновь создаваемых норм.
16.2.4. Правила юридической техники оформления правового акта Административное право регулирует значительный круг специализированных отношений, постоянно увеличивается количество информации, содержащейся в нормативных актах. Актуальным поэтому является вопрос о нормативном закреплении не только принципов правотворческого процесса, но также правил нормотворческой техники.
Думаем, что в этих правилах должны четко оговариваться некоторые моменты. Например, преамбула должна содержать вводные положения, разъясняющие цели и мотивы издания акта, его основные задачи.
• Нормативные правила в преамбулу не включаются. Нормативные положения правового акта следует излагать в виде статей, имеющих сквозную нумерацию арабскими цифрами. К статьям, как правило, должны даваться заголовки, в которых обозначается предмет регулирования соответствующей статьи. Желательна нумерация частей статьи, сформулированных в виде отдельных абзацев, арабскими цифрами с точкой. Крупные акты в зависимости от объема и характера нормативного материала могут содержать разделы и главы.
|
|
• Следует полностью исключить из практики правотворчества тексты, содержащие указания на изменение правовых предписаний «в части», и вместо них формулировать нормы, содержащие новую редакцию акта.
• Следует помнить, что употребление большого количества словделает любой документ уязвимым, ибо расширяет возможность раз личного истолкования его положений. В то же время необходимо вводить в юридический оборот, объяснять новые понятия, позволяющие адекватно отражать изменения, происходящие в социально-правовой сфере.
• Общим правилом культурологического характера должна стать установка на то, чтобы «с русскими говорили по-русски» и каждый правовой акт был доступен «человеку со средним интеллектом». В данном контексте будет уместно привести мнение профессора конституционного права Леонского университета Мануэля Б. Гарсия Альвареса: «Современный русский язык буквально задыхается от варваризмов — слов, заимствованных из иностранных языков, прежде всего из романских и германских. Этот процесс стал набирать темпы с началом вашей перестройки...»[74]
• Табличная форма изложения части нормативно-правового текста позволяет повысить точность, ясность, компактность изложения, усилить формальную определенность акта.
Думаем, что использование Правил юридической техники как раз способствовало бы большему пониманию текстов нормативно-правовых актов как специалистами, так и гражданами России
16.3. Правоприменительная управленческая деятельность
Правоприменительная управленческая деятельность — это разрешение конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм. В процессе правового регулирования общественных отношений правоприменительная деятельность занимает центральное место. От нее в решающей степени зависит правильное, своевременное и эффективное осуществление нормативно-правовых предписаний. Она способствует реализации субъективных прав и юридических обязанностей, служит надежным средством укрепления законности и правопорядка, гарантией прав граждан. Эффективность осуществляемых преобразований находится в прямой зависимости от качества применения нормативно-правовых предписаний. Поэтому проблемы реализации права, применения права выдвигаются на первый план, привлекают к себе пристальное внимание административной науки и практики.
|
|
Происходящие в общественной жизни изменения требуют переосмысления отдельных сторон правоприменения. Это связано с появлением совершенно новых субъектов правопорядка, трансформацией взаимоотношений между его участниками, необходимостью совершенствования правореализационного процесса, повышения его эффективности, качества, упрочения гарантий прав и свобод граждан, усиления их правозащищенности.
Исследование вопросов применения правовых норм, форм и методов правоприменительной управленческой деятельности позволяет повысить «инструментальную» значимость права, открыть новые возможности его осуществления в целях формирования правового государства, демократизации общественной жизни, создания стабильной обстановки в стране.
16.3.1. Понятие механизма правоприменения
Если правоприменение — одна из важнейших сторон функционирования государства и государственного аппарата, то необходимо понять — с чего начинается и чем завершается процесс правоприменения, какие последствия вызывает правоприменительный акт, т. е. каков механизм правоприменения.
Под механизмом правоприменения понимаем совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных правовых средств, используемых государством, его органами, должностными лицами в целях обеспечения законного, справедливого, обоснованного применения права в соответствии с волей законодателя.
Механизм связывает применяемую норму права с ее полным осуществлением в поведении субъектов правоотношений — это система правовых актов, действий, решений компетентных органов и лиц, вслед за которыми появляются, проявляются и претворяются в жизнь организующая и обеспечивающая функции правоприменения.
16.3.2. Процедура правоприменительной деятельности, ее стадии • Применение права начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и отношение. Фактические обстоятельства — это жизненные факты, образующие основу применения права. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. На этой стадии проясняется вопрос об основании для правоприменительной деятельности, в ходе которой предстоит издать специальное решение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязанностями.
Под основаниями правоприменительной деятельности понимаются такие обстоятельства и ситуации в реальной жизни, когда компетентному органу для возникновения и «движения» правоотношения необходимо принять индивидуально-конкретное властное решение. К таким обстоятельствам относятся следующие:
— когда определенные правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующих правоприменительных органов. Например, регистрация сделки между гражданами (купля-продажа) нотариальными органами;
— если возникает спор о праве и стороны не могут сами прийти к согласительному решению;
— когда ненадлежащим образом используются права и обязанности или существуют препятствия для их реализации;
— когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми (признание в судебном порядке гражданина безвестно отсутствующим или восстановление прав по утраченным документам на предъявителя);
— когда имеет место правонарушение и правонарушителю необходимо установить конкретную меру юридической ответственности или определенные меры государственного воздействия. Акт применения вместе с соответствующей нормой права служит обязательным основанием ответственности в сфере правового регулирования;
— когда без правоприменительного акта не возникает правоотношение, не реализуется норма.
• Следующая стадия применения права — это выбор и анализ юридических норм для установления (образования) юридической (правовой) основы решения дела. Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста правового акта. Выбор юридических норм на основании достоверного и точного законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой квалификации (юридической оценки путем отнесения • к определенным юридическим нормам) фактических обстоятельств дела. Доминирующим звеном (элементом) этой стадии деятельности является правильное использование воли законодателя, выраженной в подлежащей применению правовой норме, разрешение какой-либо конкретной жизненной ситуации в соответствии с этим.
Юридические коллизии и конфликты при применении правовых актов. Конституция РФ существенно расширила права субъектов Федерации, наделив каждый из них правом иметь свое законодательство (ст. 5, ч, 1). В связи с этим возрастает возможность расхождений и противоречии между федеральным законодательством и нормотворчеством субъектов Федерации, равно как и различий в законодательстве достаточно многочисленных субъектов Федерации.
Нередко возникает необходимость определить:
а) какой их двух конкурирующих законов является сильнее и должен действовать в том случае, если они противоречат друг другу; б) какой закон (правовая норма) должен быть применен в конкретной ситуации, если она может подпасть под действие нескольких законов (правовых норм).
Почти всем государствам с федеративным устройством известны юридические конфликты — коллизии. Их причинами могут быть несовпадения политических или экономических интересов, а также неумение законодателей обеспечить необходимую в условиях федерации гармонизацию права. Правила по разрешению юридических коллизий должны быть едиными и установлены в централизованном порядке.
Конституция РФ относит разрешение коллизий к предметам ведения РФ как таковой (ст. 71, ч. 1), что обеспечивает единое правовое пространство России. Правила решения коллизий по вертикали, т. е. между федеральным законом и правовыми актами субъектов Федерации, основаны на принципе верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны (ст. 4, ч. 2).
Единственное исключение из этого правила — когда федеральный закон противоречит нормативному правовому акту субъекта Федерации, изданному в рамках его исключительной компетенции (ст. 73); в этом случае действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Споры, возникающие в случаях коллизий по вертикали, решает Конституционный Суд РФ.
Конституция РФ содержит еще одну важную коллизионную норму: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, применяются правила международного договора (ст. 15, ч. 4).
Важная часть федерального коллизионного права — коллизионные нормы, определяющие, закон какого из двух или нескольких субъектов Федерации должен быть применен по конкретному делу. В мировой практике сложился целый ряд принципов (так называемых коллизионных привязок), на основе которых решается этот вопрос, например в имущественных спорах применяется закон места совершения сделки, закон места нахождения имущества). Для конституционного права важны привязки, определяющие, какой закон применяется к иностранцу — национальный или закон местожительства.
В российском законодательстве коллизионные нормы содержатся в гражданском, семейном праве и в законодательных актах других отраслей права.
• Стадия решения дела и документального оформления принятого решения.
Решение юридического дела — это завершающая фаза, итог применения права. Его результат — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — приговора, решения, определения, заключения и т. д.
• Следующая стадия правоприменительной деятельности — это реализация норм права в конкретных правоотношениях.
Под реализацией норм права понимается поведение граждан, иных лиц, государственных органов, соответствующее нормам права, или, иначе говоря, правомерное поведение. Нормы права, закрепленные ими субъективные права и обязанности воплощаются в конкретных действиях, поступках. Тем самым достигается конечная цель правового регулирования: В обществе создается система отношений, правовые порядки, которые желал видеть правотворческий орган, принимая соответствующую норму права.
Реализация норм права — это воплощение предписаний государственных органов, должностных лиц в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение.
Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими, управомочивающими.
Они воплощаются в соответствующем поведении. Реализация их в конкретных отношениях осуществляется в четырех формах: соблюдении, использовании, исполнении и применении.
Соблюдение — это форма реализации норм права, когда граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий. Установленные законом уголовные, административно-правовые и иные запреты не реализуются.
Использование права — форма реализации норм права, когда граждане, иные лица используют предоставленные им субъективные права в виде дозволений или правомочий. Субъект по своему желанию реализует предоставленные права собственными действиями либо вступает в конкретные правоотношения.
Исполнение — форма реализации норм права, когда граждане, иные лица исполняют возложенные на них обязанности. Субъект совершает действия, прямо предусмотренные нормой права. Обязанность признается исполненной при условии, что она выполнена вовремя, в надлежащем месте и надлежащим образом. Неисполнение обязанности, равно как и ее ненадлежащее исполнение, признается правонарушением и влечет за собой применение юридической ответственности.
Результаты правореализации — это конечный итог правомерного поведения субъектов, который и следует рассматривать в качестве социально ценных последствий. К ним можно отнести издание правового акта, наступление предусмотренных правом последствий, удовлетворение законных интересов субъектов, пользование материальными и духовными благами и т. д.
Таким образом, применение права — это осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, а также на то уполномоченных общественных объединений по созданию юридических фактов, развитию новых отношений и событий путем реализации властных полномочий. Главным принципом правоприменительной практики является властный исполнительно-распорядительный характер деятельности, осуществляемый в определенных процессуальных формах.
Изложенный материал можно представить следующей схемой:
Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц
исполнительной власти, разрешение конкретных управленческих дел
на основе соответствующих правовых норм
— установление фактических обстоятельств дела
— выбор соответствующей нормы права, которую можно применить для решения определенного вопроса
— толкование правовой нормы
- принятие индивидуального акта
— реализация акта и применение нормы права
Вопросы для размышления и самоконтроля
1. В каких формах материализуются результаты управленческой деятельности?
2. В нём смысл и содержание правотворческой управленческой деятельности?
3. Охарактеризуйте стадии процедуры издания нормативных актов.
4. Что такое правовой управленческий акт? Каковы принципы принятия и правила оформления правовых актов?
5. Что означает понятие «механизм правоприменения»?
6. Охарактеризуйте стадии процедуры правоприменительной деятельности.
.