Налоги в современном обществе – это обязательный элемент экономической системы любого государства, основная форма его доходов. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического влияния государства на развитие реального сектора экономики, его динамику и структуру, на развитие НТП. Налоги имеют историчесий характер. Историческое развитие форм налогообложения приведено в рис.5.1.
Рис.5.1. Историческое развитие форм налогообложения.
Налог – универсальная исходная категория, которая выражает основные сущностные черты и свойства финансов в любой экономической системе. На различных этапах исторического развития налоги отвечали особенностям самого исторического периода.
Главными предпосылками возникновения налогов считаются:
· переход от натурального хозяйства к денежному;
· возникновение государства
Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются государственные расходы.
|
|
Экономическая теория характеризует налог как специфическую форму экономических отношенийгосударства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения и с каждым членом общества.
Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. В этих отношениях государство является главным, решающим действующим лицом, которое устанавливает налоги, а плательщики налогов – исполнителями налогового законодательства государства.
Специфичность этих отношений состоит, во-первых, в обязательном характере налогов (они представляют собой часть ВВП, принудительно изымаемую государством у юридических и физических лиц); во-вторых, в их безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие экономики государства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, то есть возвращаются плательщикам косвеннно).
Взимание налогов осуществляется властью государства при наличиисоответствующего налогового законодательства, то есть в форме правовых отношений, однако стороны не скрепляют эти отношения в форме определенного договора или контракта. Взимание налога выступает односторонним процессом и имеет безвозмездный и обязательный характер для конкретного плательщика. Налоговые отношения имеют одностороннюю направленность – от плательщика к государству.
Взимание государством в интересах общества определенной доли ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
|
|
Экономическое содержание налогов отражается взаимоотношениями субъектов хозяйствования и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов. Независимо от объекта налогообложения общим источником налоговых поступлений является ВВП, который формирует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной деятельности в нацилнальном масштабе.
Однако процесс стоимостного распределения ВВП не ограничивается созданием первичных денежных доходов, а продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства с помощью законодательно установленных налогов и сборов при формировании государственных целевых фондов.
Источником налогов является вновь созданная стоимость национального дохода.
Налоги по своему экономическому содержанию – это основной инструмент государственного распределения и перераспределения доходов и финансовых ресурсов.
Таким образом, налоги как экономическая категория – это финансовые отношения между государством и плательщиками налогов по поводу принудительного изъятия части вновь созданной стоимости с целью формирования централизованных фондов финансовых ресурсов, необходимых для выполнения государством его функций.
Основные характерные особенности налогов, по сравнению с другими обязательными платежами в бюджет приведены на рис.5.2.
№ п/п | податки | платежі (збори) |
безповоротність (можуть бути повернуті тільки при переплаті) | можуть повертатися | |
односторонність встановлення | можуть бути не односторонніми | |
сплачуються лише до бюджету | можуть сплачуватись у централізовані або децентралізовані фонди | |
не мають цільового призначення | можуть мати цільове призначення | |
є атрибутом держави і базуються на актах вищої юридичної сили | можуть базуватися і на підзаконних актах |
Рис 5.2.Различия междуналогами и другими обязательными платежами
Таким образом, налоги – обязательные платежи, устанавливаемые законодательно государством, уплачиваемые юридическими и физическими лицами в процессе распределения и перераспределения частистоимости ВВП и аккумулируемые в централизованных денежных фондах для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на него функций.
Сущностьналогов как экономической категории проявляется в их функциях
Функции налога – это проявление сущности налога в действии, способ выражения его свойств.
Налоги выполняют две функции:
· фискальную;
· распределительно –регулирующую(рис. 5.3.).
Рис 5.3. Функцииналогов.
Для познания природы налога необходимо четко определить основные элементы, характеризующие внутреннее содержание этого понятия (рис.5.4.)
Рис 5.4. Основныеэлементыналогов
Для определения места и роли каждого налога в общественном производстве
очень важна классификация налогов. Она осуществляется по определенным
признакам (рис.5.5).
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ |
-
|
Рис. 5.5. Классификация налогов