Сущность, необходимость и виды налогов

Налоги в современном обществе – это обязательный элемент экономической системы любого государства, основная форма его доходов. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического влияния государства на развитие реального сектора экономики, его динамику и структуру, на развитие НТП. Налоги имеют историчесий характер. Историческое развитие форм налогообложения приведено в рис.5.1.

Рис.5.1. Историческое развитие форм налогообложения.

Налог – универсальная исходная категория, которая выражает основные сущностные черты и свойства финансов в любой экономической системе. На различных этапах исторического развития налоги отвечали особенностям самого исторического периода.

Главными предпосылками возникновения налогов считаются:

· переход от натурального хозяйства к денежному;

· возникновение государства

Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются государственные расходы.

Экономическая теория характеризует налог как специфическую форму экономических отношенийгосударства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения и с каждым членом общества.

Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. В этих отношениях государство является главным, решающим действующим лицом, которое устанавливает налоги, а плательщики налоговисполнителями налогового законодательства государства.

Специфичность этих отношений состоит, во-первых, в обязательном характере налогов (они представляют собой часть ВВП, принудительно изымаемую государством у юридических и физических лиц); во-вторых, в их безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие экономики государства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, то есть возвращаются плательщикам косвеннно).

Взимание налогов осуществляется властью государства при наличиисоответствующего налогового законодательства, то есть в форме правовых отношений, однако стороны не скрепляют эти отношения в форме определенного договора или контракта. Взимание налога выступает односторонним процессом и имеет безвозмездный и обязательный характер для конкретного плательщика. Налоговые отношения имеют одностороннюю направленность – от плательщика к государству.

Взимание государством в интересах общества определенной доли ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Экономическое содержание налогов отражается взаимоотношениями субъектов хозяйствования и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов. Независимо от объекта налогообложения общим источником налоговых поступлений является ВВП, который формирует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной деятельности в нацилнальном масштабе.

Однако процесс стоимостного распределения ВВП не ограничивается созданием первичных денежных доходов, а продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства с помощью законодательно установленных налогов и сборов при формировании государственных целевых фондов.

Источником налогов является вновь созданная стоимость национального дохода.

Налоги по своему экономическому содержанию – это основной инструмент государственного распределения и перераспределения доходов и финансовых ресурсов.

Таким образом, налоги как экономическая категорияэто финансовые отношения между государством и плательщиками налогов по поводу принудительного изъятия части вновь созданной стоимости с целью формирования централизованных фондов финансовых ресурсов, необходимых для выполнения государством его функций.

Основные характерные особенности налогов, по сравнению с другими обязательными платежами в бюджет приведены на рис.5.2.

№ п/п податки платежі (збори)
  безповоротність (можуть бути повернуті тільки при переплаті) можуть повертатися
  односторонність встановлення можуть бути не односторонніми
  сплачуються лише до бюджету можуть сплачуватись у централізовані або децентралізовані фонди
  не мають цільового призначення можуть мати цільове призначення
  є атрибутом держави і базуються на актах вищої юридичної сили можуть базуватися і на підзаконних актах

Рис 5.2.Различия междуналогами и другими обязательными платежами

Таким образом, налоги – обязательные платежи, устанавливаемые законодательно государством, уплачиваемые юридическими и физическими лицами в процессе распределения и перераспределения частистоимости ВВП и аккумулируемые в централизованных денежных фондах для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на него функций.

Сущностьналогов как экономической категории проявляется в их функциях

Функции налога – это проявление сущности налога в действии, способ выражения его свойств.

Налоги выполняют две функции:

· фискальную;

· распределительно –регулирующую(рис. 5.3.).

Рис 5.3. Функцииналогов.

Для познания природы налога необходимо четко определить основные элементы, характеризующие внутреннее содержание этого понятия (рис.5.4.)

Рис 5.4. Основныеэлементыналогов

Для определения места и роли каждого налога в общественном производстве

очень важна классификация налогов. Она осуществляется по определенным

признакам (рис.5.5).

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

-

- общегосударствен-ные; - местные


Рис. 5.5. Классификация налогов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow