Общая характеристика финансов скандинавских стран

К скандинавским государствам принадлежат 5 стран: Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Исландия. Три первые из них составляют значительный интерес в сфере организации финансов, так как в этих странах сформировано модель общественного благосостояния с наивысшими социальными стандартами и гарантиями со стороны государства. В отдельную группу эти страны объединяют не только финансовые, но и экономические, социальные, политические, а также исторические национальные признаки.

Для всех этих стран характерной является значительная перераспределительная роль государства – 55-65 % ВВП. По доле государственных расходов в ВВП Швеция, Норвегия и Финляндия занимают первые три места среди всех стран (этот показатель = соответсвенно 66, 61 и 56 %).

Уровень налогообложения в Скандинавских странах традиционно является одним из самых высокихсреди промышленно развитых стран. За счет значительного налогообложения сфера предоставления социальных услуг населению является в основном бесплатной. Государственный сектор экономики является также весомым, он составляет около трети всех предприятий. Большая доля государственных расходов осуществляется в виде трансфертных платежей, которые представляют собой форму переливания финансовых ресурсов из государственного бюджета непосредственно различным группам населения в виде помощи и субсидий.

Социальная сфера является приоритетом финансовой политики. Кроме того, что большая часть социальных услуг в Скандинавских странах являются бесплатными, они очень разнообразны по форме и доступны всем гражданам. В государственном секторе экономики и в бюджетной сфере занята значительная часть трудоспособного населения. Этот показатель составляет в Швеции – 32%, в Норвегии и Дании – около 30%, в Финляндии – 25 %. Это самые высокие показатели занятости в государственном секторе экономики среди развитых стран.

Все страны Северной Европы принадлежат к группе так называемых малых стран. Однако, по показателям ВВП и промышленного производства на душу населения Скандинавские страны занимают первые места среди государств мира.

Становление Швеции как одной из высокоразвитых стран мира связывают с возникновением термина так называемой «шведской модели». Шведская модель «государства общественного благосостояния» основана на осуществлении государством функции перераспределения национального дохода в соответствии с приоритетами общественных потребностей с целью достижения большего социального равенства и большей социальной справедливости.

В стране достаточно низкий, как для европейского государства, уровень налогообложения налогом на прибыль корпораций и одновременно очень высокие ставки налогообложения личных доходов граждан. Однако эти платежи возвращаются гражданам через широкую систему программ социальной поддержки, что не вызывает у плательщиков чувства чрезмерного налогового гнета. Подтверждением этого является достаточно низкий по европейским меркам объем теневой экономики. Налог на доходы от трудовой деятельности взимается в местные бюджеты по дифференцированным ставкам и в общегосударственный бюджет по ставкам, в зависимости от сумм годового дохода.

Основными налогами являются налог на доходы от капитала, налоги с бизнеса (на прибыль копрораций), различные виды косвенных налогов – НДС и акцизы, значительное количество взносов в социальные фонды (см. табл.18.2.). В Швеции разработана большая программа льгот и стимулов для привлечения новых инвестиций, что дает возможность снижать налоговые ставки и формировать финансовые резервы.

Таким образом, в Швеции на практике внедрена модель фискального обмена, в которой значительную долю благ, потребляемыхчеловеком, вместе с товарами рыночного характеры, становят блага, которые обеспечиваются государством.

Государство защищает людей от бедности путем предоставления помощи в связи с безработицей, выплат семьям денежных компенсаций, пенсий по возрасту, обеспечивая полноценное здравоохранение, бесплатное образование, общественное жилье. Социальная поддержка осуществляется как государственное вмешательство в жизнь людей на национальном и местном уровнях через программы социального обеспечения, образования, здравоохранения. Финансирование этой системы осуществляется за счет перераспределения доходов через страхование и налоговую политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: