Основные доходы и расходы бюджета Норвегии

доходы:

· отчисления на социальное страхование (19%);

· налог на доходыи имущество (33%);

· акцизныесборыиНДС (31%); другие

расходы:

· на социальноеобеспечениеи жилищноестроительство (39%);

· на образование (13%);

· на здравоохранение (14%), другие

Нефть составляет почти треть всего экспорта Норвегии и благодаря этому в стране был создан особый государственный финансовый институт, который консолидирует нефтяные доходы с целью их использования в далеком будущем. Большая часть ресурсов фонда размещена за границей. Сначала фонд назывался Норвежзким нефтяным фондом (создан в 1990г.) с целью предупреждения негативного влияния колебаний мировой цены на нефть на экономику и государственные финансы страны. С января 2006 г. этот фонд стал норвежским правительственным пенсионным фондом, пройдя некоторое реформирование. Среди основных задач Пенсионного фонда – страховое обеспечение пенсионных выплат и социальных расходов.

Этими расходами распоряжается не сам Пенсионный фонд, а специальная правительственная структура.

Финансовые ресурсы норвежского правительственного Пенсионного фонда переданы правительством в управление центральному Норвежскому банку, который инвестирует основную их массу исключительно за границу, для сохранения средств от чрезмерного потребительского давления и инфляции.

Возникновение государственной собственности в Норвегии в прошлом было связано с предоставлениеминфраструктурных и социальных услуг. После Второй мировой войны восстановленные за бюджетные средства активы перешли в собственность государства.

Главными сферами деятельности норвежских государственных предприятий являются:

Ø телевизионные услуги;

Ø почта;

Ø железнодорожный транспорт;

Ø производство и распределение электроэнергии;

Ø авиация;

Ø металлургия;

Ø добывающая промышленность, прежде всего нефтяная.

В последние десятилетия часть государственной собственности была приватизирована, однако государственный сектор остается значительным.

Финляндия – одна из наиболее экономически развитых европейских государств, член Евросоюза с 1995 г.(до 1917г. Финляндия входила в состав Российской империи, получила независимость после Октябрской революции 1917 г.).

Бюджетная система представлена государственным и местными бюджетами. Установленные налоги несколько ниже, чем в выше рассмотренных странах (см. табл.18.3.).

Таблица 18.3.

Налогив Финляндии:

Податки Назва податку Ставка Особливості
прямі Корпоративний податок (на прибуток підприємств) 29% обкладаються тільки ті підприємства, що мають статус окремого платника
податок на доходи індивідів (фіз.осіб) min–13% max–36%  
непрямі ПДВ базова 22% За став.8% оподатков. продаж ліків, книг, кінопрокат, фізкультурні заходи, послуги транспорту
комунальні - податок на доходи - податок на нерухомість - церковний    

Средства бюджетов направляются на финансовое обеспечение сферы услуг – образование, здравоохранение, социальную защиту населения.

Государственные компании действуют в различных отраслях – от горнодобывающей до банковской. Даже после проведения приватизации (80-е – 90-е гг. ХХ в.) государство оставляет за собой значительный пакет акций.

За период 1978-2000 гг. в стране проведено 26 приватизационных процессов, которые принесли финскому правительству 10,4 млрд.дол. доходов (в ценах 1996 г.). Эти средства были направлены на финансирование образования, вчастности университетов, на уменьшение государственного долга. Однако главной задачей было не столько получение доходов от продажи активов, а сколько создание процветающей рыночной модели экономики, максимально приближенной к западноевропейским стандартам.

Общей программы приватизации в Финляндии нет, дела с каждым конкретным предприятием решаются индивидуально. В целом выделяется три группы предприятий (см. рис.18.9.).

Рис.18.9. Особенности приватизациив Финляндии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow