Бюджет ЕС является централизованным фондом денежных средств стран-членов и одновременно финансовым планом формирования и использования финансовых ресурсов Европейского Союза. Специфика бюджета ЕС состоит в том, что он не может выполнять роль инструмента макроэкономической политики, т.е. влиять на стабилизацию экономики государств – членов. Доходы и расходы этого бюджета должны быть сбалансированными, т.е. не допускается дефицит бюджета.
Бюджет ЕС базируется на основных принципах, приведенных на рис.19.3.
Этот бюджет призван способствовать реализации политики и стратегии развития ЕС по основным направлениям, приведенным на рис.19.4.
Рис.19.3. Основные принципы построения бюджетаЕС
Рис.19.4. Главные направления реализации политики и стратегии ЕС
Доходы бюджета ЕС формируются в соответствии с принципами общей финансовой ответственности и финансовой солидарности. Это значит, что все страны-члены ЕС обязаны принимать участие в формировании доходов. Финансовая солидарность предусматривает соответствие взносов стран-членов ЕС их финансовым возможностям.
Доходы бюджета ЕС формируются за счет собственных и других доходов.
Собственные доходы бюджета объединяются в три группы:
Ø таможенная пошлина на товары, импортируемые в ЕС; сельскохозяйственные сборы; налоги на производство и хранение сахара и глюкозаместительной продукции (взимаются с целью регулирования рынка сахара в ЕС);
Ø часть суммы НДС, взимаемого на национальном уровне в странах-членах ЕС. Сумма платежа каждой страны исчисляется как процент от базы налогообложения НДС;
Ø взносы стран-участниц ЕС в соответствии с долей ВНД. Взносы определяются как процентное отношение к валовому национальному доходу и зависит от финансовой способности каждого государства.
Другие доходы бюджета составляют незначительную сумму и включают проценты по предоставленным кредитам, взносы стран, не являющихся членами ЕС, неиспользованные суммы по результатам исполнения бюджета за прошлый год.
Состав доходов и расходов бюджета ЕС приведен на рис.19.5.
Расходы бюджета ЕС объединяются в шесть групп:
1. расходы на содействие экономическому росту, поддержку конкурентоспособности и занятости (расходы на экономическую поддержку наименее развитых регионов ЕС; на развитие предпринимательства и инноваций в различных регионах; на поддержку научных исследований и внедрение их в практику);
2. расходы на программы Евросоюза, направленные на охрану и управление природными ресурсами;
3. расходы по разделу «Гражданство, свобода, безопасность и правосудие»;
4. расходы на финансирование внешних программ (относительно кооперации с другими странами, в том числе развивающимися странами (Азия, Южная Африка, Центральная и Восточная Европа);
5. административные расходы;
6. уравнительные платежи, которые будут направляться в виде помощи новым странам-членам ЕС.
Рис.19.5. Состав доходов и расходов бюджетаЕвропейского Союза.
В функционировании ЕС существуют определенные проблемы, которые определяют направления его бюджетной политики на будущее. Основными проблемами бюджетной политики ЕС являются:
Ø конкурентный характер распределения расходов и уплаты взносов (желание стран взносов платить меньше, а больше получать помощи);
Ø высокие административные расходы на содержание аппарата управления;
Ø непропорциональность распределения расходов между государствами- плательщиками и государствами-реципиентами(получателями помощи).
Начиная с 1998 г. бюджетное планирование в ЕС тесным образом связано с разработкой бюджетной стратегии. Главные направления бюджетной стратегии приведены на рис.19.6.
Рис.19.6. Концентрация приоритетов бюджета на последующие семь летв
бюджетной стратегииЕС
В бюджетном процессе ЕС важное место занимает бюджетное прогнозирование и бюджетное планирование. Бюджетным периодом является период с 1 января до 31 декабря. Разработке проекта бюджета предшествует подача министерствами и учреждениями ЕС смет их финансовых потребностей, т.е. расходов и поступлений. Еврокомисия, обработав и скорректиров их, разрабатывает проект бюджета в соответствии с утвержденной бюджетной стратегией и подает его на рассмотрение Европарламенту. Бюджет проходит в Европарламенте два чтения. После внесения поправок депутатами и комитетами проект бюджета утверждается Европарламентом совместно с Советом Е С.
Особенностью принятия поправок к бюджету, которые приведут к увеличению расходов, является принятие их квалификационным большинством (3/5 голосов).
Исполнением бюджета занимается Еврокомиссия в пределах определенных в бюджете средств и составляет отчет о его исполнении, который подает на рассмотрение Европарламента, Совета министров ЕС, других институтов и правительств государств. Каждый орган подает свои выводы относительно отчета.
Бюджетный контроль имеет трехступенчатую форму. Он включает в себя внутренний контроль, осуществляемый отдельными органами ЕС; внешний контроль, осуществляемый Счетной палатой; контроль Европарламента и Совета ЕС.