Форма економічної інтеграції | Скасування тарифів і квот між учасниками | Єдина торгівельна політика щодо третіх країн | Скасування обмежень на рух факторів виробництва (послуги, робоча сила, капітал) | Гармонізація економічної політики | Єдина валюта, єдина валютна політика |
Зона вільної торгівлі (з 1959р. до 1968р.) | + | - | - | - | - |
Митний союз (з 1968р. до 1976) | + | + | - | - | - |
Спільний ринок (з 1977р. до кінця1984 р. | + | + | + | - | - |
Єдиний внутрішній ринок (з 1985р. до кінця 1992р.) | + | + | + | + | - |
Економічний та валютний союз (з 1993р.) | + | + | + | + | + |
Целенаправленная единая сельскохозяйственная политика дополняется в этот период единой политикой в сфере охраны окружающей природной среды и в сфере исследований и технического развития. На основе договора 1971 г. между ЕС и Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) границы внутриинтеграционной зоны свободной торговли распостраняются на семь стран, которые были в то время членами ЕАСТ (Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания). С этим этапом связано начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено общее плавание валют отдельных стран – членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»).
|
|
Этап общего рынка (1977-1984 гг.). Общий рынок- этап экономической интеграции, направленный на отмену всех торговых преград в пределах Сообщества для объединения национальных рынков в единый рынок, создавая таким образом условия, наиболее приближенные к настоящему внутреннему рынку. Создание общего рынка, подобного внутреннему рынку, требует не только либерализации торговых отношений между странами –участницами процесса; для этого также необходимо свободное движение факторов производства – труда, услуг и капитала.
Таким образом, обеспечение свободного движения рабочей силы, услуг и капитала в пределах ЕС, вместе со свободным движением товаров, являются основными свободами общего рынка.
Свободное движение капитала и либерализация платежных операций в рамках общего рынка стали важным предусловием внедрения в 1979 г. Европейской валютной системы - специфической организационно-экономической формы отношений стран ЕС в валютной сфере, направленной на стимулирование интеграционных процессов, снижение амплитуды колебаний курсов национальных валют и их взаимную увязку.
Создание Европейской валютной системы способствовало достижению валютной стабильности и созданию единой для стран ЕС валюты (сначала- экю, а с 1999г. –евро).
Этап единого внутреннего рынка (1985 -1992 гг.). В 1985 г. на основе двух документов: Единого европейского акта и разработанной Европейской комиссией программы создания внутреннего рынка (известной как «белая книга»), страны ЕС практически завершили формирование единого внутреннего рынка, ликвидируя при этом оставшиеся преграды на пути передвижения товаров и факторов производства.
|
|
Завершение формирования единого внутреннего рынка способствовало интенсификации европейской интеграции в целом, ускорило процесс фискальной гармонизации, ликвидируя таким образом фискальные границы, усилило экономическое и социальное объединение, что способствовало развитию общей региональной и социальной политики сообщества. В целом, консолидация в пределах единого внутреннего рынка стала главным двигателем построения экономического, валютного, а также политического союза.
Этап экономического и валютного союза (с 1993 г.). Экономический и валютный союз (ЭВС) представляет собой высокий уровень многонациональной интеграции, предусматривающий внедрение общей монетарной политики, тесную координацию экономической политики государств – членов союза. На этапе формирования ЭВС происходит укрепление политической интеграции и форсированное развитие валютной интеграции на основе подписания в 1992 г. Маастрихтского договора о Европейском Союзе.
Создание ЕС базируется как на предыдущих достижениях согласованной валютной политики, так и на новых инициативах.
На 1-м этапе (1990-1993гг.) в пределах Европейской валютной системы были внедрены допустимые пределы колебаний валютных курсов, начато реализацию согласительной валютной политики, предусматривающей:
· согласованную поддержку изменений рыночных валютных курсов в обусловленных количественных пределах с помощью валютного вмешательства банков;
· обеспечение валютных интервенций (центрального банка) в ситуации, когда рыночный валютный курс достигает интервенционной точки.
Кроме того, были устранены валютные ограничения – систему законодательных или административных правил, направленных на ограничение операций с валютой.
На втором этапе (1994-1998гг.) создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики.
На третьем этапе (с1999 г.) сначала взаимно фиксируются курсы валют, а со временем создается единый Европейский центральный банк, что было связано, в частности, с введением в наличный оборот общей европейской валюты – евро. 12 стран-членов берут участие в третьей, заключительной стадии создания экономического и валютного союза, которая началась с 1 января 1999 года.
С подписанием Маастрихтского договора о Европейском Союзе, на ряду с формированием экономического и валютного союза, активизировались и другие составляющие сотрудничества, в частности общая внешняя политика и политика безопасности, политика в сфере юстиции и внутренних дел. Поэтому основными целями политической интеграции стали: защита общих ценностей, основных интересов и независимости Союза, усиление безопасности Союза и стран-членов, сохранение мира и укрепление международной безопасности, содействие международному сотрудничеству, развитие и утверждение демократии и верховенства права при безусловном соблюдении прав и свобод человека.
Первые этапы углубления европейской интеграции происходили на относительно ограниченной территории, которая охватывала шесть стран.
Последующие этапы расширения Европейского Союза приведены в таблице 19.2.
С углублением интеграционного процесса и расширением ЕС на Восток объективно возникают проблемы с обеспечением однородности европейского пространства. Это связано с включением в ЕС новых членов, которые по уровню социально-экономического развития являются менее подготовленными к участию в высших формах объединительного процесса.
|
|
Эта неоднородность углубилась после присоединения к ЕС в 2004- 2007 гг. новых членов, большинство из которых находятся на более низком уровне экономического развития, по сравнению со странами-членами (ЕС-15).
В результате характерным признаком этого интеграционного блока является взаимная обусловленность процессов региональной дивергенции и расширения ЕС на Восток. Такая стратегия привела к значительным противоречиям на международном уровне.
Таблиця 19.2.