Земля как объект правового регулирования. Состав земель РБ

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ.

Понятие земельного права.

Земельное право представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные земельные отношения.

Земельное право является самостоятельной отраслью в системе права РБ, которая обладает следующими признаками:

· самостоятельным предметом правового регулирования, то есть определенными, характеризующимися специфическими признаками, общественными земельными отношениями;

· нормативно-правовой базой этой отрасли, которую образуют специальные и общие источники земельного права;

· совокупностью методов правового регулирования земельных отношений, соответствующих особенностям предмета этой отрасли;

· значимостью земельных отношений для социально-экономического развития государства, что находит выражение в определении основ правового регулирования этих отношений посредством разработки и реализации государственной земельной политики.

Наличие этих признаков позволяет выделить земельное право как самостоятельный и целостный раздел правовой системы РБ, обеспечивающий комплексное правовое регулирование всех земельных отношений. Целью этого земельно-правового регулирования является закрепление и защита эффективного земельного строя, что обеспечивается посредством реализации земельно-правовых норм, составляющих в совокупности земельное право как отрасль.

Предметом земельного права являются волевые общественные отношения, возникающие в связи с использованием и охраной земель как объектом хозяйственной эксплуатации (экономической деятельности).

Земельные отношения следует рассматривать как эколого-экономические.

Экологический характер земельных отношений связан с экологическим значением земли как природного объекта, который обеспечивает взаимосвязь всех других компонентов окружающей среды.

Экономический характер земельных отношений определяется значением земли как материального ресурса для всех видов человеческой деятельности (средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственного базиса для размещения производственной и социальной инфраструктуры, территориально-природного ресурса для градостроительной, рекреационной и иной деятельности).

Земля как объект правового регулирования. Состав земель РБ.

В земельных правоотношениях земля выступает как объект правового регулирования, то есть объект, имеющий определенную правовую характеристику. Естественно-природные и хозяйственные особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют на ее правовой режим.

Определение состава земель позволяет дать правовую классификацию всех земель РБ как объекта правового регулирования. Деление земель проводится по определенным правовым признакам на:

* категории земель;

* виды земель.

Классификация земель на категории производится по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель - по целевому назначению земель. Поэтому категорию земель можно определить как часть земель РБ, объединенную общим целевым назначением и единым правовым режимом.

Законодательно эта классификация закреплена в ст.3 КоЗ, установившей, что все земли РБ в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Целевое назначение земель устанавливается и изменяется соответствующими государственными органами, осуществляющими управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законодательством (ст. 4 КоЗ).

Категория земель - наиболее устойчивое образование в земельных правоотношениях, поскольку перевод земель из одной категории в другую допускается только при изменении целевого назначения земель и с соблюдением предусмотренных земельным законодательством требований и ограничений. Перечень категорий земель, который дается в КоЗ, является исчерпывающим, но состав каждой категории может изменяться, например, при включении в нее или исключении каких-либо видов земель.

Классификация земель на виды осуществляется как в рамках какой-то одной категории (например, деление земель населенных пунктов на земли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), так и применительно ко всем или части земель Республики Беларусь вне зависимости от их целевого назначения (например, по форме собственности или режиму использования). Деление земель на виды позволяет детализировать правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: