Тема: Правовой режим отдельных категорий земель.
1. Понятие и состав. Особенности правового режима
2. Субъекты прав на земли с\х назначения:
a. Ю.л.
b. Крестьянские (фермерские) хозяйства
c. Граждане для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества
Гл. 14 ЗК, ФЗ от 24.07.02 «Об обороте земель с\х назначения», ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель с\х назначения и агроландшафтов как национального достояния РФ на 2006-2010 гг. и период до 2012 г.» (Пост. Пр. от 20.02.06 №99)
1.
Земли с\х назначения (ст. 77 ЗК) – земли, расположенные за границей населенного пункта и предоставленные или предназначенные для нужд с\х.
Виды земель с\х назначения:
1. Сельхозугодья – особо ценные, подлежат приоритетной охране:
a. Пашни
b. Сенокосы
c. Пастбища
d. Залежи
e. Земли, занятые многолетними насаждениями
2. Иные земли, в т.ч. занятые дорогами, коммуникациями, зданиями, строениями, сооружениями, водоемами. Эти земли предназначены для обслуживания с\х
3. Земли фонда перераспределения.
|
|
Ст. 80: в фонд перераспределения включаются земли:
· При добровольном отказе
· Выморочное имущество
· Изъятые в принудительном порядке (н-р при нарушении правил землепользования, нецелевом использовании)
Земли используются для наделения граждан/ю.л. земельными участками.
Земли делятся по качеству:
1. Земли, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень по муниципальному району (городскому округу)
2. Земли, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень
3. Особо ценные продуктивные сельхозугодья. П. 4 ст. 79: перечень таких участков утверждается органами гос. власти субъекта
Особенности правового режима земель с\х назначения заключается в их функции – функция основного средства производства в с\х.
Цель правового режима: повышение плодородия этих земель, их охрана, недопущение их необоснованного выбытия из с\х оборота.
Ст. 7 ФЗ №172 «О переводе земель…»: случаи перевода земельных участков с\х назначения в др. категорию:
1. Консервация земель
2. Создание особо охраняемых природных территорий
3. В связи с установлением или изменением границ населенных пунктов
4. В связи с размещением промышленных объектов на землях, чья кадастровая стоимость не превышает среднерайонного уровня и при отсутствии иных вариантов размещения
5. В связи с включением непригодных для с\х производства земель в состав земель лесного, водного фонда или запаса
6. В связи со строительством линейных объектов: газопроводов, нефтепроводов, ЛЭП при наличии утвержденных проектов рекультивации
7. В связи с выполнением м\н обязательств РФ при отсутствии иных вариантов
|
|
8. Добыча полезных ископаемых
9. Размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения и объектов здравоохранения при отсутствии иных вариантов размещения
П. 2 ст. 7 ФЗ: не допускается перевод особо ценных продуктивных сельхоз угодий и земель, чья кадастровая оценка выше среднерайонной на 50% и более кроме случаев, установленных п. 3, 6, 7, 8
Законодатель устанавливает дополнительные обязанности субъектов по обеспечению качества с\х земель:
· По сохранению и повышению плодородия
· По защите от водной, ветровой эрозии, иных негативных процессов
· По защите от заражения вредителями, болезнями растений, зарастания сорняками
· По мелиорации, рекультивации, сохранению и использованию плодородного слоя почвы
ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 года.
Охрана и восстановление земель:
1. Рекультивация земель – восстановление нарушенных земель (Пост. Пр. от 23.04.94 №140 «О рекультивации земель, снятии сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»): нужно снимать плодородный слой почвы перед началом работ, а потом использовать эту землю для рекультивации. 2 этапа рекультивации:
a. Технический – выравнивание ландшафта
b. Биологический – нанесение плодородного слоя почвы и высадка многолетних насаждений (трав, кустарника – облепиха)
2. Консервация земель (Постановления Пр. №830 от. 2 октября 2002 г.: Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота). Консервации подвергаются деградированные земли:
a. Подвергшиеся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, засолению, а т.ж. земли в районах крайнего севера, занятые оленьими пастбищами с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом
b. Земли, имеющие просадки поверхности вследствие использования недр или в результате естественных геологических процессов (В КО это проблема)
c. Земли, загрязненные радиоактивными веществами, нефтью, нефтепродуктами, тяжелыми металлами
Предложение о консервации готовят органы Госреестра (ФС земельного кадастра, картографии…): готовится проект восстановления. Если восстановление невозможно, то земли переводят в другие категории.
3. Мелиорация (ФЗ от 10.01.96 «О мелиорации»). Виды мелиорации в зависимости от способа улучшения земель:
a. Агролесомелиорация – за счет облесения
b. Гидромелиорация – осушение или увлажнение
c. Химическая мелиорация и т.д.
Мероприятия по мелиорации планируются на уровне федеральных, региональных, местных программ и по заказам конкретных землепользований (граждан и ю.л.).
Особенности оборота земель с\х назначения:
ФЗ №101-ФЗ от 24.07.02 в ред. 30.12.08 «Об обороте земель с\х назначения»
1. Приватизация земельных участков на территории субъектов осуществляется с момента, определяемого законом субъекта РФ
2. Не подлежат приватизации земли, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера
3. Иностранные граждане и ю.л. могут обладать земельными участками с\х назначения только на праве аренды
4. Ст. 8 ФЗ №101: субъект РФ или в соответствии с законом субъекта – муниципальное образование, имеют преимущественное право покупки земельного участка по цене, за которую он продается. Продавец обязан в письменной форме известить высшие исполнительные органы субъекта о продаже земельного участка с указанием существенных условий, прежде всего – цены (заказным письмом с уведомлением или под расписку). Если в течение 30 дней субъект РФ не заявит о желании приобрести земельный участок, то собственник может продать земельный участок по заявленной цене в течение 1 года.
5. Ст. 9-10 ФЗ №101: особенности договора аренды:
a. В аренду можно сдавать только участки, прошедшие кадастровый учет. Если участок в долевой собственности – договор заключается со всеми участниками долевой собственности или с одним на основании доверенности
|
|
b. Максимальный срок аренды – 49 лет
c. В договоре может быть условие о выкупе земельного участка. Если земля государственная или муниципальная – выкуп не ранее, чем через 3 года с момента заключения договора
Ст. 82 ЗК РФ предусматривает, что условия и порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения определяются ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Ст. 10 данного ФЗ определяет, что земельные участки предоставляются ЮЛ на торгах в собственность за исключением приобретения земельного участка арендатором по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с публичным образованием. В аренду эти участки могут предоставляться без торгов при наличии одного заявления заинтересованного субъекта и при соблюдении двух условий: предварительное заблаговременное сообщение в средствах массовой информации о наличии свободных участков, которые могут быть использованы по с/х назначению; если по истечении 30 дней не поступили новые заявки, земельные участки предоставляются первому заявителю.
До 1990 года основными субъектами прав на земли с/х назначения были колхозы и совхозы, которые были реорганизованы на основании законодательства о земельной реформе в начале 1990-ых гг. В процессе реорганизации осуществлялась приватизация земель, право на бесплатную земельную долю получили следующие категории граждан: 1) работники совхозов или члены колхозов; 2) пенсионеры этих хозяйств, которые проживали на территории этих хозяйств; 3) работники социальной сферы на селе; 4) уволенные по сокращению численности штата до 1 января 1992 года и временно отсутствующие работники (например, стипендиаты хозяйств, лица, на выборных должностях). Размер участка в данном случае не зависел от стажа, а определялся по норме бесплатной передачи земли в собственность граждан, устанавливаемых в каждом конкретном административном районе (Указ Президента от 2 марта 1992 года «О норме бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», хотя данный указ уже утратил свою юридическую силу, его положения до сих пор применяются).
|
|
В настоящее время правовой режим земельных долей, правовое регулирование их оборота регулируется главой 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Ст. 12 предусматривает, что собственник земельной доли может без выдела ее в натуре распорядиться следующим образом: завещать долю; внести ее в уставный, складочный капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности; передать ее в доверительное управление; продать или подарить другому участнику долевой собственности или организации, использующей весь земельный участок, находящийся в долевой собственности. Во всех иных распоряжения необходимо выделить земельный участок в натуре в счет земельной доли.
Порядок выделения земельных участков в счет земельных долей установлен статьей 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:
1. Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона.
2. Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
3. В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
Указанные извещение или сообщение должны содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его местоположение на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.
4. В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Данные возражения должны быть обоснованными.
Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации.
В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.
5. Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.
Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.