Система источников ЗП

Система источников земельного права перечислена в ст. 2 Кодекса о земле, которая устанавливает, что земельные отношения регулируются Конституцией РБ, актами Президента РБ, Кодексом о земле, а также принимаемыми в соответствии с ними иными актами законодательства.

Центральное место среди источников права занимает Конституция РБ, нормы которой являются основой источников земельногоправа. Конституция устанавливает, что территория Б. едина инеотчуждаема (ст. 9).

Конституция закрепляет такие основополагающие положения земельного права, как нахождение земель сельскохозяйственного назначения только в государственной собственности, равная защита и равные условия для развития всех форм собственности, в том числе и на землю (ст. 13), права собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, неприкосновенность собственности (ст. 44).

Конституционным является право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Государство в соответствии с Конституцией (ст. 46) осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов, в том числе и земли, в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей природной среды. Охрана окружающей среды согласно ст. 55 Конституции является долгом каждого.

Следующим основным источником земельного права является Кодекс РБ о земле от 23 июля 2008 г., представляющий собойсистематизированный законодательный акт, регулирующий земельныеотношения. В Кодексе о земле регламентируются отношения собственности,по владению, пользованию и аренде земли, по предоставлению и изъятиюземель и т, д,

Кодифицированные акты других отраслей могут рассматриваться в качестве источников земельного права, если они непосредственно регулируют земельные отношения. Как правило, это акты, регулирующие родственные (близкие по характеру) земельным отношения.

Гражданский кодекс РБ 1998 года, регулирующий имущественные отношения, к которым относятся и земельные, определяет правовой режим земли как недвижимого имущества, устанавливает круг вещных прав на землю, правомочия участников этих отношений.

Особенности использования земли в процессе других видов природопользования устанавливаются кодифицированными актами природноресурсового законодательства - Водным кодексом РБ, принятым 15 июля 1998г., Кодексом РБ о недрах, принятым 15 декабря 1997г., Лесным кодексом РБ, принятым 14 июля 2000г.

Многие нормы о юридической ответственности за земельные правонарушения содержатся в Уголовном кодексе РБ, Кодексе РБ об административных правонарушениях, которые в этом случае также выступают как источники земельного права.

К источникам земельного права относятся также декреты и указы Президента РБ. Например, Указом Президента РБ от 27 декабря 2007 г. № 687 было утверждено Положение о порядкеизъятия и предоставления земельных участков, Положение о порядкеперевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель копределенным видам, В последнее время среди законодательных актов, регулирующих земельныеотношения, значительное место занимают отдельные законы, принятые наосновании и в соответствии с Конституцией и направленные на регулирование земельных отношений в условиях рыночных преобразований.

Среди законов - источников земельного права, можно выделить следующие:

1) Закон РБ от 18 февраля 1991 г, «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции Закона от 9 июля 2007 г.);

2) Закон РБ от 12 ноября 1991 г, «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

3) Закон РБ от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю» (с изм. и доп.);

4) Закон РБ от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп.);

5) Закон РБ от 26 ноября 1992 г, «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп.);

6) Закон РБ от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РБ».

Ряд законов общего характера содержат правовые нормы, которые детализируют правовой режим отдельных видов и категорий земель (См. выше) Правовое положение некоторых органов управления землями устанавливается специальными законами, в которых содержатся земельно-правовые нормы (Закон РБ “О местном управлении и самоуправлении”, Закон РБ “О геодезической и картографической деятельности” и др.).

Значительную группу источников земельного права составляют постановления Правительства РБ, принятые в том числе и для более точной детализации положений КоЗ и иных актов земельного законодательства.

Источниками земельного права являются также приказы, инструкции, положения и иные нормативные правовые акты министерств, госкомитетов и других органов исполнительной власти,

Среди ведомственных нормативных актов, регулирующих земельные отношения, большую группу составляют документы, принимаемые Государственным комитетом по имуществу (далее - Госкомимущество). Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при СМ РБ (далее — Комзем) был преобразован в Государственный комитет по имуществу.

Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства к источникам земельного права относятся также акты других отраслейзаконодательства, содержащие правовые нормы, затрагивающие земельные отношения.

Нормы, регулирующие земельные отношения, содержатся в источниках таких отраслей права, как экологической, водной, лесной, горной.

Например, в Кодексе РБ о недрах, Лесном кодексе РБ, Водном кодексе РБ.

Иные акты законодательства как источники земельного права.

Иные акты законодательства как источники земельного права принимаются различными органами исполнительной власти и местного управления и самоуправления в пределах их компетенции по регулированию земельных отношений и включают в себя:

постановления СМ РБ;

постановления и приказы республиканских органов государственного управления и Нац. банка;

решения органов местного управления и самоуправления.

По содержанию и целевому предназначению они подразделяются на 3 раздела:

* акты, изданные для развития и конкретизации соответствующих законов, являющихся источниками земельного права;

* акты, устанавливающие правовой статус и полномочия органов управления землями, порядок их осуществления;

* акты, изданные этими органами самостоятельно в пределах их компетенции.

КоЗ

КоЗ 2008 г. вступил 2009 г. КоЗ 2008 г. состоит из преамбулы, включает 12 глав и 100 статей. В новом кодексе определены основные термины и понятия, закреплены принципы земельных отношений, уточнен вопрос о применении норм гражданского законодательства к регулированию земельных отношений, уточнены вопросы, связанные с категориями земель, определены виды земель, уточнены объекты и субъекты земельных отношений, четко разграничена компетенция государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также перехода (прекращения) прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, урегулированы вопросы землеустройства, мониторинга земель, ведения гос. земельного кадастра, определены основные мероприятия по охране земель.

Основными правами, на которых могут использоваться земельные участки, являются: право собственности; право пожизненного наследуемого владения; право постоянного пользования; право временного пользования и право аренды.

Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан РБ и негосударственных юр. лиц РБ. Причем исключено требование о необходимости постоянного проживания граждан на территории РБ для получения земельного участка в собственность. Предусмотрена возможность нахождения земельных участков в частной собственности (пожизненном наследуемом владении) иностранных граждан и лиц без гражданства, при условии, что они являются родственниками наследодателя.

В соответствии с КоЗ 2008 г. земельные участки предоставляются в частную собственность гражданам РБ для: строительства и (или) обслуживания жилого дома; обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме; ведения личного подсобного хозяйства; коллективного садоводства; дачного строительства.

Еще одна новелла закреплена частью пятой ст. 12 КоЗ 2008 г., которая предусматривает предоставление земельных участков в частную собственность негосударственным юр. лицам РБ по результатам аукциона.

Кроме того, новый кодекс предусматривает возможность предоставления негосударственным юр. лицам РБ земельных участков без проведения аукциона, в частности, для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом РБ.

Весьма важной новацией КоЗ 2008 г. является введение института приобретательной давности в отношении земельных участков, что, в первую очередь, направлено на защиту интересов граждан.

Новый кодекс устанавливает перечень субъектов, имеющих право использовать ЗУ на праве постоянного пользования. К ним относятся: гос. органы, иные гос. организации; негосударственные юр. лица РБ; с/х организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; научные организации, учреждения образования; гос. Лесохоз. учреждения; религиозные организации; гаражные (гаражно-строительные) кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок; организации граждан-застройщиков; садоводческие товарищества и дачные кооперативы. (до 10 лет)

В новом кодексе впервые закрепляется возможность предоставления земельных участков во временное пользование национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров на срок до 99 лет.

КоЗ 2008 г. не предусматривает предоставление ЗУ под служебный надел.

Наиболее существенные изменения претерпело правовое регулирование аренды земель. Развитие института аренды земель является наиболее перспективным способом вовлечения в гражданский оборот земель, которые не подлежат передаче в частную собственность. В частности, к таким землям относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки: на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности; на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых

Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются местные ИРО в соответствии с их компетенцией, а также администрации свободных экономических зон, если право на заключение договоров аренды делегировано им соответствующими исполнительными комитетами. Арендаторами земельных участков могут быть граждане РБ, иностранные граждане, ЛБГ, ИП, юр. лица РБ, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства.

В КоЗ 2008 г. нашел отражение принцип возмездной передачи права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Новый кодекс, также как и Указ № 667, устанавливает, что плата за право заключения договоров аренды земельных участков определяется по кадастровой стоимости данных участков либо по результатам аукциона.

Новый кодекс предусматривает освобождение от внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, ряда субъектов (государственные организации; религиозные организации; сельскохозяйственные организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, которым земельные участки предоставляются для ведения сельского хозяйства; научные организации, учреждения образования, использующие землю для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; граждане РБ – для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и др.).

КоЗ 2008 г. существенно расширяет круг прав арендаторов земельных участков, за право заключения договоров аренды которых взималась плата. (предоставлять арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды; передавать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка другому лицу; использовать право аренды земельного участка в качестве предмета залога и вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ в пределах срока договора аренды).

Арендаторы ЗУ, за исключением иностранных граждан, ЛБГ, иностранных ЮЛ и их представительств, надлежащим образом исполняющие условия договора аренды земельного участка, имеют преимущественное перед иными лицами право при прочих равных условиях на приобретение используемого земельного участка в частную собственность.

В новом кодексе предусмотрена возможность строительства арендаторами капитальных строений (зданий, сооружений) или размещения иных объектов недвижимого имущества на арендуемых земельных участках, находящихся в частной собственности, в случаях, когда строительство капитальных строений (зданий, сооружений), создание древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или иное освоение земельных участков соответствуют целевому назначению этих земельных участков и условиям, указанным в договорах аренды земельных участков.

В КоЗ 2008 г. усилены гарантии защиты прав арендатора. В частности, срок аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и предоставляемого для целей, связанных со строительством и обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока строительства и эксплуатации этих капитальных строений (зданий, сооружений). Увеличен срок аренды земельных участков для ведения сельского хозяйства – он не может быть менее 10 лет.

Еще одной важной новеллой нового кодекса является регулирование вопросов предоставления земельных участков в субаренду. КоЗ 2008 г. также предусматривает право субарендаторов земельных участков, надлежащим образом исполнявших условия договора субаренды земельного участка, в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка заключить договор аренды этого земельного участка на оставшийся срок субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: