Состав земель Республики Беларусь

В земельных правоотношениях земля выступает как объект правового регулирования, то есть объект, имеющий определенную правовую характеристику. Естественно-природные и хозяйственные особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют на ее правовой режим.

Определение состава земель позволяет дать правовую классификацию всех земель РБ как объекта правового регулирования. Деление земель проводится по определенным правовым признакам на:

категории земель;

виды земель.

Классификация земель на категории производится по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель - по целевому назначению земель. Поэтому категорию земель можно определить как часть земель РБ объединенную общим целевым назначением и единым правовым режимом.

Законодательно эта классификация закреплена в ст.3 КоЗ, установившей, что все земли РБ в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Целевое назначение земель устанавливается и изменяется соответствующими государственными органами, осуществляющими управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законодательством (ст. 4 КоЗ).

Категория земель - наиболее устойчивое образование в земельных правоотношениях, поскольку перевод земель из одной категории в другую допускается только при изменении целевого назначения земель и с соблюдением предусмотренных земельным законодательством требований и ограничений. Перечень категорий земель, который дается в КоЗ, является исчерпывающим, но состав каждой категории может изменяться, например, при включении в нее или исключении каких-либо видов земель.

Классификация земель на виды осуществляется как в рамках какой-то одной категории (например, деление земель населенных пунктов на земли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), так и применительно ко всем или части земель Рб вне зависимости от их целевого назначения (например, по форме собственности или режиму использования). Деление земель на виды позволяет детализировать правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны.

Правовой режим земель - определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Правовой режим земель - установленный законом порядок использования земель.

Таким образом, понятие "правовой режим земель" в земельном праве может быть использовано для характеристики:

1) всех земель в пределах границ РБ,

2) различных категорий земель, выделяемых в соответствии с их целевым назначением,

3) видов земель в рамках той или иной категории,

4) земельных участков,

5) частей земельных участков.

Можно выделить следующие основные элементы понятия "правовой режим земель":

- право собственности на земли;

- иные права на земли;

- управление использованием и охраной земель;

- правовую охрану земель;

- меры ответственности за нарушение земельного законодательства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: