Одним из основных принципов земельных отношений, закрепленных ст. 5 КоЗ, является принцип защиты прав землепользователей.
В юридической литературе под защитой прав обычно понимают комплексную систему мер, направленных на обеспечение надлежащей реализации субъективных прав физических и юридических лиц, включая законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также судебную защиту и самозащиту. В теории земельного права защита права землепользования определяется как система содержащихся в правовых нормах определенных мер, направленных на обеспечение рационального использования земли и охрану субъективных прав землепользователей. При этом следует отметить, что защите подлежат не только права землепользователей, но и всех субъектов земельных отношений в целом.
Правовые гарантии обеспечивают юридическую возможность соответствующих субъектов иметь субъективное право, реализовать его в процессе практической деятельности, а при нарушении этого права обеспечить ему надлежащую защиту.
|
|
К таким гарантиям, в частности, относятся:
— гарантии в сфере защиты прав на землю;
— гарантии в сфере возмещения убытков, причиненных землепользователям;
— гарантии при разрешении земельных споров;
— иные гарантии прав на землю.
Система правовых гарантий прав на землю включает конституционно-правовые и земельно-правовые гарантии.
К конституционно-правовым гарантиям можно отнести следующие положения Конституции РБ:
— государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (ст. 13);
— государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
— каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (ст. 46);
— каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст. 60).
Земельно-правовые гарантии реализации и защиты прав на земельные участки, по нашему мнению, включают следующие нормы:
|
|
1. Нормы, устанавливающие основания и порядок предоставления земельных участков. Так, в качестве общих законодательных гарантий следует рассматривать закрепление в КоЗ, а также в Указе Президента РБ от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ № 667) правовых форм использования земельных участков, порядка предоставления и изъятия земельных участков.
2. Нормы, направленные на устранение бюрократических барьеров при реализации прав землепользователей.
Кроме того, законодательными актами установлена обязанность органов местной исполнительной власти по информированию граждан о наличии свободных (незанятых) земельных участков, которые могут быть предоставлены для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства, а также заинтересованных лиц о проведении аукционов.
3. Нормы, предусматривающие право граждан участвовать в рассмотрении затрагивающих их права и защищаемые законом интересы вопросов, связанных с принятием государственными органами решений об изъятии и предоставлении, изменении целевого назначения земельных участков, установлением и прекращением ограничений (обременений) прав на земельные участки.
4. Нормы, устанавливающие возможность обжалования решений компетентных государственных органов, связанных с изъятием либо предоставлением земельных участков. 5. Нормы, гарантирующие права землепользователей при изъятии земельных участков, в том числе для государственных нужд.
Основания прекращения прав на земельные участки установлены гл. 6 КоЗ. Вопросы изъятия земельных участков для государственных нужд у землепользователей помимо КоЗ урегулированы:
— Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом № 667;
— Указом Президента Рб от 02.02.2009 № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд»;
— Положением о порядке выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд и Положением о порядке определения размера убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, утвержденными постановлением СМ РБ от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента РБ от 27 декабря 2007 г. № 667».
6. Нормы, предусматривающие сохранение прав на земельные участки при разрушении капитального строения (здания, сооружения) в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, а также при изменении границ административно-территориальных и территориальных единиц.
Таким образом, гарантии прав на землю представляют собой правовые средства, выраженные в нормативных предписаниях, реализация которых обеспечивает юридическую возможность для субъектов земельных отношений иметь субъективное право, реализовать его, а при нарушении этого права — получить надлежащую защиту. В отличие от правовых гарантий меры защиты гарантируют реализацию субъективного права в случаях, когда оно нарушено либо существует угроза его нарушения.