Основания возникновения и прекращения ПС

Субъективное ПС на землю возникает на основании юридических фактов в порядке, установленном законом и зависит от формы земельной собственности.

Основания возникновения права гос. собственности на землю РБ земельным законодательством не определены. Все земли, которые не находятся в частной собственности или собственности иностранных государств, признаются государственной собственностью без применения каких-либо специальных юридических процедур.

Основанием первоначального возникновения права государственной собственности на землю можно считать нормативный правовой акт, издаваемый законодательным органом, в котором определяется перечень земель, находящихся в государственной собственности.

При переходе земель, уже находящихся у иных собственников, в собственность государства, право государственной собственности на землю возникает на основании юридических фактов, установленных гражданским законодательством для возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 7 ГК). К ним можно отнести:

а). передачу земель в государственную собственность из частной собственности по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа;

б). принудительное изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности - по решению суда или в собственности иностранного государства - на основании международного договора.

Основанием возникновения права собственности иностранного государства на землю является договор, заключенный с СМРБ. Местонахождение постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения согласовывается с МИД РБ.

Основанием возникновения права частной собственности на землю юридических лиц и граждан РБ являются: административно-правовые акты и сделки по поводу земли.

Первоначальным основанием возникновения права частной собственности на землю, при котором приобретение участка в собственность определяется законом, а не соглашением участников или односторонними волевыми действиями прежнего собственника, можно считать:

-административно-правовой акт - решения соответствующих исполнительных и распорядительных органов (сельских (поселковых), городских (городов областного подчинения и города Минска) и районных) или Президента РБ о передаче земельных участков в частную собственность юридических лиц и граждан РБ.

-сделки с землей – в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством, например, при проведении аукционов по продаже земельных участков.

Передача земельного участка в частную собственность осуществляется посредством выкупа земли:

• по льготным ценам - в размере пятикратной ставки земельного налога, уплачиваемого за этот участок на момент подачи заявления о передаче его в собственность;

• по нормативным ценам, устанавливаемым СМ РБ по согласованию с Президентом РБ исходя из качества и местоположения земельного участка (ст. 62 КоЗ);

• по договорным ценам (не ниже нормативной), если это предусмотрено законодательством РБ.

Производными основаниями возникновения права частной собственности на землю можно считать сделки, совершаемые с земельными участками, по свободному волеизъявлению участников сделки. Цена земельных участков в этих случаях устанавливается участниками сделки, если иное не предусмотрено законодательством РБ. Изменение целевого назначения земельного участка, не допускается, поэтому сделки, в результате которых земельный участок переходит от одного лица к другому, возможны только между субъектами с одинаковым правовым положением.

Основания прекращения различных форм и видов права собственности на землю имеют определенные отличия. Однако, в связи с тем, что не может быть ничейной земли, юридические факты, которые служат основанием прекращения одной формы права собственности, одновременно приводят к возникновению права собственности иной формы.

Основаниями прекращения права государственной собственности на землю служат действия, которые приводят к возникновению права собственности у других субъектов, а именно - передача земельных участков в собственность иностранного государства и частную собственность юридических лиц и граждан РБ. Принудительного прекращения права государственной собственности РБ на землю законодательство не предусматривает.

Основаниями прекращения права собственности иностранных государств может быть:

• соглашение между иностранным государством и РБ о передаче земельного участка в собственность РБ при отказе иностранного государства от права собственности на этот земельный участок.

• принудительное изъятие земельного участка у иностранного государства в случаях, когда аналогичный земельный участок на территории иностранного государства подлежит принудительному изъятию из собственности РБ или когда это предусмотрено соответствующим международным договором (ст. 52 КоЗ).

Основания прекращения права частной собственности на землю значительно более разнообразны.

Право частной собственности на землю прекращается:

1. на основании решения соответствующего исполнительного и распорядительного органа:

• при добровольном отчуждении земельных участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц РБ в собственность РБ (ст. 54 КоЗ);

• при ликвидации юридического лица (ст. 56 КоЗ);

• при неисполнении залогодателем - собственником земельного участка - обеспеченного залогом обязательства (ст. 89 КоЗ);

• при переходе строения (жилого дома, дачи, садового домика) на земельном участке, принадлежащем гражданину РБ, в собственность лица, которое не может быть собственником этого земельного участка (ст. 93 КоЗ);

2. на основании решения суда - при принудительном изъятии земельных участков, в случаях, предусмотренных земельным законодательством (ст. 53 КоЗ).

Основаниями принудительного изъятия земельного участка являются юридические факты, которые можно классифицировать как правомерные и неправомерные действия.

К правомерным действиям относятся:

• утрата гражданства РБ, выезд на постоянное место жительства за пределы РБ, за исключением выезда лиц за пределы РБ в связи со служебными обязанностями или обучением, направлением на работу за границу;

• выкуп земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, при переходе жилого дома к лицу, которое не может быть собственником земельного участка;

• изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд;

• прекращение юридическими лицами РБ деятельности, для которой земельный участок приобретался в собственность.

К неправомерным действиям относятся:

• систематическое невнесение земельного налога в течение сроков, установленных законодательством РБ;

• использование земельного участка не по целевому назначению;

• неиспользование по целевому назначению в течение одного года земельного участка, приобретенного для ведения личного подсобного хозяйства, и двух лет – в остальных случаях;

• невыполнение требований природоохранного режима использования земель;

• использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

• при конфискации земельного участка.

22. Содержание права собственности на землю.

В соответствии со ст. 210 ГК владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц. Таким образом, содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования и распоряжения, которые могут осуществляться в рамках, установленных законодательством. Реализация этих правомочий в субъективном плане зависит от формы и вида земельной собственности.

Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над землей.

У РБ как собственника земли это правомочие сочетается с правом территориального верховенства, которое распространяется на все земли, независимо от формы собственности, что позволяет устанавливать и изменять их правовой режим. Принадлежащее государству правомочие владения землей распространяется на все земли, находящиеся в государственной собственности, независимо от ее использования.

Для других субъектов права собственности на землю правомочие владения неразрывно связано с обязанностью использовать земельный участок по целевому назначению.

Анализ содержания права собственности на землю показывает, что абсолютных собственников не существует, т.к. полномочия собственников в части использования и распоряжения землей законодательно ограничивается.

Правомочие пользования означает юридически закрепленную возможность извлечения полезных свойств или дохода в процессе хозяйственной эксплуатации земли.

Государство, которое не осуществляет, как правило, непосредственной хозяйственной эксплуатации земли, реализует свое правомочие пользования путем присвоения части земельной ренты через установленные государством платежи за землю.

Иностранные государства, юридические лица и граждане РБ, получившие земельные участки в собственность, могут и обязаны пользоваться ими только с соблюдением целевого назначения. Правомочие пользования предполагает совершение действий по использованию полезных свойств земли, в порядке и на условиях, установленных законодательством (ст. 64 КоЗ).

Правомочие распоряжения заключается в совершении действий, которые определяют юридическую судьбу земельных участков.

Для государства важнейшим полномочием по распоряжению землями является определение целевого назначения земель, в том числе находящихся в собственности других субъектов. Непосредственно по отношению к государственным землям распорядительные действия заключаются в предоставлении, изъятии земельных участков, передаче их в частную собственность, собственность иностранных государств, изъятие из собственности. Эти полномочия государства как собственника земли по распоряжению землями реализуется через управление землями. в процессе которого соответствующие государственные органы от имени государства совершают действия по определению юридической судьбы земель.

Частные собственники земельных участков могут совершать сделки, предусмотренные законодательством, но без изменения целевого назначения земельного участка. Сделки с земельными участками совершаются в порядке, установленном гражданским законодательством для сделок с недвижимостью (простая письменная или письменная нотариальная форма и обязательная государственная регистрация в соответствующем государственном органе). Государственную регистрацию осуществляет специально уполномоченный государственный орган по земельным ресурсам, геодезии и картографии по месту нахождения земельного участка.

Частные собственники могут совершать сделки по отчуждению земельных участков (купли-продажи, дарения, мены), передаче земельных участков в залог, аренду (ст. 87 КоЗ), а так же передавать земельные участки по наследству (ст. 58 КоЗ). Условия этих сделок, которые определяют пределы оборотоспособности земли, устанавливаются земельным законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: