Методические основы оценки организационно-технического уровня производства работ

Учитывая особенности деятельности предприятий железнодорож­ного транспорта, необходимо решить проблему, связанную с разра­боткой теоретических и методологических вопросов по измерению и количественной оценке технического прогресса, организации тру­да, управлению производством, а также выявлению влияния природ­ных факторов на эффективность деятельности предприятия. При оцен­ке инновационной деятельности и инновационного потенциала пред­приятия необходимо наряду с достигнутым принимать во внимание прогнозируемый организационно-технический уровень. Если оценка прогрессивности уровня станет одним из основных показателей при подведении итогов деятельности предприятия и мотивации работни­ков, то это будет действенным стимулом ускорения научно-техничес­кого прогресса.

Проблема комплексной оценки природных условий производства, технического и организационного уровня предприятий железнодо­рожного транспорта пока еще не решена. Отсутствует единая отрас­левая методика, которая охватывала бы все многообразие условий организации производства. Слабая теоретическая разработка методических вопросов оценки организационно-технического уров­ня создает трудности в выявлении резервов и путей повышения эф­фективности работы, а также в экономическом обосновании инно­вационных мероприятий.

Все существующие методики по количественной оценке техничес­кого и организационного уровня в промышленности можно разде­лить на две группы, в которых уровень техники, технологии, орга­низации труда, производства и управления оценивается:

- обобщающими или синтезирующими показателями, в основу расчета которых положен единый критерий – фонд рабочего времени;

- общими и частными показателями путем сравнения фактических данных с нормативными.

К достоинствам первой группы методик относится возможность оценивать в комплексе организационно-технический уровень всей системы, выявлять имеющиеся резервы, планировать ожидаемый уро­вень на перспективу и рассчитывать темпы роста производительнос­ти труда за счет повышения этого уровня. К недостаткам этих мето­дик следует отнести то, что с помощью обобщающих и синтезирую­щих показателей нельзя детально оценить состояние исследуемой системы, провести углубленный анализ с целью выявления внутри­производственных резервов, планировать и осуществлять оператив­ный контроль за внедрением конкретных инновационных мероприя­тий и рассчитать рост производительности труда от их внедрения.

Достоинством второй группы методик является то, что они как бы компенсируют недостатки первой и позволяют:

- в деталях оценивать уровень техники, технологии, организа­ции труда, производства и управления;

- осуществлять углубленный анализ состояния системы по конкретным факторам;

- выявлять внутрипроизводственные резервы;

- планировать этот уровень на перспективу по конкретным орга­низационно-техническим мероприятиям;

- рассчитать повышение производительности труда по отдель­ным факторам.

Оптимальным вариантом создания эффективной методики, име­ющей минимум недостатков, считается такая, которая позволила бы в целом оценить организационно-технический уровень производства одновременно с помощью обобщающего и синтезирующих показателей, а в деталях по конкретным элементам производства – с помощью общих и частных показателей, рассчитываемых путем срав­нения фактических данных с базисными или нормативными.

Повышение производительности труда на предприятиях желез­нодорожного транспорта обусловлено их технической базой, сте­пенью вооруженности работников прогрессивными средствами производства.

Технический уровень производства представляет собой количе­ственную характеристику степени совершенства материально-тех­нической базы производства, определяется соответствующим науч­но-техническим потенциалом и эффективностью труда рабочих и ИТР, занятых освоением и производством новой техники.

Технический уровень производства не может быть высоким, если ему не соответствует определенная организация производства, ко­торая дает представление о степени использования живого и овеще­ствленного труда. Таким образом, технический уровень производ­ства тесно связан с его организационным уровнем, отражающим ре­зультаты внедрения более совершенной организации производства.

Технический и организационный уровни составляют базу экономического уровня производства. При изменении технического и организационного уровней происходит изменение и экономичес­кого уровня. Экономический уровень составляет базу социально­го уровня. Улучшение социальных условий приводит к повыше­нию экономического уровня, а, в конечном счете – технического и организационного.

Всесторонняя характеристика производительных сил и степени их использования представляет собой технико-экономический уро­вень производства. Система измерения технико-экономического уровня производства включает в себя оценку технического, организационного и социального уровней, каждый из которых характери­зуется своими плановыми и отчетными показателями, отражающи­ми в динамике взаимосвязь и взаимозависимость всех трех уровней, составляющих единую характеристику предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: