Экономические показатели деятельности предприятия

Технико-экономический уровень деятельности предприятий же­лезнодорожного транспорта характеризуется системой показателей, состоящих из двух групп.

К первой группе относятся следующие общеэкономические по­казатели:

- производительность труда, прив. т-км на 1 работника;

- объем перевозок (отправление) грузов, млн. т;

- грузооборот, млрд. тарифных т-км;

- пассажирооборот;

- себестоимость перевозок, млрд. пасс.-км;

- расходы по перевозкам, млн. руб.;

- доходы от перевозок, млн. руб.;

- прибыль общая, млн. руб.;

- рентабельность, %;

- объем инвестиций, в том числе привлеченных, млн. руб.

Эти показатели, характеризующие заданную цель экономического развития производства, дают возможность оценить достижение соответствующего уровня главных экономических параметров.

В системе этих экономических показателей производительность труда является наиболее важным параметром, который определяет степень эффективности производства предприятия в течение данно­го промежутка времени.

К основным методам измерения производительности труда отно­сятся: натуральный, условно-натуральный, трудовой и стоимостной.

При натуральном методе производительность труда опре­деляют делением произведенной продукции в натуральных едини­цах на численность работников.

При условно-натуральном методе производительность труда определяется делением количества условных единиц продук­ции на численность работников.

Измерение производительности труда при трудовом методе предполагает использование показателя трудоемкости в качестве из­мерителя продукции. При этом объем продукции определяется в нор-мо-часах путем умножения этого показателя в натуральном выра­жении на норму времени при изготовлении единицы продукции. Трудовой метод пригоден для оценки уровня производительности труда на отдельных рабочих местах, в бригадах, на участках, в це­хах. Этот метод не имеет широкого распространения.

Стоимостной метод определения производительности тру­да используют в строительстве, капитальном ремонте основных средств, частично – на ремонте подвижного состава.

На железнодорожном транспорте широко применяются натуральный и условно-натуральный методы измерения производительности труда.

Производительность труда работников железной дороги и ее от­делений измеряется количеством приведенных тонно-километров, приходящихся на одного работника эксплуатационного континген­та, занятого на перевозках, и рассчитывается по формулам:

а) по железной дороге:

;

б) по отделению дороги:

,

где: - грузооборот, тарифные т-км; - пассажирооборот, пасс.-км; К -коэффициент приведения по пассажирообороту; - среднесписочная численность работников, занятых на перевозках, чел.; — грузооборот отделения железной дороги, эксплуатационные т-км.

Производительность труда работников предприятий железнодо­рожного транспорта по отдельным видам деятельности определяет­ся следующим образом:

- при перевозочном хозяйстве – как количество приведенных тон­но-километров, приходящееся на одного работника по эксплуатации;

- в локомотивном и путевом хозяйстве – как количество тонно-километров в брутто, приходящееся в среднем на одного работника эксплуатационного штата;

- в вагонном хозяйстве – как количество вагоно-километров, приходящееся в среднем на одного работника по эксплуатации, или количество выпущенных из ремонта вагонов в приведенных едини­цах на одного работника;

- в хозяйстве сигнализации, связи и вычислительной техники – как количество технических единиц, приходящееся на одного работ­ника эксплуатационного штата;

- в хозяйстве грузовой и коммерческой работы – как количе­ство тарифных тонно-километров, приходящееся на одного работ­ника по эксплуатации;

- в хозяйстве электрификации и электроснабжения – как коли­чество тонно-километров брутто, выполненное электрической тягой на электрифицированных линиях и приходящееся на одного работ­ника по эксплуатации.

Показатели технического и организационного уровней производ­ства работ.

Вторая группа включает в себя показатели технического и организационного уровней производства. Эта группа показателей характеризует степень их влияния на главные экономические пара­метры действующего производства, которые проявляются не непосредственно, а через улучшение технико-экономических характерис­тик различных сторон производства.

Обе группы показателей отражают технико-экономические ре­зультаты, которые должны быть получены от использования в про­изводстве достижений науки и техники, повышения квалификации и улучшения организации труда, производства и управления.

Соответствующий организационно-технический уровень произ­водства обеспечивает качественное выполнение работ в конкретных природно-экономических условиях. Следовательно, оценка этого уровня имеет важное значение. Во-первых, для расчета производи­тельности труда производства необходимо оценить степень прогрес­сивности новой техники и технологии, уровень освоения техничес­ких возможностей оборудования, квалификационный уровень пер­сонала, рациональность организации работ. Измерение достигнутого организационно-технического уровня позволяет про­гнозировать конечные экономические результаты от внедрения ин­новационных мероприятий и своевременно принимать меры при недостаточной их эффективности.

Во-вторых, показатели организационно-технического уровня дают возможность детально расшифровать технико-экономические показатели производства работ, выявить факторы, оказывающие на них наибольшее влияние.

Важное значение механизма оценки организационно-техническо­го уровня производства работ обеспечивает ему одну из главных ро­лей в общей системе измерения и анализа инновационного процесса. Следовательно, измерение технико-экономического уровня производ­ства в целом и по отдельным его аспектам дает систематизированную информацию для выявления резервов ускорения научно-техническо­го прогресса, способствует совершенствованию методов прогнозиро­вания и планирования развития производства работ, позволяет опре­делить наиболее важные направления по созданию и внедрению но­вой техники и технологии, передовой организации работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: