Технико-экономический уровень деятельности предприятий железнодорожного транспорта характеризуется системой показателей, состоящих из двух групп.
К первой группе относятся следующие общеэкономические показатели:
- производительность труда, прив. т-км на 1 работника;
- объем перевозок (отправление) грузов, млн. т;
- грузооборот, млрд. тарифных т-км;
- пассажирооборот;
- себестоимость перевозок, млрд. пасс.-км;
- расходы по перевозкам, млн. руб.;
- доходы от перевозок, млн. руб.;
- прибыль общая, млн. руб.;
- рентабельность, %;
- объем инвестиций, в том числе привлеченных, млн. руб.
Эти показатели, характеризующие заданную цель экономического развития производства, дают возможность оценить достижение соответствующего уровня главных экономических параметров.
В системе этих экономических показателей производительность труда является наиболее важным параметром, который определяет степень эффективности производства предприятия в течение данного промежутка времени.
|
|
К основным методам измерения производительности труда относятся: натуральный, условно-натуральный, трудовой и стоимостной.
При натуральном методе производительность труда определяют делением произведенной продукции в натуральных единицах на численность работников.
При условно-натуральном методе производительность труда определяется делением количества условных единиц продукции на численность работников.
Измерение производительности труда при трудовом методе предполагает использование показателя трудоемкости в качестве измерителя продукции. При этом объем продукции определяется в нор-мо-часах путем умножения этого показателя в натуральном выражении на норму времени при изготовлении единицы продукции. Трудовой метод пригоден для оценки уровня производительности труда на отдельных рабочих местах, в бригадах, на участках, в цехах. Этот метод не имеет широкого распространения.
Стоимостной метод определения производительности труда используют в строительстве, капитальном ремонте основных средств, частично – на ремонте подвижного состава.
На железнодорожном транспорте широко применяются натуральный и условно-натуральный методы измерения производительности труда.
Производительность труда работников железной дороги и ее отделений измеряется количеством приведенных тонно-километров, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента, занятого на перевозках, и рассчитывается по формулам:
а) по железной дороге:
;
б) по отделению дороги:
,
где: - грузооборот, тарифные т-км; - пассажирооборот, пасс.-км; К -коэффициент приведения по пассажирообороту; - среднесписочная численность работников, занятых на перевозках, чел.; — грузооборот отделения железной дороги, эксплуатационные т-км.
|
|
Производительность труда работников предприятий железнодорожного транспорта по отдельным видам деятельности определяется следующим образом:
- при перевозочном хозяйстве – как количество приведенных тонно-километров, приходящееся на одного работника по эксплуатации;
- в локомотивном и путевом хозяйстве – как количество тонно-километров в брутто, приходящееся в среднем на одного работника эксплуатационного штата;
- в вагонном хозяйстве – как количество вагоно-километров, приходящееся в среднем на одного работника по эксплуатации, или количество выпущенных из ремонта вагонов в приведенных единицах на одного работника;
- в хозяйстве сигнализации, связи и вычислительной техники – как количество технических единиц, приходящееся на одного работника эксплуатационного штата;
- в хозяйстве грузовой и коммерческой работы – как количество тарифных тонно-километров, приходящееся на одного работника по эксплуатации;
- в хозяйстве электрификации и электроснабжения – как количество тонно-километров брутто, выполненное электрической тягой на электрифицированных линиях и приходящееся на одного работника по эксплуатации.
Показатели технического и организационного уровней производства работ.
Вторая группа включает в себя показатели технического и организационного уровней производства. Эта группа показателей характеризует степень их влияния на главные экономические параметры действующего производства, которые проявляются не непосредственно, а через улучшение технико-экономических характеристик различных сторон производства.
Обе группы показателей отражают технико-экономические результаты, которые должны быть получены от использования в производстве достижений науки и техники, повышения квалификации и улучшения организации труда, производства и управления.
Соответствующий организационно-технический уровень производства обеспечивает качественное выполнение работ в конкретных природно-экономических условиях. Следовательно, оценка этого уровня имеет важное значение. Во-первых, для расчета производительности труда производства необходимо оценить степень прогрессивности новой техники и технологии, уровень освоения технических возможностей оборудования, квалификационный уровень персонала, рациональность организации работ. Измерение достигнутого организационно-технического уровня позволяет прогнозировать конечные экономические результаты от внедрения инновационных мероприятий и своевременно принимать меры при недостаточной их эффективности.
Во-вторых, показатели организационно-технического уровня дают возможность детально расшифровать технико-экономические показатели производства работ, выявить факторы, оказывающие на них наибольшее влияние.
Важное значение механизма оценки организационно-технического уровня производства работ обеспечивает ему одну из главных ролей в общей системе измерения и анализа инновационного процесса. Следовательно, измерение технико-экономического уровня производства в целом и по отдельным его аспектам дает систематизированную информацию для выявления резервов ускорения научно-технического прогресса, способствует совершенствованию методов прогнозирования и планирования развития производства работ, позволяет определить наиболее важные направления по созданию и внедрению новой техники и технологии, передовой организации работ.