Платежные балансы развивающихся стран

Платежные балансы развивающихся стран составляются, как пра­вило, по стандартной схеме МВФ, предполагающей унификацию разнообразных операций страны в международных платежных отношениях и их разбивку по определенным разделам и статьям. В разделе «Баланс текущих операций» важное место занимает статья «Торговый баланс», дающая представление об изменениях в экспорте и импорте товаров за анализируемый период. Однако приводимые в платежных балансах развивающихся стран сведения об экспорте и импорте в значительной мере искажаются недосто­верностью первичных статистических данных. Например, все ле­гальные внешнеторговые операции фиксируются достаточно точ­но при пересечении товарами таможни. Затем валютные власти страны вносят необходимые поправки, чтобы приспособить тамо­женную статистику к требованиям платежного баланса, а именно пересчитывают импорт сиф в импорт фоб (т. е. отделяют расходы на фрахт и страхование от прямых затрат на покупку товаров), учитывают импорт по ценам, из которых исключены пошлины, из валютной статистики вычитают стоимость товаров, получен­ных в рамках помощи, и т. д. Кроме того, во многих странах значительная часть внешней торговли осуществляется контра­бандным путем и не учитывается в их таможенной и валютной статистике.

В целом большинство развивающихся стран сводит внешнето­рговые операции с отрицательным сальдо, что является одной из главных причин общей несбалансированности их международных платежей.

«Невидимые» операции объединяют различные по форме и эко­номическому содержанию статьи. Так, транспортные операции включают фрахт, перевозки железнодорожным, воздушным и ав­томобильным транспортом, а также связанные с эксплуатацией трубопроводов. Подавляющая часть внешнеторговых грузов раз­вивающихся стран перевозится судами и по тарифам западных линейных компаний (конференций). Эти тарифы нередко являются дискриминационными. Развивающиеся страны, на долю которых приходится более 50% погруженных и около 20% разгруженных грузов в мировой морской торговле, владеют менее 15% тоннажа торгового флота мира. По мере роста объема грузооборота пла­тежи за фрахт довольно тяжелым бременем ложатся на платежные балансы и в настоящее время приблизительно в три раза превыша­ют их фрахтовые доходы, составляя около 30% общей суммы платежей по «невидимым» операциям. Даже у тех стран, которые располагают собственным флотом (Египет, Индия, ОАЭ, Иран и др.), расходы на фрахт иностранного тоннажа достигают до 30—35% дефицита платежного баланса. Это положение крайне обостряется в периоды военных конфликтов и политической на­пряженности.

Значительным источником поступления иностранной валюты в ряде развивающихся стран является туризм. На их долю прихо­дится около 1/5 доходов от мирового туризма. Большие доходы по этой статье характерны для стран с особой экзотикой (Кения, Индия, Уганда, Египет, Непал, Саудовская Аравия, Филиппины, Бермуды, Багамские острова и др.). Развитию туризма мешают географическая удаленность многих развивающихся стран, недо­статочная подготовленность их туристских объектов, частые поли­тические и военные конфликты, случаи терроризма.

Рассматривая статью «Страхование», необходимо иметь в ви­ду, что без него практически не обходится ни одна внешнеторговая сделка. Платежи развивающихся стран по страхованию превыша­ют 4 млрд долл. в год, что ухудшает состояние их платежных балансов. Эта цифра приблизительна, так как официальных обо­бщающих данных о платежах по международному страхованию и перестрахованию не имеется.

В текущие операции включается статья «Переводы», или «Трансферты», которые подразделяются на частные и правитель­ственные. Статья «Частные переводы» значительна в таких стра­нах, как Турция, Алжир, Пакистан, Бразилия, Марокко, Южная Корея, Филиппины, Индия, имеющих за рубежом многочислен­ный отряд национальных рабочих. Денежные переводы на родину заработной платы рабочих и специалистов этих стран, работа­ющих за границей, образуют значительный приток инвалюты (около 20 млрд долл. в год). Статья «Правительственные перево­ды» также важна для многих развивающихся стран. Основные операции здесь составляют содержание дипломатического аппара­та за границей и субсидии, т. е. безвозмездная помощь, отража­емая в текущих операциях платежного баланса, в противополож­ность помощи в виде займов, которая проходит в балансе движе­ния капиталов. Указанные субсидии в известной мере снижают дефицит по остальным статьям текущего баланса. Безвозмездная помощь, которая представляет собой, как правило, движение товаров, отражается в импорте развивающихся государств.

Для некоторых освободившихся стран определенное значение имеет статья «Услуги». В нее включаются доходы от содержания на их территории иностранных баз и войск, главным образом США, Великобритании и Франции. Наличие иностранных воору­женных сил характерно для Кипра, Таиланда, Турции, Бахрейна, Южной Кореи, Сомали и других, где поступления по этой статье достигают нескольких десятков миллионов долларов в год. В ста­тье «Услуги» отражаются также операции по научно-техническому обмену, т. е. платежи и поступления по использованию лицензий и патентов, технической помощи, передаче технического и управ­ленческого опыта (ноу-хау). Для большинства развивающихся го­сударств характерно отрицательное сальдо по указанным опера­циям, так как эти страны в силу отставания своих НИОКР закупа­ют за границей большое количество лицензий и патентов и практически ничего не продают за рубеж. Эту статью, ввиду ее важности в условиях научно-технического прогресса, часто назы­вают «технологическим балансом» страны.

Одной из важнейших статей «невидимых» операций является «Перевод прибылей на иностранный капитал». Выплата процен­тов и дивидендов (вместе с основным долгом) по привлеченным инвестициям и кредитам (более 150 млрд долл. в год) обременяет платежные балансы развивающихся стран. Однако ряд из них, к которым относятся нефтедобывающие страны Персидского за­лива (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ), благодаря крупным ка­питалам, размещенным за границей, имеет по этой статье положи­тельное сальдо. Сальдо по балансу «невидимых» операций играет большую роль в формировании конечного результата платежного баланса.

Дефицит по этим операциям развивающихся стран в середине 90-х превышал 40 млрд долл. в год.

В статьях баланса движения капиталов и кредитов развива­ющихся и развитых стран нет принципиальных различий с точки зрения их структуры. Движение капиталов подразделяется на движение частных, банковских и официальных капиталов. К послед­ним относятся межгосударственные кредиты, займы международ­ных валютно-кредитных и финансовых организаций, за исключе­нием кредитов МВФ, которые отражаются в статье официальных ликвидных резервов. В 1995 г. общий приток долгосрочных ресур­сов в развивающиеся страны составил 205 млрд долл., в том числе по государственным каналам 55 млрд и по частным — 150 млрд долл. Общая накопленная сумма прямых иностранных инвестиций в этих странах оценивалась в 620 млрд долл.

Импорт предпринимательского и ссудного капитала оказыва­ет сложное и противоречивое воздействие на платежный баланс развивающейся страны. Следует различать первичные и вторич­ные факторы влияния текущих инвестиционных операций. На начальной стадии импорт капитала имеет тенденцию улучшать платежный баланс страны-импортера. Это первичное влияние в последующем может закрепляться вторичным ростом экспорта товаров, производимых на предприятиях, принадлежащих загра­ничным инвесторам. Вторичный эффект заключается в том, что через некоторое время платежный баланс развивающейся страны начинает испытывать воздействие тенденций, ухудшающих его состояние. Во-первых, импорт капитала в производительной форме стимулирует поступление в развивающуюся страну обору­дования, сырья и материалов для нового промышленного стро­ительства, т. е. растет импорт. Во-вторых, страна вынуждена расходовать валюту для оплаты лицензий, патентов и других услуг, связанных с импортом иностранного капитала. Далее, по мере роста масштабов привлеченного иностранного капитала страна вынуждена увеличить отчисления за рубеж доходов от использования этого капитала. Наконец, из многих развивающих­ся государств в условиях неустойчивого политического климата значительно увеличивается репатриация (возврат) ранее вложен­ных иностранных капиталов в развитые страны.

Как правило, положительное влияние на платежный баланс развивающейся страны наблюдается в основном в начальном периоде, когда была произведена первоначальная операция по привлечению капитала. Но со следующего года ее платежные позиции начинают ухудшаться, причем в нарастающей степени, и по истечении короткого времени страна будет ежегодно терпеть чистый ущерб от привлечения иностранных инвестиций. Лишь немногим развивающимся государствам (новые индустриальные страны и территории Дальнего Востока) удалось перекрыть от­рицательные последствия платежей по рассматриваемой статье высокой эффективностью использования иностранного капитала внутри страны и форсированием экспорта товаров. Из сказанного можно сделать выводы:

1) общий эффект воздействия импорта капитала на платежный баланс развивающейся страны колеблется в зависимости от тем­пов увеличения иностранных инвестиций, нормы прибыли на капи­тал и соотношения между прибылью, переводимой за границу и оставляемой в стране;

2) когда темп роста прибыли, переводимой за границу, превы­шает прирост новых иностранных капиталовложений, платежный баланс неизбежно на определенном отрезке времени испытывает кумулятивный отрицательный эффект;

3) наступление этого эффекта будет тем скорее, чем хуже для страны будет складываться соотношение между притоком нового капитала и доходами, переводимыми за границу;

4) и наоборот, более быстрый приток капитала по сравнению с темпом роста нормы прибыли и отчисляемых за рубеж доходов смягчает отрицательное влияние на платежный баланс притока иностранного капитала.

Приток иностранных инвестиций, несомненно, ускорил промы­шленное развитие принимающих стран и общую модернизацию их экономики. Вместе с тем привлечение иностранного частного ка­питала в целом не привело к решению проблем, стоящих перед развивающимися государствами. Более того, некоторые из них обострились. Усилилась неравномерность развития, поскольку инвестиции направлялись в первую очередь в те страны, в которых имеются перспективы их прибыльного размещения. Лишь в неболь­ших размерах они поступали в наиболее отсталые и наиболее нуждающиеся в них государства.

Ряд развивающихся стран с конца 70-х годов приступил к экс­порту собственного капитала. Его ежегодный объем в середине 90-х годов оценивался в 30—35 млрд долл. В эту группу входят прежде всего нефтедобывающие страны, а также Южная Корея, Малайзия, Бразилия, Мексика, Индия и др.

Анализируя статью «Кредиты и займы», необходимо иметь в виду, что получение кредитов и даров из-за границы на обычные цели не рассматривается в качестве показателя дефицитности пла­тежного баланса. Во-первых, для большинства развивающихся стран кредиты и займы носят регулярный характер; во-вторых, кредиты, как правило, выдаются под определенные проекты. По­казателем валютно-финансового неблагополучия являются значи­тельные финансовые кредиты и займы, среди них — новые поступ­ления для погашения старых долгов (рефинансирование). Доля кредитов на рефинансирование в общей сумме привлеченных фи­нансовых средств является важным показателем валютного поло­жения страны.

Главная цель анализа баланса движения капиталов заключает­ся в определении источников покрытия дефицита текущих опера­ций платежного баланса, а также направлений использования суммы активного сальдо. Если баланс текущих сделок сводится с пассивом, то по балансу движения капиталов необходимо полу­чить актив для уравновешивания платежного баланса прежде все­го за счет статьи «Движение краткосрочного капитала».

Исходя из изложенного, можно подсчитать общее сальдо пла­тежного баланса развивающейся страны, которое по стандартной схеме МВФ формально не требуется указывать. Оно равно сово­купному сальдо по текущим операциям, балансу движения капита­лов и по статье «Ошибки и пропуски». Другими словами, общее сальдо платежного баланса включает валютные и безвалютные операции, а также балансирующие статьи, т.е. разнородные элеме­нты. Это делает показатель общего сальдо платежного баланса довольно искусственным и снижает его ценность при соответст­вующем анализе. Поэтому наряду с этим показателем необходимо одновременно иметь в виду сальдо баланса текущих операций, которое дает более достоверную картину международных рас­четов развивающейся страны.

Особенности методологии составления платежных балансов раз­вивающихся стран. Стандартная схема платежного баланса преду­сматривает составление баланса с охватом возможно большего числа внешнеэкономических операций, каждая из которых имеет свой порядковый номер. Схема МВФ включает показатели не только платежного, но и расчетного баланса. Валютные расчеты по текущим операциям платежного баланса объединяются с без­валютными операциями, движением капиталов, а также с непога­шенными взаимными операциями, по которым за отчетный пери­од (обычно год) не было движения валютных средств. Стандарт­ная схема платежных балансов предусматривает единую номенклатуру статей. Так, в балансе текущих операций каждая статья имеет эти записи: дебетовую (платежи), кредитовую (посту­пления) и результативную (сальдо). В балансе движения капиталов и золота в каждой статье отражена запись, увеличивающая обя­зательства (приток капитала +) или уменьшающая (отлив капита­ла —). Аналогично имеются записи, увеличивающие (отлив капи­тала —) или уменьшающие (приток капитала +) активы страны, а также сальдовая запись.

Кроме схемыМВФ, некоторые страны составляют балансы с разбивкой операций по валютам. В первую очередь это относит­ся к развивающимся странам, входящим в валютную группировку или ориентирующимся на определенную валюту в своих междуна­родных расчетах. Ряд особенностей методологии составления пла­тежных балансов развивающихся стран вытекает из недостаточно высокого уровня их статистического учета. В связи с этим некото­рые операции могут не находить отражения в балансах или быть пропущены. Иногда операция отражается лишь частично, напри­мер только в виде дебетовой или кредитовой записи. Размеры сумм, проходящих по статьям платежного баланса, зачастую бы­вают завышены или занижены.

Поскольку методология составления платежных балансов по схеме МВФ требует совпадения итогов кредитовых и дебетовых записей, развивающиеся страны в этих целях широко пользуются статьей «Ошибки и пропуски». Посредством ее валютные власти ряда стран покрывают статистические неточности или ошибки первичного учета. Поэтому по указанной статье зачастую прохо­дят значительные суммы, не отражающие реального положения международных расчетов развивающихся стран и искажающие достоверность их платежных балансов. В связи с этим МВФ считает, что платежный баланс составлен удовлетворительно, если сумма, проходящая по указанной статье, не превышает 10% экс­порта или импорта данной страны (в расчет принимается большая из этих величин), исчисленных на базе валютных платежей. Боль­шое сальдо по статье «Ошибки и пропуски» свидетельствует о том, что платежный баланс составлен с существенными погрешностями. Однако даже небольшое сальдо рассматриваемой статьи не является гарантом точности, так как если сделка целиком минует платежный баланс (например, контрабанда), данные его будут неточны, но неравновесия, которое нужно устранять статьей «Ошибки и пропуски», не возникнет. Величина этой статьи связана также с состоянием валютного контроля в стране и статистики. В целом данные платежных балансов развивающихся стран зачас­тую менее достоверны, чем в развитых странах.

Большинство развивающихся стран составляют и расчетные балансы (соотношение международных требований и обяза­тельств). Сальдо этих балансов обычно не совпадает. Например, расчетный баланс стран — членов ОПЕК, осуществляющих вывоз капиталов, активен, а платежный баланс пассивней при снижении цены за нефть, например, в середине 80-х — конце 90-х годов. Для развивающихся стран — импортеров нефти характерно пассивное сальдо обоих балансов.

Различие этих балансов проявляется в отражении в них опера­ций, связанных с движением капиталов и кредитов. Если США предоставили кредит Бразилии в 100 млн долл., эта сумма записывается в пассив платежного баланса страны-кредитора как от­лив капиталов и в актив расчетного баланса как требование к стра­не-должнику, которая должна его погасить в будущем. Поскольку Бразилия получает кредит, это отражается в активе ее платежного баланса и пассиве расчетного баланса, где фиксируется задолжен­ность страны.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Что такое платежный баланс, каковы его основные разделы и статьи?

2. Почему баланс услуг и некоммерческих платежей называется балансом «невидимых» операций?

3. Почему в платежном балансе выделена статья «Ошибки и про­пуски»?

4. Что такое резидент и нерезидент?

5. Каковы методы классификации статей платежного баланса7

6. Каковы типы международных сделок?

7. Каков метод определения дефицита или актива платежного ба­ланса?

8. Какие факторы влияют на платежный баланс?

9. Каковы методы регулирования платежного баланса?

10. Каковы методы покрытия дефицита платежного баланса?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: