Наличие и возможность движения информации являются необходимым, но недостаточным условием управления.
Если управление – вид деятельности человека по согласованию совместной деятельности людей для получения общего результата, то для управления необходимы помимо информации все атрибуты социального существования человека – потребности, интересы, ценности, в соответствии с которыми человек трудится и стремиться получить определенный результат своего труда.
Особое значение для технологий менеджмента играет своевременность поступления информации. Информация должна быть адекватна реальному положению управляемой системы в определенный отрезок или даже момент времени.
В технологии менеджмента используется различная информация. Ее классификация позволяет обеспечивать технологию разными необходимыми видами информации:
- По функциям управления можно выделить информацию предвидения, организации, контроля, мотивации, исследования. По каждому из этих видов существуют большие массивы информации, без которых осуществление управления не может быть эффективным.
- По сферам управленческой деятельности выделяют экономическую, социальную, техническую, организационную информацию.
- Источникам возникновения и поступления бывает информация входящая и исходящая, внешняя и внутренняя.
- По степени обработки можно рассмотреть такие виды информации как первичная и вторичная, простая и сложная (синтетическая). В процессе обработки информации первичная информация агрегируется в сложную и при этом может искажаться, если методика расчетов показателей несовершенна. Это важный момент технологии менеджмента.
- По достоверности различают информацию ложную, и достоверную, а по возможностям использования – полезную и избыточную.
- По времени поступления бывает информация постоянная и дискретная. Каждый из этих видов играет свою роль в технологии менеджмента.
Большое значение для технологии менеджмента имеет и форма информации. Здесь можно назвать такие ее формы как визуальная, аудиовизуальная и аудиоинформация. По этому же критерию можно выделить информацию цифровую, буквенную и кодированную.
Роль информации в современных технология менеджмента двойственна. С одной стороны увеличение ее объемов, совершенствование методов обработки, учет разнообразия позволяет принимать наиболее успешные решения, принимать даже слабые сигналы изменений и предвидеть их последствия.
Но с другой стороны обостряется опасность шумов и избытка информации, растет потребность увеличения расходов на ее обработку и сохранение, обеспечение информационной безопасности.
Технологию менеджмента можно представить в виде потоков информации, обработка которой требует множества различных операций и обладает определенной трудоемкостью, распределенной во времени и пространстве.
Часть информации, используемой в управлении, имеет документальное оформление, которое необходимо для осуществления контроля исполнения, а также для анализа и исследования управления с целью повышения его эффективности.
Информационные технологии менеджмента имеют большое значение для проектирования системы управления и организации ее функционирования. Они определяют величину звеньев системы управления, их организационный статус, характер звена, его взаимодействия в процессах управления.