По характеру инновационной продукции малые организации проявляют следующие виды специализации:
¢ научно-исследовательская деятельность, разработка и проектирование нововведений (венчурная деятельность);
¢ оказание услуг в сфере научного обслуживания (инжиниринг, консалтинг, обучение кадров, обслуживание новой техники).
Особенности малых инновационных предприятий:
- Мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям;
- Сильный и многоплановый характер мотивации, обусловленный причинами, как внеэкономического плана, так и коммерческого плана, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит его автору состояться в качестве предпринимателя;
- Узкая специализация научных поисков или разработка небольшого круга технических идей;
- Малый управленческий персонал;
- Ориентация на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов и, прежде всего, интеллектуальных;
- Готовность нести огромные, абсолютно неприемлемые для крупных и средних организаций, риски в силу качеств, присущих пионеру-предпринимателю.
На начальной стадии жизненного цикла для малых организаций характерно:
· Продукт находится на уровне идей, макетного или опытного образца.
· Ограниченное число сотрудников. Их затраты – в основном зарплата.
· Значительная часть оборота образуется за счет объема продаж проекта или предоставляемых услуг.
· Организация «подзарабатывает» на коммерции, на «отверточных технологиях», пользуется площадями и оборудованием «материнской структуры».
2. Организация и планирование деятельности малых инновационных предприятий.
Планирование инноваций как система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития предприятия и подготовку решений, необходимых для их достижения выполняет следующие семь частных функций:
- Целевая ориентация всех участников.
- Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.
- Координация деятельности всех участников инноваций.
- Подготовка управленческих решений.
- Создание объективной базы для эффективного контроля.
- Информационное обеспечение участников инновационного процесса.
- Мотивация и стимулирование участников.
В процессе планирования инноваций используются четыре основные формы координации:
- Распорядительная форма координации выражается в директивном утверждении плановых документов, обязательных для исполнения всеми участниками инновационных процессов.
- Инициативная форма координации выражается в добровольном и осознанном согласовании действий менеджеров и всех участников в пределах делегированных им полномочий и общих плановых ограничений.
- Программная координация осуществляется в форме установленных каждому участнику частных плановых заданий в соответствии с общей программой работ по инновационному проекту.
- Бюджетная форма координации осуществляется при разработке планового бюджета в виде ограничений по материальным, трудовым и финансовым ресурсам, выделяемым каждому участнику.
В процессе планирования осуществляются:
¢ обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности для организации в целом и для каждой ее структурной единицы;
¢ формирование программ исследований, разработок и производства инновационной продукции;
¢ распределение программ и отдельных заданий по отдельным отрезкам времени и закрепление за исполнителями;
¢ установление календарных сроков проведения работ по проектам;
¢ расчет потребности в ресурсах и распределение их по исполнителям на основе бюджетных расчетов.
Планированию инноваций на предприятии присущ ряд принципов, устанавливающих общие правила проектирования и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте:
¢ единство научно-технических, социальных и экономических задач развития;
¢ научной обоснованности и оптимальности решений;
¢ доминирования стратегических аспектов, комплексности, непрерывности, гибкости и эластичности;
¢ бюджетной сбалансированности.