Ι. Выборочное повторение
Повторение проводится в форме учебного семинара. Класс делится на 5 групп. Каждой из групп выдаётся карточка с текстом.
1 группа
«Всё, что нас окружает, является источником информации о себе: природа, люди и животные, птицы и растения, все неживые предметы. Приёмниками информации могут быть люди и животные».
2 группа
«Естественные и искусственные звуки, цвет и форма, запах и вкус несут информацию».
3 группа
«Текст – это текстовая форма представления информации, рисунок – графическая, а число – числовая.
4 группа
«Информацию о количестве предметов, о порядковом номере предмета в ряду, о времени и дате можно представить числом или текстом».
5 группа
«Люди придумали много устройств, чтобы считать предметы: абак, счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер».
Каждая группа читает текст, преобразует его в графическую форму в виде схемы, придумывает примеры.
Каждая команда составляет краткое сообщение. Вывешивает свою схему на доску и выступает с докладом. Каждому докладчику предоставляется 2 минуты.
Весь учебный семинар занимает 10 – 15 минут.
Учитель подводит итоги:
- В каком виде можно представить информацию? (В виде текста, числа, рисунка, схемы)
- Какие вы знаете виды информации? (Текстовая, графическая, числовая)
(На доске появляется схема (рис. 1))
Рис. 1
-А сейчас мы закрепим виды информации, просмотрев следующий сюжет.
(Демонстрация на ПК или на экране материала по теме «Виды информации» (ЭОР на CD «Мир информатики 1 – 2 год обучения», «Кирилл и Мефодий» 2 год обучения)
- Как можно описать рисунок? (В виде текста или чисел)
- Информацию какого вида можно преобразовать в текст? (Числовую и графическую)
- Кто может работать с информацией? (Человек)
- Как технические устройства помогают работать с информацией? (Помогают хранить данные, передавать и преобразовывать их из одной формы представления в другую)
ΙΙ. Объяснение нового материала.
1. Тезисы для дискуссии.
Смысл действий с информацией, смысл текстовых сообщений понимает только человек. Животные, птицы и растения не воспринимают тексты. Человек обладает способностью читать и писать, понимать прочитанное, кодировать информацию, преобразуя её в разные виды.
Наиболее удобным способом хранения информации является текст. Числовую информацию тоже можно преобразовать в текстовую. Рисунок или схему тоже можно преобразовать в текст или наоборот. Но при изменении формы представления информации часто часть смысла теряется или искажается. Например, девочка пишет из летнего лагеря письмо родителям: «Здесь так красиво. Голубое море и много зелени.»
Девочка преобразовала зрительную информацию: то, что видела в тот момент, она представила в виде текста (в виде слов и предложений). Родители прочитали текст, но вся красота осталась «за кадром». Любое сколь угодно красочное и подробное сообщение о чём – либо всегда беднее реальной действительности.
2. Работа с учебником – с. 98 – 100 (комментированное чтение).
Чтение 1 абзаца.
- Для кого несёт информацию текст?
- Как называется эта информация?
Чтение 2 абзаца.
- Кто не может воспринимать информацию из текста?
- Как воспринимают информацию животные?
Чтение 3-4 абзацев.
- Что нужно уметь делать, чтобы получить информацию из текста?
- Из чего состоит текст?
- Из чего состоит предложение?
Чтение 5 абзаца.
- Что человек может обозначить словом?
Чтение главного, что дети должны понять и запомнить.
Ответы на вопросы учебника - с.100.
ΙΙΙ. Выполнение заданий в Р/Т (самостоятельно с коллективной проверкой).
С. 25 - 26, № 1 - 5.
ΙV. Физминутка.