Ι. Мотивация учебной деятельности с итоговым повторением
1. Игра «Составь слово»
Берётся набор букв на карточках, которые переворачиваются «лицом» вниз и хорошо перемешиваются. Дети составляют цепочку из нескольких букв, затем переворачивают карточки и смотрят, что получилось. Слова получаются редко, чаще это просто цепочки букв. Сделать вывод: если получилось слово, то цепочка букв имеет смысл. Если слово не получилось, то цепочка букв не имеет смысла.
2. Тестирование на 3- 5 минут.
Каждому ребёнку даётся карточка (рис. 2)
Задание: вставить пропущенные слова в данный текст.
Рис. 2
ΙΙ. Объяснение нового материала.
(Новый материал изучается с помощью подготовленной презентации)
1. Эвристическая беседа
(слайд 2), (рис. 3)
Рис. 3
Вопрос. В чём разница между цепочками букв? (рис. 3)
(Первая цепочка – это слово со смыслом, так как мы знаем, что оно обозначает. Мы можем показать и потрогать этот предмет, мы умеем им пользоваться, знаем его назначение. Вторая цепочка букв – это просто набор букв. Однако в этих цепочках буквы одни и те же.)
Вопрос. Компьютер понимает смысл слов, напечатанных на экране? (Нет, конечно. Для компьютера слово – это цепочка символов, последовательность кодов.)
(слайд 3), (рис. 4)
Рис. 4
Задание: Прочитайте текст (рис. 4)
(Чтение текста с экрана)
Вопрос. Понятен ли смысл текста? (Да)
- Давайте представим себе, что каждый из вас работает, как компьютер: с клавиатуры вводится символ, который попадает в память. Но компьютеру смысл текста недоступен, он работает с отдельными символами, а слова определяет по пробелам справа и слева. Посмотрите внимательно на текст. Он состоит не только из букв.
Вопрос. Что ещё есть в тексте? (Знаки препинания.)
- Таким образом, текст в памяти компьютера представляет собой цепочку не только букв, но и знаков препинания.
(слайд 4), (рис. 5)
Рис. 5
Задание:Прочитайте ещё один пример (рис. 5)
Вопрос: Из чего состоит этот текст? (Буквы, знаки препинания и цифры.)
Вопрос: Чем этот текст отличается от предыдущего? (В предыдущем не было цифр.)
(слайд 5), (рис. 6)
Рис. 6
Все буквы, цифры, знаки препинания и специальные знаки, т.е. все знаки компьютерного алфавита называются символами.
Вопрос: А если сообщение сделано с помощью рисунков, картинок, пляшущих человечков – это тоже текст?
(слайд 6), (рис. 7)
Вопрос. Что вы видите на этом слайде? (рис. 7) (иероглифы)
Вопрос. Можно ли эти иероглифы назвать текстом?
(слайд 7), (рис. 8)
Рис. 8
Задание: Сравните предложения (рис. 8)
Вопрос. Чем отличаются предложения? (Знаками препинания.)
Вопрос. Изменился ли смысл текста? (Утверждение превратилось в вопрос.)
(слайд 8), (рис. 9)
Рис. 9
Задание: Сравните эти предложения (рис. 9) Чем они отличаются? (Переставили запятую, поэтому изменился смысл предложения.)
(слайд 9), (рис. 10)
Рис. 10
Вопрос: Чем отличаются эти слова? (рис. 11) (Они отличаются одной буквой, поэтому различаются смыслом)
(слайд 10), (рис. 11)
Рис. 11
Вопрос: Чем отличаются эти слова? (рис. 11) (Ударением, смыслом.)
(слайд 11), (рис. 12)
Рис. 12
Вопрос: Что произошло со словом? (рис. 12) (Изменили шрифт)
Вопрос: При изменении шрифта изменился ли смысл текста? (Нет.)
(слайд 12), (рис. 13)
Рис. 13
Вопрос: Что изменилось? (рис. 13) (Носитель информации)
Вопрос: При изменении носителя изменился ли смысл текста? (Нет.)
Вопрос: Как можно изменить слова или предложения? В каком случае смысл текста не изменяется?
2. Первичное закрепление по учебнику с. 101 - 104.
Чтение главного, что дети должны понять и запомнить.
Ответы на вопросы учебника с. 105.
ΙΙΙ. Выполнение заданий в Р/Т.
С. 29 - 30, № 1, 2, 3 – фронтально, №4 - 5 - самостоятельно.
ΙV. Физминутка.