(авт. Сорокина Л.В.)
Цели:
· через примеры раскрыть смысл понятия «модель»;
· познакомить обучающихся с классификацией моделей по способу представления (материальные и информационные), по образу объекта (естественные и искусственные);
· способствовать развитию умения описывать объекты через существенные свойства для создания модели;
· включив детей в деятельность, раскрыть сущность процесса «моделирование»;
· обратить внимание обучающихся на наличие целей при моделировании.
Педагогические задачи:
· развивать понятийный аппарат обучающихся в части представлений о моделях, их видах, существенных и несущественных свойствах, о моделировании;
· способствовать развитию умения анализировать свойства объектов для создания модели;
· развивать основные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения на предметном, образном, понятийном материале;
· организовать изучение материала на основе эвристической беседы и самостоятельной работы с книгой
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
|
|
· запомнить, что модель – это упрощенное подобие объекта;
· понимать, что цели создания модели – сохранение информации о наблюдаемом объекте, передача ее другим людям;
· понимать, что моделируем и с помощью чего;
· уметь классифицировать модели на материальные и информационные; виртуальные модели на естественные и искусственные;
· уметь определять порядок действий при создании модели.
Ключевые понятия: модель, объект-оригинал, моделирование, цели моделирования.
Характеристика урока:
· форма организации: эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт обучающихся, фронтальная работа (решение информационных задач в рабочей тетради №2);
· тип урока: комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);
· стратегия: анализ имеющихся эмпирических знаний с выходом на новый уровень осмысления понятия «модель».
Материальное обеспечение урока: учебник, Р/Т № 2, демонстрационный ПК (или мультимедиа проектор и экран), ЭОР (бета-версия) к учебнику (или ЭОР на CD «Мир информатики» (3-4 год обучения) (Кирилл и Мефодий)), презентация к уроку.
План урока:
I. Организационный момент, нацеливание (1-2 мин).
II. Изучение нового материала в виде эвристической беседы с пошаговым закреплением
a. Подводящий к теме диалог, планирование работы (3-4 мин)
- Открытие нового знания, выполнение заданий в Р/Т (13-17 мин)
- Физминутка (2-3 мин)
- Самостоятельная работа с последующей проверкой (3-4 мин)