Простейший зубчатый механизм состоит из двух подвижных, соединенных между собой зубчатых колес. При этом меньшее колесо называется шестерней, а большее зубчатым колесом.
Зубчатые передачи можно классифицировать.
1) По характеру движения осей:
а) Обычные – имеют неподвижные геометрические центры (оси) колес. (Рис 5.1а,б,в)
б) Планетарные – центры одного или нескольких колес подвижны. (Рис 5.1,г,д)
2) По взаимному расположению осей:
а) Цилиндрические – с параллельными осями (Рис 5.1а).
б) Конические – с пересекающимися осями (Рис 5.1б).
в) Гиперболоидные - с перекрещивающимися осями (Рис 5.1в). К этому типу так же относятся: червячные, винтовые и гипоидные передачи.
3) По относительному расположению поверхностей вершин и впадин зубьев колес:
а) Внешнего зацепления – (Рис 5.1а,б,в)
б) Внутреннего зацепления – (Рис 5.1е).
4) По направлению зубьев, оцениваемому по расположению линии зубьев:
а) с прямыми зубьями
б) с винтовыми зубьями, линии которых на сосной поверхности являются винтовыми линиями. Косозубое колесо является разновидностью винтового.
|
|
5) По профилю зубьев колес:
а) Эвольвентное зацепление – профиль зуба является эвольвентой окружности.
б) Циклоидальное – профили зубьев являются циклоидами.
в) Зацепление Новикова – выпуклый профиль зуба одного колеса и вогнутый другого очерчены дугами окружностей.
6) В зависимости от назначения зубчатые передачи могут встраиваться в конструкцию машины (встроенные) или выделяться в самостоятельный узел.
7) По конструктивному исполнению могут быть расположены вне корпуса (открытые) или в корпусе (закрытые). Открытые, как правило, прямозубые работают без смазывания при небольших окружных скоростях.
8) Силовые и не силовые. Силовые используются для передачи мощности и их габариты в основном определяются прочностью и надежностью. Не силовые выполняют в основном кинематические функции.
9) Понижающая передача называется – редуктор, повышающая – мультипликатор.
Рис. 5.1