При нарезании колес с малым числом зубьев по методу обкатки может оказаться, что головки зубьев инструмента врезаются в ножки зубьев изготовляемого колеса (Рис 5.11). Такое явление сопровождается срезанием части эвольвентного профиля и ослаблением ножки зуба в сечении с максимальным напряжением изгиба. Это явление получило название подрезание зуба.

Рис. 5.11
Подрезание возникает когда линия (или окружность) вершин инструмента пересекает линию зацепления (линия N-N Рис 5.11) в точке А за пределами активной линии зацепления (точка М). Так как размеры инструмента стандартизованы, то при прочих равных условиях опасность подрезания определяется размерами нарезаемого колеса и следовательно числом зубьев – z.
Рассмотрим предельный случай, когда линия вершин инструмента проходит через точку (М), ограничивающую активную линию зацепления. Это будет соответствовать нарезанию колеса с минимальным числом зубьев без подрезания (Рис 5.12).
Как видно из Рис 5.12 отрезок
будет
.
Так как
;
.
Откуда 

Рис. 5.12
Тогда минимальное число зубьев, нарезаемое без подрезки, будет
(5.20)
Для стандартной рейки
будем иметь
.