Число зубьев z 1, z 2, z 3, z 4,…колес группы передач обусловлено величиной передаточных отношений, выраженных в форме
; ; ….
(a, b, c, d – целые числа), и величиной межцентрового расстояния A, которое должно быть одинаковым для всех видов передач одной группы.
Модули зацепления прямозубых передач, нормальные модули и углы наклона зубьев косозубых колес в пределах одной группы чаще всего одинаковы. Следовательно, сумма зубьев
Исходя из условий компактности передач, Sz и наименьшее число зубьев z min в приводах главного движения ограничивают в пределах
Sz ≤ 100 ÷ 120; z min = 18 ÷ 20
Величину Sz обычно принимают наименьшей, допустимой с учетом числа зубьев наименьшего зубчатого колеса группы z min. Для сменных колес привода установлено три значения Sz – 72, 90 и 120.
Решая уравнения относительно чисел зубьев, получим
;
;
.........................
z 1, z 2, z 3, z 4 – целые числа. Это условие выполнимо, если Sz – наименьшее кратное сумм a + b, c + d, … Отсюда вытекает правило для определения чисел зубьев. Находят суммы a + b, c + d, …, определяют наименьшее кратное и вместо Sz подставляют его в равенство.
Может оказаться, что числа зубьев получатся недопустимо малыми или большими. В первом случае их можно увеличить в целое число раз, во втором – уменьшить. При уменьшении могут появиться дробные числа зубьев. Округляя их до целого значения, отбросив дроби, изменяют Sz. Поэтому такие передачи подвергают коррекции. Если группа передач состоит из колес с равным модулем, в равенствах величину Sz заменяют величиной .
Для облегчения расчетов чисел зубьев, особенно для определения z min разработаны специальные таблицы, в которых по горизонтали отложена Sz, а по вертикали передаточные отношения передач, кратные φ = 1,06. Зная величину передаточного отношения, по таблицам подбирают приемлемое значение Sz и z min.
Точность кинематических расчетов в любом случае должна гарантировать отклонение расчетных скоростей вращения шпинделя от от теоретических в пределах допуска. Для этого достаточно, чтобы относительная величина отклонения общего передаточного отношения кинематической цепи привода не выходила за пределы
Поэтому определение передаточных отношений отдельных передач и особенно расчет числа зубьев колес должны быть произведены с точностью, обеспечивающей допустимые отклонения общего передаточного отношения.
Рисунок 4.