Индивидуальность человека

Каждый человек несет в себе то, что делает его уникальным, исключительным, то есть обладающим индивидуальностью. Человек как индивидуальность входит в коллектив, выполняет опреде­ленную работу и играет определенную роль, им нужно управлять, помогая раскрыться и задействовать свой потенциал, создавая не­обходимые условия для успешной работы, взаимодействия с окру­жающими и решения собственных жизненных проблем.

Индивидуальность человека имеет три начала: во-первых, каж­дый в чем-то сходен со всеми остальными; во-вторых, каждый в чем-то одинаков с некоторыми другими; в-третьих, каждый в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность человека.

Кроме того, индивидуальность формируется под влиянием трех групп факторов.

Первую группу факторов составляют наследственность и физи­ологические особенности. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека, но может и передавать некоторые пове­денческие черты. Физиология человека свидетельствует о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В час­тности, одинаков для всех синдром адаптации, отражающий фи­зиологическую реакцию на раздражение.

Во вторую группу входят факторы, проистекающие из окружения человека. Сильное влияние на индивидуальность оказывает культура, в которой она формируется. Человек в об­ществе усваивает нормы поведения, определенные ценности и верования. Индивидуальность в значительной степени определя­ется и семьей, воспитанием. В семье дети усваивают определен­ные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, обязанностям. На индиви­дуальность сильное влияние оказывает также принадлежность к определенным группам и организациям. У личности вырабатыва­ются идентификация, задающая некий тип, с которым она себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения, в частности реакции на воздействие окружения. Наконец, формирование ин­дивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, об­стоятельств, случайных событий. Иногда именно эта группа фак­торов может привести к существенному изменению личности.

В третьей группе факторов — черты и особенности характера человека: индивидуальность оказывает влияние на собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек активно воздействует на свое развитие, он не только продукт наследствен­ности и окружения.

При всей глубине и разнообразии индивидуальностей можно выделить некоторые общие их характеристики.

Есть люди, предпочитающие держаться на расстоянии от дру­гих, это сказывается на их поведении в коллективе. Люди с авторитарным характером считают, что должны быть порядок и различия в статусе и положении людей, стремятся к установлению иерархии отношений, использованию силовых методов в принятии решений и управлении. Любовь и вера в людей оказывают сильное влияние на взаимодействие индивида с окружающими. Это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприя­тиях, способствовать развитию контактов, взаимодействии и взаи­моподдержке.

Чувствительность к другим людям проявляется в способности сочувствовать, принимать близко к сердцу чужие проблемы, в умении поставить себя на место другого. Людей, обладающих та­кими чертами, хорошо воспринимают в коллективе, они общи­тельны.

Стабильность в поведении играет большую роль в установле­нии взаимоотношений индивида с окружением. Если человек ста­билен, ответствен, в целом предсказуем, окружение воспринимает его положительно. Если же он неуравновешен, капризен, склонен делать непредсказуемые шаги, возникает негативная реакция.

Самооценка, то есть то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т. д., сильно влияет на их поведение. Индивиды с высокой самооценкой обычно добивают­ся большего в жизни, так как ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи.

Восприятие риска — важная поведенческая характеристика. Люди, склонные к риску, быстрее принимают решения и готовы принимать их при меньшем объеме информации. При этом ре­зультат решения необязательно будет хуже, чем у тех, кто скрупу­лезно его готовит.

Догматизм — черта характера индивидов с ограниченными взглядами. Догматики воспринимают окружение как сосредото­чие угроз, ссылаются на авторитеты и оценивают людей по тому, как они относятся к догмам и авторитетам. Они не склонны к сбо­ру большого количества информации, достаточно быстро прини­мают решения, но при этом демонстрируют очень высокий уро­вень уверенности в их правильности. Догматики предпочитают работать в хорошо структурированных коллективах независимо от того, какую ступень они занимают.

Комплексность осознания явлений отражает способность чело­века разлагать познаваемое на части и интегрировать, синтезиро­вать общие представления или заключения о нем. Люди с высокой комплексностью осознания способны к обработке информации, рассматривают большее число альтернатив и принимают комп­лексные решения.

Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то для него характерно на­личие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же работ­ник считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то он обладает внешней сферой контроля (экстраверты). Интроверты лучше контролируют свои действия, ориентированы на достижение высоких результатов, более актив­ны, удовлетворены работой. Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, но не на себя, с удовольствием занимают руководящие посты. Экстраверты же, напротив, предпочитают формальные структуры, работу под руко­водством кого-либо. Если же они занимают руководящие долж­ности, то широко используют методы силового воздействия.

В современном менеджменте индивидуальности человека уде­ляется огромное внимание. Связано это в первую очередь с тем, что успех коллектива напрямую зависит от того, насколько успеш­но он мжет задействовать весь имеющийся в его распоряжении человеческий потенциал. Необходимость изучения индивидуаль­ности вызвана также тем, что обычно делают множество неверных заключений о людях. Связано это с тем, что часто при оценке дру­гих мы опираемся на стереотипы, предубеждения, необоснован­ные обобщения. Неверные выводы создают основу для конфлик­тов, скандалов, сплетен, трудностей в общении. Это наносит ущерб другим людям и коллективу в целом.

Специалисты-психологи выделяют несколько видов и форм поведения людей при одинаковых внешних условиях.

Активные (гиперактивные) работники — общительные, откры­тые, увлеченные, предприимчивые, доброжелательные, несколько поверхностны в суждениях, слабо сосредоточенны. Им нужно прикладывать большие усилия, чтобы заниматься однообразной, рутинной, кропотливой работой. Для таких людей более всего подходит живая общественная и организаторская работа.

Лица, склонные к самосозерцанию, скрытные — малообщитель­ны, тяжело идут на контакт, с трудом входят в коллектив, держат­ся обособленно, обладают формально-деловой манерой поведе­ния. Специалисты этого типа могут быть исследователями, конст­рукторами, экспертами, консультантами и т.д. Они противопо­ложны гиперактивным.

Сотрудники с неустойчивым настроением (лабильно-циклоид­ные) — характеризуются перепадами активности и работоспособ­ности, связанными с внешними обстоятельствами и внутренним состоянием. Они могут периодически конфликтовать, для них сложна работа с постоянным размеренным ритмом.

Работники, некритически оценивающие свои возможности и по­ведение {демонстративные) — стремятся показать себя с лучшей стороны, приспосабливаются к обстоятельствам, при возможнос­ти манипулируют действиями коллег. Людям этого типа подходит заниматься рекламой или работать в представительских органах, или там, где демонстрация себя не играет негативной роли.

Властолюбивые, деспотичные, эгоистичные личности — нетерпи­мы к критике, упрямо, иногда безосновательно доказывают свою правоту, помнят и надолго затаивают обиды, могут быть агрессив­ными. Работа с такими сотрудниками требует от менеджера особого подхода и терпения, так как они, как правило, честны, открыты и добросовестны.

Пунктуальные, педантичные работники — отличаются высокой добросовестностью и глубокими профессиональными знаниями. Вместе с тем им свойственны сомнения относительно выполнен­ной работы, они постоянно стремятся к ее совершенствованию. В результате им иногда сложно вовремя остановиться.

Люди несамостоятельные, приспособленцы — часто бывают не­собранны, мягки, теряются в сложной и непредсказуемой обста­новке, быстро уступают чужим мнениям и требованиям. Такие ра­ботники легко проникаются проблемами других сотрудников, со­чувствуют им. Склонны сглаживать возникающие конфликты и разногласия. Как утверждают некоторые психологи, из них вырас­тают незаменимые заместители руководителей.

Работники без твердых принципов и с неразвитым чувством дол­га — легковесно относятся к служебным обязанностям, увлекают­ся более «приятными» делами, мягки и тактичны в общении, име­ют множество знакомых на службе и вне ее. Им больше всего под­ходит работа, где необходимо простое общение с посетителями, частая смена видов деятельности. За такими сотрудниками необ­ходим тщательный контроль.

Признавая значимость и полезность управления индивидуаль­ным поведением, следует помнить, что оно зависит не только от персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются действия.

На поведение работников организации влияют и внешние фак­торы. Среди них необходимо выделить следующие.

• Круг общения, который может быть личным, включающим в себя эмоциональные связи, и служебным, определяемым должност­ными обязанностями. На практике выделяют круг ближайшего об­щения, куда входят не более пяти человек, с которыми можно обсуж­дать любые проблемы, не боясь утечки информации; круг периоди­ческого общения, где рассматриваются только официальные вопро­сы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации; круг эпизодического общения, охватьшающий в по­тенциале всех сотрудников и личных знакомых. В каждом конкрет­ном круге общения складывается своя микроэтика, во многом опре­деляющая взаимодействие в рамках управленческой деятельности.

• Роль, характеризующаяся совокупностью действий, ожидае­мых от человека в соответствии с его индивидуальными психоло­гическими особенностями и местом в управленческой иерархии. Роли, выполняемые человеком, различаются способом получения, направленностью, степенью определенности, формализации, эмоциональности. Они диктуют правила поведения, делают пред­сказуемыми поступки людей. На ролевое поведение влияют ха­рактер индивида, истолкование им своей роли, ее приемлемость, соответствие возможностям и желаниям.

• Статус — оценка окружающими личности данного индивида и исполняемой им роли, определяющая его реальное и ожидаемое место в системе социальных связей, ранг, который бывает фор­мальным и неформальным (первый определяется должностью, привилегиями, заработком, второй — личностными свойствами, позволяющими влиять на окружающих, — полом, возрастом, зна­ниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: