Каждый человек несет в себе то, что делает его уникальным, исключительным, то есть обладающим индивидуальностью. Человек как индивидуальность входит в коллектив, выполняет определенную работу и играет определенную роль, им нужно управлять, помогая раскрыться и задействовать свой потенциал, создавая необходимые условия для успешной работы, взаимодействия с окружающими и решения собственных жизненных проблем.
Индивидуальность человека имеет три начала: во-первых, каждый в чем-то сходен со всеми остальными; во-вторых, каждый в чем-то одинаков с некоторыми другими; в-третьих, каждый в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность человека.
Кроме того, индивидуальность формируется под влиянием трех групп факторов.
Первую группу факторов составляют наследственность и физиологические особенности. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека, но может и передавать некоторые поведенческие черты. Физиология человека свидетельствует о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаков для всех синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.
Во вторую группу входят факторы, проистекающие из окружения человека. Сильное влияние на индивидуальность оказывает культура, в которой она формируется. Человек в обществе усваивает нормы поведения, определенные ценности и верования. Индивидуальность в значительной степени определяется и семьей, воспитанием. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, обязанностям. На индивидуальность сильное влияние оказывает также принадлежность к определенным группам и организациям. У личности вырабатываются идентификация, задающая некий тип, с которым она себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения, в частности реакции на воздействие окружения. Наконец, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, обстоятельств, случайных событий. Иногда именно эта группа факторов может привести к существенному изменению личности.
В третьей группе факторов — черты и особенности характера человека: индивидуальность оказывает влияние на собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек активно воздействует на свое развитие, он не только продукт наследственности и окружения.
При всей глубине и разнообразии индивидуальностей можно выделить некоторые общие их характеристики.
Есть люди, предпочитающие держаться на расстоянии от других, это сказывается на их поведении в коллективе. Люди с авторитарным характером считают, что должны быть порядок и различия в статусе и положении людей, стремятся к установлению иерархии отношений, использованию силовых методов в принятии решений и управлении. Любовь и вера в людей оказывают сильное влияние на взаимодействие индивида с окружающими. Это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействии и взаимоподдержке.
Чувствительность к другим людям проявляется в способности сочувствовать, принимать близко к сердцу чужие проблемы, в умении поставить себя на место другого. Людей, обладающих такими чертами, хорошо воспринимают в коллективе, они общительны.
Стабильность в поведении играет большую роль в установлении взаимоотношений индивида с окружением. Если человек стабилен, ответствен, в целом предсказуем, окружение воспринимает его положительно. Если же он неуравновешен, капризен, склонен делать непредсказуемые шаги, возникает негативная реакция.
Самооценка, то есть то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т. д., сильно влияет на их поведение. Индивиды с высокой самооценкой обычно добиваются большего в жизни, так как ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи.
Восприятие риска — важная поведенческая характеристика. Люди, склонные к риску, быстрее принимают решения и готовы принимать их при меньшем объеме информации. При этом результат решения необязательно будет хуже, чем у тех, кто скрупулезно его готовит.
Догматизм — черта характера индивидов с ограниченными взглядами. Догматики воспринимают окружение как сосредоточие угроз, ссылаются на авторитеты и оценивают людей по тому, как они относятся к догмам и авторитетам. Они не склонны к сбору большого количества информации, достаточно быстро принимают решения, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверенности в их правильности. Догматики предпочитают работать в хорошо структурированных коллективах независимо от того, какую ступень они занимают.
Комплексность осознания явлений отражает способность человека разлагать познаваемое на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения о нем. Люди с высокой комплексностью осознания способны к обработке информации, рассматривают большее число альтернатив и принимают комплексные решения.
Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же работник считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то он обладает внешней сферой контроля (экстраверты). Интроверты лучше контролируют свои действия, ориентированы на достижение высоких результатов, более активны, удовлетворены работой. Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, но не на себя, с удовольствием занимают руководящие посты. Экстраверты же, напротив, предпочитают формальные структуры, работу под руководством кого-либо. Если же они занимают руководящие должности, то широко используют методы силового воздействия.
В современном менеджменте индивидуальности человека уделяется огромное внимание. Связано это в первую очередь с тем, что успех коллектива напрямую зависит от того, насколько успешно он мжет задействовать весь имеющийся в его распоряжении человеческий потенциал. Необходимость изучения индивидуальности вызвана также тем, что обычно делают множество неверных заключений о людях. Связано это с тем, что часто при оценке других мы опираемся на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Неверные выводы создают основу для конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в общении. Это наносит ущерб другим людям и коллективу в целом.
Специалисты-психологи выделяют несколько видов и форм поведения людей при одинаковых внешних условиях.
Активные (гиперактивные) работники — общительные, открытые, увлеченные, предприимчивые, доброжелательные, несколько поверхностны в суждениях, слабо сосредоточенны. Им нужно прикладывать большие усилия, чтобы заниматься однообразной, рутинной, кропотливой работой. Для таких людей более всего подходит живая общественная и организаторская работа.
Лица, склонные к самосозерцанию, скрытные — малообщительны, тяжело идут на контакт, с трудом входят в коллектив, держатся обособленно, обладают формально-деловой манерой поведения. Специалисты этого типа могут быть исследователями, конструкторами, экспертами, консультантами и т.д. Они противоположны гиперактивным.
Сотрудники с неустойчивым настроением (лабильно-циклоидные) — характеризуются перепадами активности и работоспособности, связанными с внешними обстоятельствами и внутренним состоянием. Они могут периодически конфликтовать, для них сложна работа с постоянным размеренным ритмом.
Работники, некритически оценивающие свои возможности и поведение {демонстративные) — стремятся показать себя с лучшей стороны, приспосабливаются к обстоятельствам, при возможности манипулируют действиями коллег. Людям этого типа подходит заниматься рекламой или работать в представительских органах, или там, где демонстрация себя не играет негативной роли.
Властолюбивые, деспотичные, эгоистичные личности — нетерпимы к критике, упрямо, иногда безосновательно доказывают свою правоту, помнят и надолго затаивают обиды, могут быть агрессивными. Работа с такими сотрудниками требует от менеджера особого подхода и терпения, так как они, как правило, честны, открыты и добросовестны.
Пунктуальные, педантичные работники — отличаются высокой добросовестностью и глубокими профессиональными знаниями. Вместе с тем им свойственны сомнения относительно выполненной работы, они постоянно стремятся к ее совершенствованию. В результате им иногда сложно вовремя остановиться.
Люди несамостоятельные, приспособленцы — часто бывают несобранны, мягки, теряются в сложной и непредсказуемой обстановке, быстро уступают чужим мнениям и требованиям. Такие работники легко проникаются проблемами других сотрудников, сочувствуют им. Склонны сглаживать возникающие конфликты и разногласия. Как утверждают некоторые психологи, из них вырастают незаменимые заместители руководителей.
Работники без твердых принципов и с неразвитым чувством долга — легковесно относятся к служебным обязанностям, увлекаются более «приятными» делами, мягки и тактичны в общении, имеют множество знакомых на службе и вне ее. Им больше всего подходит работа, где необходимо простое общение с посетителями, частая смена видов деятельности. За такими сотрудниками необходим тщательный контроль.
Признавая значимость и полезность управления индивидуальным поведением, следует помнить, что оно зависит не только от персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются действия.
На поведение работников организации влияют и внешние факторы. Среди них необходимо выделить следующие.
• Круг общения, который может быть личным, включающим в себя эмоциональные связи, и служебным, определяемым должностными обязанностями. На практике выделяют круг ближайшего общения, куда входят не более пяти человек, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации; круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации; круг эпизодического общения, охватьшающий в потенциале всех сотрудников и личных знакомых. В каждом конкретном круге общения складывается своя микроэтика, во многом определяющая взаимодействие в рамках управленческой деятельности.
• Роль, характеризующаяся совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии. Роли, выполняемые человеком, различаются способом получения, направленностью, степенью определенности, формализации, эмоциональности. Они диктуют правила поведения, делают предсказуемыми поступки людей. На ролевое поведение влияют характер индивида, истолкование им своей роли, ее приемлемость, соответствие возможностям и желаниям.
• Статус — оценка окружающими личности данного индивида и исполняемой им роли, определяющая его реальное и ожидаемое место в системе социальных связей, ранг, который бывает формальным и неформальным (первый определяется должностью, привилегиями, заработком, второй — личностными свойствами, позволяющими влиять на окружающих, — полом, возрастом, знаниями, опытом, культурой, связями, нравственными качествами).