Работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу — этому предшествует длительный процесс становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется сознательно и целенаправленно.
Прежде всего речь идет о ясных и понятных целях предстоящей деятельности коллектива, соответствующих внутренним стремлениям людей, ради достижения которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков, подчиниться групповой власти.
Другое важное условие успешного формирования коллектива — наличие определенных, пусть даже незначительных достижений в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих ее явные преимущества перед индивидуальной. Если речь идет о неформальном коллективе, эти достижения сами по себе будут достаточным вознаграждением его участникам. В формальном коллективе, участие в котором обязательно, любые достижения необходимо поощрять.
|
|
Сплоченный коллектив не может существовать без совместимости образующих его людей и правильного распределения между ними обязанностей в соответствии со способностями и желаниями каждого, что позволяет им сотрудничать и успешно решать возникающие проблемы.
Для успеха официальному коллективу необходим сильный руководитель, а неофициальному — лидер, которым люди готовы подчиняться и за которыми готовы идти к поставленной цели, несмотря на трудности и невзгоды.
Наконец, каждый коллектив должен найти свое место, «нишу» в формальной или неформальной структуре организации, где бы он мог полностью реализовать свои цели и потенциал, не препятствуя другим.
Менеджеру в процессе формирования коллектива необходимо учитывать следующие положения:
установить ясную для себя и работников цель, в процессе достижения которой каждый может найти себе достойное место;
подобрать необходимых специалистов и добиться их согласия на участие в работе данного коллектива, выслушать мнение каждого о способах достижения кратковременных и длительных целей и задач;
регулярно готовить и проводить «летучки», совещания и беседы с участвующими в данной работе сотрудниками, а также заинтересованными лицами, подводить итоги работы на собраниях коллектива и заслушивать отчеты о проделанной работе в индивидуальном порядке;
не противопоставлять членов коллектива друг другу, справедливо и вовремя поощрять работников, достигших лучших результатов;
не вести никаких «закулисных» дел и действий, не обманывать надежды людей, делать то, о чем уже заявлено, не давать заведомо невыполнимых обещаний.
|
|
Начало формирования официального коллектива — решение, оформленное юридически. Неофициальный коллектив обычно образуется в результате какого-либо чрезвычайного события или достижения некоего предела в развитии ситуации, которые порождают всплеск эмоций, толкают людей на объединение и установление определенных отношений. После возникновения неформального коллектива идет длительный процесс его организации и самоорганизации, состоящий из нескольких этапов. На первом этапе в поведении людей преобладает индивидуализм. Они знакомятся, наблюдают окружающих и демонстрируют им собственные возможности. В тех коллективах, которые дальнейшему изменению не подлежат, определяется руководитель. На втором этапе происходит сближение людей, между ними устанавливаются необходимые контакты и складываются общие нормы поведения. На третьем этапе коллектив стабилизируется, формируются цели, налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты.
С ростом зрелости коллектива ему по плечу становятся более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание друг друга в ряде случаев позволяют функционировать на принципах самоуправления. В то же время любой коллектив подстерегают две серьезные опасности: возникновение раскольнических группировок, преследующих корыстные цели и стремящихся захватить власть, и бюрократизация и сопровождающий ее застой. Это проявляется в так называемой групповщине, характеризующейся тем, что члены коллектива замыкаются в основном на собственных интересах, не обращая внимания на нужды и потребности других, некритически относятся к себе и к своей роли в коллективе, считают себя непогрешимыми, неуязвимыми, непобедимыми. Для такого коллектива характерны единомыслие и конформизм.
Эффективность работы коллектива зависит от ряда факторов.
• Размер коллектива. Исследованиями установлено, что коллективы, насчитывающие от 5 до 11 человек, обычно принимают более точные решения, чем те, которые выходят за пределы этого числа. В коллективах меньшего размера работники могут быть обеспокоены тем, что их персональная ответственность за принимаемые решения слишком очевидна. По мере увеличения коллектива общение между его членами усложняется, труднее становится достичь согласия по вопросам деятельности и выполнения задач, усиливается тенденция к неформальному разделению на группы, что может привести к появлению несогласующихся целей.
• Состав коллектива. Под составом понимают степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые работники применяют при решении проблем. Чтобы найти оптимальное решение, необходимы различные позиции, поэтому хорошо, когда коллектив состоит из непохожих личностей. Одни обращают внимание на важные детали, проблемы, другие хотят взглянуть на картину в целом, подходят к проблеме с системных позиций и рассматривают взаимосвязь различных аспектов. Множество точек зрения принесет свои плоды.
• Групповые нормы. Нормы сильно влияют на поведение личности и направление работы коллектива, на достижение целей организации или противодействие им. Они призваны подсказать членам коллектива, какого поведения и какой работы ожидают от них. Только при условии соотнесения своих действий с нормами личность может рассчитывать на признание коллектива, его поддержку. Этот фактор важен как для формальных, так и для неформальных коллективов.
• Групповое единомыслие. Тенденция, выражающаяся в подавлении личностью своих взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию коллектива. Считается, что несогласие подрывает чувство принадлежности к коллективу, поэтому его следует избегать. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача личности — держаться общей линии в обсуждении проблемы, даже если имеются иная информация или убеждения. Эта тенденция может самоукрепиться. Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную точку зрения, каждый полагает, что все остальные думают одинаково. В результате проблема решается менее эффективно, так как необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются.
|
|
• Конфликтность. С одной стороны, различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе коллектива, с другой — оно повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями полезен, он может привести к внутригрупповым спорам, открытому конфликту, которые всегда пагубны.
• Статус членов коллектива. Статус той или иной личности в организации или коллективе может определяться рядом факторов, включая такие, как старшинство в должностной иерархии, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Обычно члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения коллектива, чем члены группы с низким статусом. Однако это далеко не всегда ведет к росту эффективности.
Человек, поработавший в организации непродолжительное время, может иметь более ценные идеи и опыт в отношении какой-либо проблемы, чем человек с высоким статусом. Чтобы принимать эффективные решения, необходимо учитывать всю информацию, относящуюся к вопросу и объективно взвешивать идеи. Для эффективного функционирования коллектива, иногда приходится прилагать усилия, чтобы мнения его членов, имеющих более высокий статус, не доминировали.
• Роли членов коллектива. Критический фактор, определяющий эффективность работы коллектива, — поведение каждого его члена. Коллектив функционирует эффективно, когда работники стараются способствовать достижению других целей и социальному взаимодействию. Существует два основных направления ролей для создания нормально работающего коллектива. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать коллективные задачи и выполнять их (инициирование деятельности, поиск информации, сбор мнений, проработка, координирование, обобщение). Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности коллектива (поощрение, обеспечение участия, установление критериев, исполнительность, выражение чувств коллектива).
|
|
Руководитель, формирующий коллектив, должен знать, что существуют опробированные на практике методы отбора работников.
Социографический метод будет использован успешно в случае, если работники знают друг друга продолжительное время. Всем работникам предлагается из состава коллектива выбрать двух человек, с которыми они готовы сотрудничать. На основе полученной информации составляется социограмма или схема предпочтений в данном коллективе. Используя такую схему, менеджер определяет круг людей, готовых работать совместно на основе доверия и взаимных симпатий. Метод опроса работников помогает менеджеру определить не только симпатии, но и антипатии, предусмотреть развитие конфликтных ситуаций.
Матрица взаимоотношений. Для составления такой социограммы каждому сотруднику предлагается дать оценку своим коллегам: —1; 0; +1 (отрицательно, нейтрально, положительно). Результаты опроса сводят в таблицу, где подводят итог набранных баллов каждым сотрудником. Менеджеру во избежание неприятностей в коллективе следует держать итоговую таблицу закрытой и не оглашать ее, используя только для своей работы.
В научных кругах и учебных заведениях при формировании коллективов применяется тайное голосование по предлагаемым кандидатурам. То же происходит при присвоении ученых степеней и званий, при выдвижении на соискание премий и наград, на вышестоящие должности.
Если, трудовой коллектив достиг степени зрелости, сплочен и организован, то возможен иной подход к формированию на его основе нового коллектива. Работники в этом случае высказываются открыто, предлагая или отвергая ту или иную кандидатуру. Сформированные таким образом группы, как правило, сразу приступают к реализации принятых решений и поставленных целей.
Менеджментом выработано несколько советов управленцам, желающим добиться успехов и эффективно руководить зрелым коллективом, способствовать его совершенствованию. Менеджер должен:
уважительно и честно относиться ко всем членам коллектива, внимательно рассматривать их предложения, если отказывать, то аргументированно и в вежливой, форме;
доверять людям выполнение работы по их силам и способностям, делегировать полномочия и отвечать вместе с подчиненными в случае неудачи;
иметь силы и мужество для того, чтобы сохранить коллектив и избавить его от необоснованных обвинений и претензий, отстаивать и защищать своих сотрудников, если они поступили правомерно и в интересах дела;
проявлять заботу о членах коллектива в случае, если они в этом нуждаются, поддерживать их в трудных для них обстоятельствах: это скажется на улучшении результатов работы и укреплении отношений в коллективе;
стараться сделать работу интересной, предоставлять возможности для творчества и инициативы, чтобы члены коллектива видели результаты своего труда;
знать и учитывать психологические особенности, черты характера и темперамент каждого работника, хвалить за достижения при всех, ругать за промахи по возможности отдельно, быть справедливым;
подавать личный пример отношения к делу и сотрудникам, уделять максимум внимания вновь принятым на работу, способствовать быстрому вхождению в коллектив новичков.
Контрольные вопросы и задания
1.Дайте понятие группы.
2.Какова классификация групп?
3.Что такое групповая динамика и групповые нормы?
4.Что представляет собой коллектив?
5.Каковы признаки коллектива?
6.Назовите основные виды коллективов.
7.Как сказывается на результатах деятельности психологический климат в коллективе?
8.Как достичь сплоченности и совместимости в коллективе?
9.Каковы особенности восприятия действительности членами коллектива?
10.Как формируется коллектив?
11.От чего зависит возможность повышения эффективности работы коллектива?