Понятие и характеристика коллектива

Люди, как правило, работают не в одиночку, а в группах, то есть в совокупности лиц, объединенных по какому-то принципу: общности территории, профессии, социальных условий, из-за случайных обстоятельств. Это, разумеется, не означает, что члены групп должны постоянно находиться рядом и совместно выпол­нять свои функции — делать это можно самостоятельно, но работник в любом случае оказывается включенным в систему управлен­ческих отношений. В рамках этой системы группа может высту­пать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой с различной степенью сплоченности членов — от неорганизован­ной толпы до единого коллектива. Именно коллектив составляет основу любой организации.

Трудовой коллектив — это группа людей, объединенных общей работой, интересами и целями.

Коллектив состоит из работников, обладающих определенными чертами и особенностями. Чтобы считаться коллективом, группа лю­дей должна обладать несколькими признаками, первый и главный из которых — общая цель. Цель может формироваться в результате вза­имного влияния индивидуальных целей членов коллектива или зада­ваться извне в соответствии с миссией организации, но она всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой.

Второй признак коллектива — психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с ней, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т. д., хотя переоценивать эти моменты не следует.

Психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей в процессе достижения совместной цели, что составляет третий признак коллектива. В результате такого взаимодействия потенциал коллектива оказывается существенно больше суммы потенциалов каждого его члена. Это объясняется тем, что в результате взаимодействия становится возможным то, что в принципе недоступно одному человеку. Во-первых, преодо­левается ограниченность физических и интеллектуальных способ­ностей каждого — без коллективного труда невозможна была бы и современная цивилизация; во-вторых, на основе совместной дея­тельности удается выполнить гораздо больший объем работ. Это возможно вследствие разделения труда, специализации, обуслов­ливающих рост его эффективности, а также возникновения поми­мо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и повышающего интенсивность деятельности.

Четвертый признак коллектива состоит в постоянстве взаимо­действия на протяжении всего времени существования группы, но необязательно всех ее членов со всеми. В результате становится возможным их влияние друг на друга, ведущее к формированию общих целей и интересов, реальному осознанию общности и единству практических действий.

Коллектив играет огромную роль в жизни человека. Прежде всего в его рамках удовлетворяется естественная потребность в об­щении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек в необходимых случаях обре­тает поддержку и защиту, получает признание своих успехов и до­стижений.

Воздействуя на поведение человека, коллектив во многом спо­собствует его изменению. В нем индивидуум имеет возможность взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обще­стве; ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, инте­ресы; коллектив в значительной мере стимулирует творческую ак­тивность пробуждает стремление к совершенствованию, первен­ству в соревновании.

Однако нужно иметь в виду, что в зависимости от характера коллектива его влияние на личность может быть как позитивным, так и негативным. Так, сплоченный, но не настроенный на конст­руктивную работу коллектив может разлагающе влиять на челове­ка, вынуждать его к антисоциальному поведению. В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив. Результа­тивность воздействия зависит от сил сторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате кон­фликта; слабая, напротив, сама подчиняется коллективу, раство­ряется в нем, а последний взамен берет на себя заботу о ее благо­получии.

Идеальная с управленческой точки зрения ситуация располага­ется где-то посередине и характеризуется доверительными парт­нерскими отношениями коллектива и его членов, не отказываю­щихся от собственных позиций, но уважительно относящихся к целям и нуждам сообщества.

По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные: первые — это юридически оформленные образо­вания, действующие в рамках правового пространства, как, на­пример, персонал организации и ее подразделений; вторые бази­руются на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном же­лании людей сотрудничать друг с другом и реальной практике та­кого сотрудничества.

По характеру внутренних связей различают формальные и не­формальные коллективы. Официальные коллективы предполага­ют наличие обоих типов связей, причем формальные несут основ­ную нагрузку, а неформальные их дополняют. В неофициальных коллективах связи исключительно неформальные. Формальные связи представляют собой отношения между должностями, им свойственна иерархичность; неформальные существуют между личностями независимо от того, какое место они занимают на официальной служебной лестнице. Границы формального и не­формального коллективов чаще всего не совпадают, так как неко­торые сотрудники в них могут не приниматься или по собствен­ной инициативе придерживаться нейтралитета.

По механизму формирования можно выделить стихийно сло­жившиеся и сознательно организованные коллективы. Например, к первым относится студенческий, а ко вторым — преподаватель­ский. В то же время стихийно сложившиеся коллективы могут в дальнейшем структурироваться сознательно (таким образом в за­висимости от изучаемого иностранного языка комплектуются учебные группы), а сознательно организованные — по воле слу­чая, например по алфавиту.

Исходя из сроков существования, коллективы подразделяются на временные и постоянные. Временный коллектив обычно пред­назначен для решения какой-то разовой задачи.

Важный признак, в соответствии с которым могут классифици­роваться коллективы, — степень свободы, предоставляемая их членам. Во-первых, это свобода вхождения в коллектив, которая варьирует в довольно значительном диапазоне — от безусловной обязательности для призывников служить в армии до полной доб­ровольности вступления в тот или иной клуб. Во-вторых, можно говорить о свободе активного участия в деятельности коллектива. В одном случае она требуется постоянно, во втором — может быть эпизодической или даже формальной.

В соответствии с функциями выделяют коллективы, ориенти­рованные на достижение определенной цели, как официальной, так и неофициальной (политическая партия, персонал организа­ции); реализацию совместного интереса (различные общества); общение (клубы по интересам). В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классифи­кацией по видам деятельности.

Реализация тех или иных функций предполагает определенную степень внутриколлективного разделения труда, которое на деле может быть самым разнообразным: в одних коллективах оно су­ществует только как количественное, создавая возможность пол­ной взаимозаменяемости работников; в других существует специ­фика видов труда в пределах одного и того же качества, что огра­ничивает взаимозаменяемость; в третьих имеется глубокое каче­ственное разделение труда, делающее какую бы то ни было взаимозаменяемость невозможной.

По размерам коллективы подразделяют на малые и большие, причем в данном случае исходят не из числа участников, а из воз­можности или невозможности непосредственно поддерживать по­стоянные связи между их членами. В больших коллективах это осуществлять практически невозможно, а в малых — реально.

Малые коллективы, сформировавшиеся в рамках больших и объединяющие наиболее активных членов, вершащих значитель­ную часть дел, получили название первичных. Обычно они вклю­чают от двух до пяти человек, объединенных личными интереса­ми, связи между которыми имеют преимущественно неформаль­ный характер.

Самоуправляемые коллективы могут различаться по такому признаку, как степень коллективности принимаемых решений. Если она минимальна, то совместно определяются только основ­ные направления деятельности, которые в дальнейшем конкретизируются в индивидуальном порядке, и каждый действует незави­симо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяется так же и то, кто чем будет заниматься, но текущая деятельность не координируется, и члены коллектива оказывают друг другу по­мощь лишь в необходимых случаях. При максимальной степени коллективности происходит не только координация работы каждого, но и ее оценка.

Каждый коллектив вырабатывает свою систему социального контроля — совокупность способов воздействия через убеждения, предписания, запрещения, признание заслуг и прочее, с помощью которой поведение его членов приводится в соответствие со сло­жившимися ценностями и стандартами. Система социального контроля опирается, во-первых, на привычки, то есть укоренив­шиеся способы поведения в определенных ситуациях; во-вторых, на обычаи — виды поведения, которые коллектив с моральной точки зрения высоко оценивает и принуждает своих членов при­знавать и поддерживать; в-третьих, на санкции, формальные и не­формальные, представляющие собой реакцию групп на поведение индивида в социально значимых ситуациях; в-четвертых, на фор­мальные и неформальные способы надзора за поведением и по­ступками людей.

Коллективы различаются между собой микроклиматом, психо­логическим состоянием работников, степенью их сплоченности.

Микроклимат коллектива формируется совокупностью обстоя­тельств, в рамках которых происходит деятельность людей. Эти обстоятельства порождают определенные установки, проявляю­щиеся в отношении к окружающим и содержанию работы. О важ­ности благоприятного психологического климата можно судить, например, по тому, что плохое настроение снижает эффектив­ность работы коллектива примерно в полтора раза. Поскольку об­стоятельства во многом поддаются целенаправленному воздей­ствию, психологический климат в определенной степени можно корректировать.

Психологическое состояние коллектива характеризуется степе­нью удовлетворенности своей деятельностью и ее результатами. На степень удовлетворенности влияют такие обстоятельства, как характер и содержание деятельности, отношение к ней людей (любовь или нелюбовь), престижность, размеры вознаграждения, перспективы роста, сопутствующие возможности (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интерес­ными или полезными людьми и т. д.). Определенную роль играют специфические особенности коллектива, например место распо­ложения. Удовлетворенность во многом зависит и от умения чле­нов коллектива жить по его законам, подчиняться установленным требованиям и порядкам.

Сплоченность коллектива проявляется в силе притяжения к нему его членов, в возможности их совместно воздействовать на отдельного человека, побуждать сохранять активность в группе и препятствовать выходу из нее. Она обусловлена тяготением людей друг к другу в поисках помощи или поддержки в достижении тех или иных целей, взаимными эмоциональными предпочтениями, пониманием роли коллективного начала в обеспечении тех или иных целей, тех или иных гарантий.

Сплоченность коллектива, удовлетворенность людей своим пребыванием в нем зависят также от их психологической и соци­ально-психологической совместимости. Основу первой составляет соответствие темпераментов членов коллектива, второй — соот­ветствие профессиональных и моральных качеств.

Условиями, обеспечивающими социально-психологическую совместимость, считаются:

соответствие личных возможностей работника структуре и со­держанию его деятельности, что обеспечивает ее нормальный ход, отсутствие зависти по отношению к успехам других;

близость или совпадение моральных позиций, создающих ос­нову для взаимного доверия;

однородность основных мотивов деятельности и индивидуаль­ных устремлений членов коллектива, способствующая их лучшему взаимопониманию;

возможность реального взаимодополнения и органичного со­единения способностей каждого в едином трудовом и творческом процессе;

рациональное распределение функций между членами кол­лектива, при котором никто не может добиться успеха за счет другого.

Сплоченность коллектива позволяет улучшить индивидуаль­ную адаптацию, более активно вовлекать людей в деятельность, дает ощущение личной безопасности.

Помимо совместимости в основе сплоченности лежит восприя­тие друг друга, заключающееся в получении и обработке соответ­ствующей информации и формировании субъективного образа каждого и группы в целом. На восприятие окружающих оказыва­ют влияние следующие обстоятельства как объективного, так и субъективного характера:

ситуация, в которой поступает информация или происходит знакомство с людьми: если она позитивна, восприятие, как прави­ло, оказывается более позитивным, чем объект того заслуживает, если негативна — все представляется гораздо хуже, чем есть на са­мом деле;

умение реально видеть ситуацию: эрудированный и понимаю­щий человек обычно спокойнее относится к другим, к происходя­щим событиям, не склонен драматизировать или, наоборот, пре­возносить что-либо и в целом более трезво оценивает события;

личностные и социальные свойства субъекта — доброжела­тельность, терпимость, отсутствие комплексов, манера поведения, разговора, внешний вид; близки к личностным свойствам и «анкетные» характеристики — пол, возраст, образование, про­фессия, национальность, вероисповедание и др. Те, у кого эти характеристики не совпадают, обычно относятся друг к другу на­стороженно;

стереотипы — снимая неопределенность ситуации, в значи­тельной мере искажают реальность, развивают консерватизм в со­знании и мышлении; часто старые стереотипы служат основой формирования новых, поскольку в соответствии с психологичес­ким законом предшествования существующая информация опре­деляет усвоение последующей.

Восприятие осложняется труднопредсказуемостью поведения человека, которое зависит от многих, порой самых неожиданных обстоятельств, в том числе сознательных действий, направленных на защиту своего статуса, достоинства, внутренней жизни, сокры­тие или искажение информации о себе и т. д. В результате человек или группа людей воспринимаются не такими, каковы они есть на самом деле, а такими, какими хотят себя показать или какими их хотят видеть. В то же время именно адекватное восприятие людь­ми друг друга — важнейшее условие формирования сплоченного, работоспособного коллектива.

Коллектив постоянно оказывает психологическое воздействие на работника. Это происходит не только при личных контактах, когда товарищи непосредственно высказывают свое отношение к действию или поступку коллеги, но и тогда, когда человек собира­ется поступить по-своему. Во всех случаях он должен учитывать то, что скажут или подумают о нем и его действиях сослуживцы. Уровень психологического давления зависит от морально-психо­логического климата, сплоченности и совместимости работников. На ранних стадиях становления и развития коллектива давление может быть относительно слабым и недейственным, на более по­здних — сильным и решающим.

В арсенале менеджера среди множества средств воздействия на работников есть мощное оружие — мнение трудового коллектива. Руководитель должен постоянно заботиться о том, чтобы мнение коллектива способствовало укреплению его потенциала, надлежа­щему воспитанию людей, улучшению их отношения к труду и друг к другу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: