Взаимодействие личности и коллектива носит двусторонний характер: человек трудом, действиями способствует решению коллективных задач, но и коллектив оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять свои потребности в безопасности, любви, уважении, самовыражении, формировать личность и т. д. Отмечено, что в коллективах с хорошими взаимоотношениями, активной внутригрупповой жизнью люди более здоровы, моральны, лучше защищены от внешних воздействий, работают эффективнее, чем в тех, где существуют неразрешимые конфликты и нестабильность. Коллектив защищает личность, поддерживает ее, обучает как умению выполнять задачи, так и нормам и правилам поведения.
Но коллектив может менять поведение человека, вносить в него существенные изменения.
• Под влиянием коллектива происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т. д. Он расширяет сферу своего внимания за счет усиления интереса к другим членам коллектива. Его жизнь оказывается в зависимости от действий его коллег, это существенно меняет взгляд индивида на себя, свое место в окружении и на окружающих.
|
|
• В коллективе человек имеет определенный «вес». Здесь не только распределяются задания и роли, но и определяется позиция каждого. Члены коллектива могут делать одинаковую работу, но при этом иметь разный «вес». И это будет дополнительной существенной характеристикой личности, которой она не обладала и не могла обладать, находясь вне коллектива. Для многих эта характеристика может быть не менее важной, чем формальная позиция.
• Коллектив помогает личности обрести новое видение своего «я». Человек начинает идентифицировать себя с коллективом, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии, в понимании своего места и предназначения.
• Находясь в коллективе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать такие предложения и идеи, которые он никогда бы не выдал, если бы осмысливал проблему в одиночку. Эффект «мозговой атаки» существенно повышает творческий потенциал личности.
• Отмечено, что в коллективе человек в гораздо большей мере склонен принимать риск, чем в ситуации, когда он действует один. В ряде случаев эта особенность становится источником более действенного и активного поведения людей в группе, чем если они действуют в одиночку.
Часто личность долго сопротивляется воздействиям со стороны коллектива, многие воздействия она воспринимает только частично, некоторые полностью отрицает. Входя в коллектив, вступая во взаимодействие с групповым окружением, человек не только изменяется сам, но и оказывает воздействие на коллектив, других его членов.
|
|
Взаимодействие личности с коллективом может носить характер кооперации, слияния, либо конфликта. Каждая форма взаимодействия может проявляться в различной степени.
При кооперации между личностью и коллективом устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает цели коллектива как не противоречащие его собственным, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия, положительно, хотя и с переосмыслением собственных позиций, воспринимает решения коллектива.
При слиянии возникают такие отношения между работником и всем коллективом, при которых каждая из сторон рассматривает другую как составляющую единого целого. Человек ставит себе цели, исходя из целей коллектива, в значительной мере подчиняет свои интересы коллективу и идентифицирует себя с ним. Коллектив, в свою очередь, старается смотреть на работника не как на исполнителя определенной роли, а как на преданного делу человека, заботится о нем, рассматривая его проблемы и трудности как свои, старается оказать содействие в решении не только производственных, но и личных проблем.
В случае конфликта расходятся интересы личности и коллектива, идет борьба между ними за разрешение этого противоречия. Конфликты могут порождаться двумя группами факторов:
организационными — различие во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей в коллективе и т. д.;
эмоциональными — недоверие к человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т. д.
Оценка конфликта зависит от того, к каким последствиям он приводит. Если конфликт перерастает в антагонистический, разрешение которого носит разрушительный характер для личности и коллектива, он должен быть отнесен к нежелательным и отрицательным формам взаимоотношений. Однако нередко конфликт носит позитивный характер, и его разрешение может привести к благоприятным последствиям: во-первых, он может повысить мотивацию к достижению целей, вызвать дополнительную энергию, вывести коллектив из устойчивого пассивного состояния; во-вторых, привести к лучшему пониманию отношений и позиций в коллективе, уяснению его членами роли и места в нем, более четкому пониманию задач и характера деятельности; в-третьих, сыграть созидательную роль в поиске путей функционирования коллектива, подходов к решению задач, генерировании идей и соображений относительно того, как строить отношения, что, в свою очередь, предотвратит нежелательные конфликты в будущем.
Контрольные вопросы и задания
1.Расскажите об особенностях психологам личности.
2.Как характеризуется индивидуальность человека?
3.Каковы формы взаимодействия личности и коллектива?
4.Назовите внешние факторы, влияющие на поведение работников в организации.