Упование

Шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими (Да смилуется над ним Всевышний Аллах!) сказал:

К поклонению относится и упование (таваккуль) о чём свидетельствует высказывание Всевышнего:

«И только на Аллаха уповайте, если вы являетесь верующими!» (аль - Мáъида, 23).

Всевышний также сказал: «А кто уповает на Аллаха, для того Он достаточен» (ат-Талáк, 3).

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

Комментарий:

«И только на Аллаха уповайте, если вы являетесь верующими!» (аль - Мáъида, 23).

В этом аяте содержится повеление уповать на Аллаха, и это значит, что упование является одной из форм поклонения. Упование – это форма поклонения, посвящать которую можно только Аллаху.

Имам Ибн аль-Каййим сказал: «Упование на Аллаха (таваккуль) – основа всех степеней веры (иман) и благодеяния (ихсан), а также всех действий, связанных с Исламом. Упование на Аллаха для них словно голова для тела».

Слабое упование на Аллаха имеет опасные последствия, поскольку заставляет человека все сильнее привязываться к материальным причинам. Например, больной связывает все свои надежды с врачом, забывая о Создателе этого врача, а нуждающийся в деньгах приобретает их даже из запретного источника, воруя или работая в банке, операции которого не обходятся без ростовщичества.

Однако не стоит ударяться в другую крайность и считать, что материальные причины ничего не значат и уповающий на Аллаха должен сидеть, сложа руки. Это ошибочное понимание упования. На самом деле упование на Аллаха – это приложение усилий и совершение действий, помогающих достичь цели, вместе с упованием на Всевышнего, Который создал материальные причины и механизмы.

Имам Ибн аль-Каййим сказал: «Ученые единодушны в том, что пользование материальными причинами, то есть совершение действий, помогающих достичь поставленной цели, не противоречит упованию на Аллаха. Напротив, действительное упование на Аллаха невозможно без пользования причинами, потому что иначе это будет бездействие и безделье, а не упование на Аллаха».

И если раб будет искренне полагаться на Аллаха Всевышнего, то Он избавит раба от того, что его заботит, ибо Всевышний сказал: «И кто полагается на Аллаха [полностью вверяет свое дело Ему], то для того Он достаточен [Он избавит его от всего, что его заботит и беспокоит] (как в этом мире, так и в Вечной жизни).» (Ат-Таляк, 3).

Для того, кто уповает на Аллаха, достаточно Его покровительства как в духовных, так и в мирских делах. Поэтому правоверный всегда должен полагаться на Аллаха, опираться на Его поддержку и надеяться на то, что Господь поможет ему и убережет его от вреда. И действительно, если человек уповает на Аллаха, то Он устраивает все его дела наилучшим образом. Да и как может быть иначе, если человек приобретает в лице Аллаха богатого, сильного, могущественного и милостивого Покровителя, который ближе к своему рабу, чем кто бы то ни было иной.

Однако может случиться, что по своей божественной мудрости Аллах отсрочит свою помощь до того времени, когда осуществление задуманного человеком будет иметь больший успех. Поэтому Всевышний сказал: «Ведь поистине Аллах доводит Свое дело (до конца) [никто Ему не может препятствовать и Он не устанет от просьб].». Это означает, что предначертанное Аллахом должно непременно свершится. Но вместе с тем для каждой вещи установлены срок и мера, благодаря чему ничто не может запоздать или наступить раньше времени.

Упование – является видом поклонения исходящим из сердца. Истинность его содержится в 2-х вещах:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: