Причины бытовые и шариатские

К бытовым причинам относятся любые причины, приводящие к достижению цели посредством физических законов, которые Аллах создал в природе. Достижению же цели способствуют те естественные свойства, которые изначально заложены Аллахом в своих творениях. Бытовыми причинами могут пользоваться как верующие, так и неверующие. В качестве примера можно привести воду. Это – причина утоления жажды. Таким же образом, еда является причиной насыщения, одежда – причиной защиты от жары и холода, машина – причиной передвижения с одного места на другое и т.п.

Что касается шариатских причин, то под ними подразумеваются любые способы достижения цели, узаконенные Всевышним Аллахом и разъясненные в Его Писании и в Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пользоваться этими средствами могут только верующие, причины руководствующиеся велениями Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

В качестве примера можно упомянуть следующее: произнесение двух свидетельств[48] от чистого сердца и с полным пониманием их смысла – причина, посредством которой человек попадает в Рай и спасается от вечного пребывания в Аду; совершение доброго дела после злодеяния – причина, которая стирает совершенное ранее прегрешение; произнесение определенной мольбы после азана –причина достижения заступничества Пророка, да благословит его Аллах и приветствует (в День Воскресения); поддержание родственных связей – причина продления своей жизни и увеличения мирского удела (ризк) и т.д.

О том, что эти слова или поступки являются причинами достижения тех или иных целей, мы узнали только благодаря изучению Шариата. Об этом невозможно узнать из мирских наук, путем опытов или посредством чувственного восприятия. Мы знаем о том, что поддержание родственных связей продлевает жизнь и увеличивает мирской удел, только из слов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто желает, чтобы его мирской удел был увеличен, а его жизненный срок продлен, пусть поддерживает родственные связи». [49] То же самое можно сказать обо всех остальных примерах.

Однако многие люди допускают грубые ошибки при выборе причин для достижения своих целей, не понимая их видов – как бытовых, так и шариатских. Очень часто они полагают, что какое-либо бытовое средство служит причиной достижения определенной цели, связанной с их мирской жизнью, а в результате дело обстоит иначе, расходясь с их образом мышления. Также они думают, что какая-либо шариатская причина приведет их к конкретной желаемой цели, связанной с религией, однако в действительности дело обстоит наоборот.

Примером таких бесполезных поступков, одновременно не подтверждаемых ни Шариатом, ни земными законами, является то, что прохожие могут часто увидеть на улице. Там сидят люди за маленькими столиками, по которым ходит небольшое животное, похожее на крупную мышь. Рядом с ним лежат карточки, на которых записана «возможная» судьба человека. Эти записи делают хозяин животного или же другие невежды, потакая своим страстям и желаниям. И вот мимо кого-либо из них проходят двое возлюбленных, один из которых говорит: «Давай заглянем в нашу судьбу!» Они платят этому человеку несколько грош, и тот подталкивает животное, чтобы оно вытащило какую-либо карточку. Потом он протягивает ее молодым людям, и те читают выдуманную для них судьбу!

Где же разум такого человека, который берет это животное в качестве свидетельства, надеясь, что оно поведает ему о предопределении, которое скрыто от него? Если он действительно полагает, что это животное может открыть ему сокровенное знание, то это животное, вне всякого сомнения, лучше него. Если же он не верит в это, то его поступок расценивается как развлечение, глупость, пустая трата времени и расточительство. Безусловно, благоразумные люди избегают всего этого. Кроме того, само по себе это занятие является обманом, введением в заблуждение и незаконным присвоением чужого имущества.

Если люди прибегают к животному для того, чтобы узнать то, что сокрыто от них, то, несомненно, они считают такой поступок мирским средством для достижения этой цели. Однако это средство ошибочное, что подтверждается жизненным опытом и здравым смыслом. Таким образом, это – вымышленное средство, в основе которого лежит невежество и обман. Оно считается ошибочным и с точки зрения Шариата, потому что противоречит Корану, Сунне и единому мнению мусульман. Достаточно сказать, что оно противоречит следующим словам Всевышнего:

«Он – Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен …» (сура ''Джинны'', аяты 26-27).

К бытовым причинам, придуманным людьми, относится и вера в то, что если, например, человек отправится в поездку или женится в среду, то его поездка или женитьба окажется неудачной. Другие в свою очередь полагают, что если, приступая к важному делу, они увидят слепого или калеку, то их начинание не увенчается успехом!

К выдуманным людьми шариатским причинам относится вера в то, что те или иные деяния приближают их к Пречистому Аллаху, тогда как на самом деле они отдаляют их от Него и навлекают на них гнев Господа. Более того, они обрекают их на проклятие и мучения. К таким деяниям относится обращение за помощью к умершим праведникам и святым. Эти люди просят их о том, на что способен только Пречистый и Всевышний Аллах. Например, они молят их об избавлении от несчастий и излечении от болезней, просят одарить их мирским уделом, избавить от бесплодия и помочь в борьбе с врагом, обращаясь к ним и с другими мольбами. Они прикасаются к железным решеткам на их гробницах или к камням на их могилах, трясут их или бросают в них бумажки, на которых они записывают свои просьбы и желания. Все это они считают шариатскими средствами, приближающими их к Аллаху. Однако в действительности это не так, поскольку такие действия целиком и полностью противоречат величайшей первооснове Ислама – поклонению только Всевышнему Аллаху и посвящению лишь Ему одному всех форм поклонения.

Еще одним ошибочным убеждением является вера в то, что человек говорит правду, если он или кто-либо из присутствующих чихнет при этом.[50] К ним же относится вера некоторых людей в то, что если у них звенит в ушах, то это значит, что кто-либо из друзей или родственников поминает их добрым словом.[51] То же самое можно сказать о тех, кто верит в то, что если они постригут ногти вечером или в субботу, или в воскресенье, то с ними произойдет несчастье. Есть и такие, которые полагают, что беда случится с тем, кто подметает дом вечером, и что камень принесет им удачу, если они подумают о нем хорошо и поверят в него.[52]

Эти и другие похожие верования являются ложными. Более того, это – суеверия и измышления, основанные на предположениях и догадках. Аллах не ниспосылал по этому поводу никаких доказательств, и мне удалось обнаружить, что в основе их лежат выдуманные, лживые хадисы. Да проклянет же Аллах тех, кто придумал их!

Следует отметить, что среди бытовых причин есть дозволенные, которыми Аллах разрешил пользоваться, и недозволенные, которые запретил Аллах. Уже были приведены примеры того, как люди ошибочно принимают те или иные деяния за причины, допустимые для достижения различных целей, хотя в действительности это не так. Сейчас я на нескольких примерах покажу, какие бытовые причины являются дозволенными с точки зрения Шариата, а какие – запрещенными.

К дозволенным в Шариате способам получения дохода относятся торговля, коммерция, земледелие, аренда и т.п. К запрещенным же относятся ростовщичество[53], айна[54], ихтикар[55], мошенничество, воровство, азартные игры, торговля вином или скульптурами. Одним из доказательств в пользу этого являются следующие слова Всевышнего:

«Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Корова», аят 275).

Как торговля, так и ростовщичество являются бытовыми способами получения дохода. Тем не менее, Всевышний Аллах разрешил одно и запретил другое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: