Вера в предопределение

Предопределение – определение Аллахом судьбы всего сущего, в зависимости от Его знания и мудрости[111].

Вера в предопределение содержит в себе четыре вещи:

- Первое: то, что Аллах знал о каждой вещи, в общем, и подробно. Его знание вечно. Не имеет значения, касается это Его действий или действий Его рабов[112].

- Второе: то, что Аллах записал это в хранимой скрижали.[113] Об этих двух ступенях Аллах говорит:

«Разве ты не знал, что Аллах знает все, что на небесах и на земле. Поистине это в писании, поистине это для Аллаха легко» (аль-Хаджж, 70)

Также передается в Сахих Муслим от Абдуллаха ибн 'Амр ибн Аль-'Ас, который сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), сказал: «Аллах записал предопределение всех созданий до того, как Он создал небеса и землю за пятьдесят тысяч лет»[114]. Муслим, 6919.

- Третье: вера в то, что все существующее происходит по воле Аллаха. Не имеет значения, касается ли это Его действий или действий Его созданий. Аллах сказал по поводу Его действий:

«Твой Господь создает все, что пожелает и избирает» (аль-Касас, 68)

Также Он сказал:

«Аллах делает то, что пожелает» (Ибрáхúм, 27)

Также Он сказал:

«Он – Тот, Кто придает вам в утробах такой облик, какой пожелает» (аль-'Имрáн, 6)

Также Всевышний сказал по поводу того, что касается действий Его созданий:

«Если бы Аллах пожелал, то позволил бы им одержать верх над вами, и тогда они непременно сразились бы с вами» (ан-Нисáъ, 90)

Также Он сказал:

«Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями» (аль-Ан'áм, 112)

- Четвертое: вера в то, что все сущее создано Аллахом. Все существа, их облик и их движения. Всевышний сказал:

«Аллах – Создатель каждой вещи. Он – Попечитель и Хранитель каждой вещи» (аз-Зумар, 62)

Также Он сказал:

«Он сотворил каждую вещь и придал ей подходящий облик» (аль- Фуркан, 2)

Также Он рассказал о Своем пророке Ибрáхúмеu, который сказал своему племени:

«Аллах создал вас и то, что вы делаете» (ас-Саффат, 96)

Вера в предопределение, такая как мы ее, описали, не противоречит тому, чтобы у раба был выбор и возможность в своих действиях, т.к. шариат и происходящее указывают на это.

1 – Шар’ийя. Под этим видом подразумевается любовь, т. е. желание Всевышнего, которое сопровождается Его любовью к тому, что совершается, к примеру, аят в котором Аллах сказал:

«Аллах желает принять ваши покаяния» (ан-Нисáъ, 27), т. е. Он желает и любит это.

2 – Происходящее. Каждый человек знает, что у него есть желание и мощь, в зависимости от которых он, что-то делает и что-то оставляет. И есть разница между тем, что он делает по своему желанию как: ходьба, и между тем, что происходит против его желания как: дрожь. Однако желание и мощь раба происходят по желанию и мощи Аллаха. Как сказал об этом Всевышний Аллах:

«Тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (ат-Таквир, 28-29)

И так же, потому что все сущее принадлежит Аллаху и не происходит в Его владениях ничего без Его соизволения и знания.

Разница между двумя видами в том, что в первом виде необходимо свершение того, чего Аллах желает, но не обязательно, чтобы Он любил это, а что касается второго вида, то тут все наоборот, желаемое Всевышнему любимо ему, но из этого не следует, что это обязательно должно свершаться[115]. Вера в предопределение, такая как мы ее, описали, не дает рабу права оправдываться ей в оставлении обязательного и совершении запрещенного.

Это оправдание не действительно с нескольких сторон:

1 – Слова Всевышнего:

«Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы к Аллаху сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами (посланников) те, кто были до них, пока они не вкусили нашего наказания. Скажи: «Есть ли у вас какое либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете» (аль-Ан'áм, 148)

И если бы у них было право оправдываться предопределенным, Аллах не дал бы им вкусить Его наказание.

2 – Слова Всевышнего:

«(Мы отправили) посланников, которые несли благую весть и предостерегали, чтобы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый» (ан-Нисáъ, 165)

Если бы предопределение было бы оправданием для противоречащих им, оно бы не исчезло после послания посланников.

3 – В сборнике хадисов аль-Бухари и Муслима приводится хадис от Али ибн Абу Талиба (Да будет доволен им Аллах!), который рассказал следующее: Однажды мы присутствовали на погребальной процессии вместе с Пророком (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!). И он сказал: «У каждого из вас уже записано его место, (которое он займёт) в Раю или в Аду». Тогда сподвижники спросили: «Что же нам теперь не стараться?» Пророк сказал: «Совершайте дела, ведь каждому облегчено то, к чему он создан. Что касается того, кто должен быть в числе счастливых, то ему будет облегчено совершение дел счастливых, а что касается того, кто должен быть в числе несчастных, то ему будет облегчено совершение дел несчастных. Затем он прочитал аяты из суры «ал-Ляйль»: «Что же касается того, кто давал [тратил свое имущество на благие цели] и остерегался (наказания Аллаха) (исполняя Его повеления и отстраняясь от того, что Он запретил), и признал истинность прекраснейшего [признал Аллаха как единственного бога и поверил в Его обещание о том, что Он многократно вернёт потраченное человеком на добрые дела, которые были совершены только ради Его довольства], – тому Мы облегчим к легчайшему [тому Аллах облегчит дела совершения благого и повиновения Ему]. А что касается того, кто скупился [жалел свое имущество на добрые дела, и не старался совершать дела ради награды Аллаха] и обогащался [предпочёл мирские удовольствия райским благам], и не поверил в истинность прекраснейшего [не поверил в обещание Аллаха о Его щедрой награде], – тому Мы облегчим к трудности [Аллах затруднит путь совершению благих деяний, и это поведет его к Аду]»».

В сообщении, которое приводится в Муслиме: «Каждому будет облегчено то, для чего он создан» (Аль-Бухари, 4995; Муслим, 6903).

Пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) приказал совершать дела и запретил полагаться на предопределение.

4 – Всевышний Аллах приказал Своему рабу совершение каких-то дел и запретил ему совершение других и Аллах не обязал его тем, что ему не под силу. Аллах сказал:

«Остерегайтесь же (наказания) Аллаха, насколько можете [выполняйте то, что Он повелел ипрекратите совершать то, что Он запретил]» (ат-Тагáбун, 16).

Также Он сказал:

«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё [Аллах никого не обязывает делать то, что ему не под силу]» (аль-Бакара, 286).

Если бы раб был принужден к совершению дел, то он не мог бы что-то делать, а что-то оставлять, т.к. он принужден и не может освободиться от этого. Но это не так, поэтому, если он совершит какой, либо грех по незнанию, или по забывчивости, или по принуждению, то ему не будет порицания, т.к. у него есть оправдание.

5 – Предопределение Аллаха – скрытая тайна, которая становится известной только после ее свершения. А желание раба в том или ином деле, предшествует действию. И поэтому желание этого дела не основано на знании о предопределении относительно его. Здесь исчезает его право оправдываться предопределенным, т.к. он не может оправдываться тем, о чем он не знает[116]

6 – Мы видим, что человек стремится к тому, что ему подходит в делах этого мира, до тех пор, пока он не достигнет этого. Он не оставляет ничего, кроме того, что ему не подходит и потом обосновывает это оставление предопределением. Так почему же он оставляет то, что приносит ему пользу в его религии и склоняется к тому, что приносит ему вред, оправдываясь предопределением. Разве эти две ситуации не одинаковы?!

Приведем пример, чтобы было понятно:

Если бы человек мог выбирать между двумя дорогами, одна из которых ведет в город, в котором царит анархия, убийства, грабеж, насилие, страх, голод. А другая ведет в город, в котором есть порядок, безопасность, хорошая жизнь, уважение души, чести и имущества. Какой дорогой он бы пошел?

Несомненно, он пойдет по дороге, которая ведет к городу, где есть порядок и безопасность. Ни один разумный человек не пойдет по дороге, которая ведет к городу, где царит беспредел и страх и потом будет оправдываться предопределением.

Второй пример:

Перед нами больной, которому прописано лекарство. Он пьет его, несмотря на то, что оно ему не нравится. Ему не разрешается, есть еду, которая может ему навредить и он оставляет ее, несмотря на то, что она ему по вкусу. Все это ради излечения и здоровья. И он не отказывается от принятия этого лекарства, или от воздержания еды, которая может усугубить его положение. Тогда почему же человек оставляет приказы Аллаха и Его посланника (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) и делает то, что Аллах и Его посланник запретили, оправдываясь предопределением?

7 – Тот, кто оправдывается предопределением в оставлении предписанного или совершении греха, если на него кто-то нападет и отберет его имущество или заденет его честь, оправдываясь предопределением, говоря: «Не порицай меня, т.к. мое нападение было по предопределению». Он не примет его оправдание. Почему же он не принимает оправдание того, кто напал на него и оправдывается в своем покушении на права Всевышнего Аллаха?!

Рассказывается, что повелитель правоверных – 'Умар ибн Аль-Хаттаб (Да будет Аллах доволен им) – к которому привели вора, заслужившего, чтобы ему отрубили руку, приказал отсечь ему руку. Вор сказал ему: «Не торопись о повелитель правоверных, ведь я не украл кроме как по предопределению Аллаха. На, что 'Умар ответил: «Так мы и рубим по предопределению Аллаха».

Вера в предопределение приносит великие плоды:

1 – Упование на Всевышнего Аллаха после выполнения причин и отсутствие упования на саму причину, потому что все происходит по предопределению Аллаха.

2 – Отсутствие самообольщения у человека, который добился своей цели, т.к. это милость Аллаха, Который предопределил ему причины этого добра и успеха. А самообольщение заставляет забыть его о благодарности за эту милость.

3 – Душевное спокойство и безмятежность в том, что случается с ним из предопределенного Аллахом. Он не волнуется, если упустит желаемое и если с ним произойдет что-то неприятное. Потому что это по предопределению Аллаха. Ему принадлежит власть на небесах и на земле. Все это неизбежно произойдет. Всевышний Аллах сказал об этом:

«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как мы сотворили его (несчастье). Поистине, это для Аллаха легко. (Мы поведали вам об этом) для того, чтобы вы не печалились из-за того, что вы упустили и чтобы вы не радовались тому, что Он вам дал. Аллах не любит всяких надменных хвастунов» (аль-Хадид, 22-23)

Также пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) сказал: «Удивительно дело верующего, все для него является добром и не дано это ни кому, кроме верующего. Если его постигает радость, он благодарит и в этом для него добро. А если его постигает неприятность, он терпит и в этом для него добро» [117]. Муслим, 7692.

Заблудились в вопросе предопределения две группы:

Первая: Аль-Джабрия[118]– они сказали, что раб принужден к совершению действий и у него нет ни желания, ни мощи.

Вторая: Аль-Кадария – они сказали, что раб полностью свободен в своих действиях, как желанием, так и возможностью. И воля и мощь Аллаха никак не влияют на действия человека.

Опровержение первой группы (Аль-Джабрия) есть в шариате и действительности.

- Что касается шариата, то Всевышний Аллах утвердил для раба волю, и желание и приписал ему действие. Всевышний сказал:

«Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь» (аль-'Имрáн, 152)

Также Он сказал:

«Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон» (аль-Кяхф, 29)

Также Он сказал:

«Кто поступает праведно, тот поступает во благо себе. А кто творит зло, тот поступает во вред себе» (Фуссылат, 46)

- Что касается действительности, то каждый человек понимает разницу между действиями, которые он делает по собственному желанию как: принятие пищи, питье, продажа, покупка и между действиями, которые происходят против его воли как: дрожь во время лихорадки или падение. В первом случае он выполняет эти действия по собственному желанию, а не по принуждению. Во втором случае он не выбирает и не хочет, чтобы с ним это происходило.

Опровержение второй группы (Аль-Кадария) есть в шариате и разуме.

- Что касается шариата, то Всевышний Аллах – Создатель каждой вещи и все происходит по Его воле. Аллах объяснил в Своей книги, что действия раба происходят по воле Аллаха, Он сказал:

«Если бы Аллах пожелал [119], то они не сражались бы друг с другом, после того, как к ним явились ясные знамения. Однако они разошлись во мнениях, одни из них уверовали, а другие не уверовали. Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах делает, что пожелает» (аль-Бакара, 253)

Также Он сказал:

«Если бы Мы пожелали, то Мы даровали бы каждой душе прямое руководство, однако истиной является Мое слово: «Я непременно наполню геенну джинами и людьми – всеми вместе!» (ас-Саджда, 13)

- Что касается разума, то все это бытие принадлежит Всевышнему Аллаху и человек является частью этого бытия, и он тоже принадлежит Аллаху. И не возможно, чтобы раб распоряжался во владениях своего господина без его разрешения и желания.

Шейх сказал:

Ихсан самостоятельный столп.

(Суть ихсана в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя.

Доказательством этого являются слова Всевышнего: «Поистине, Аллах – вместе с теми, которые остерегаются (Его наказания), и теми, которые являются мухсинун [Он помогает и содействует им]!» (ан-Нахль, 128).

Также Всевышний сказал: «И полагайся на Величественного, Милосердного (Аллаха), Который видит тебя, когда ты встаешь (на ночные молитвы), и как ты совершаешь молитвенные движения среди преклоняющихся ниц. Поистине, Он – Слышащий, Знающий [Он слышит твоё чтение Корана и слова восхваления Аллаха и знает твоё намерение и деяния]!» (аш – Шу'áраъ, 217-220).

Также Всевышний сказал: «И в каком бы ты (о, Пророк) ни был деле, и что бы ты ни читал от Него [от Аллаха] из (ниспосылаемого) Корана, и какое бы вы (о, люди) дело ни будете совершать, Мы будем вам свидетелями, когда вы погружаетесь в это (дело)» (Йунус, 61).

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

Комментирий:

Ихсану дал истолкование сам пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), о чем сообщается в том хадисе, где рассказывается о вопросах, которые задавал пророку Джибрил. В этом хадисе сообщается, что Джибрил сказал: «Поведай мне о ихсане».

(Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир,) сказал:

«(Суть ихсана в том,) чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, (помня о том, что) Он, поистине, видит тебя».

Таким образом, пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) разъяснил, что есть два вида ихсана:

1) Высшим из них является такое поклонение Аллаху, будто ты видишь Его, иначе говоря, положение того, кто как бы видит Аллаха воочию. Здесь имеется в виду, что раб Аллаха действует так, будто он видит Аллаха Всевышнего сердцем своим, когда сердце его озаряется светом веры, а разум достигает глубин познания, в результате чего сокрытое для него уподобляется оче­видному. Это и есть истинная суть чистосердечия.

2) Другим видом или же проявлением ихсана являет­ся положение человека, занятого наблюдением (муракаба),когда раб Аллаха ясно представляет себе, что Аллах видит его, зна­ет о нём. Если раб представляет себе всё это, занимаясь своими делами и действуя сообразно это­му, он будет проявлять искренность по отношению к Аллаху Все­вышнему, так как это не позволит ему ни обращаться, ни стре­миться к кому-либо иному помимо Аллаха.

¨ Доказательством этого являются слова Всевышнего: «Поистине, Аллах – вместе с теми, которые остерегаются (Его наказания), и теми, которые являются мухсинун [Он помогает и содействует им]!» (ан-Нахль, 128).

Мухсинун мн.ч. слова мухсин (ед.ч).

Мухсин – исмуль фа'иль (действующее лицо) от слова ихсан.

Нахождение Аллаха вместе (ма’ия (معية)) с творениями делится на два вида:

1) общее

2) конкретное.

Общее означает, что Аллах охватывает все творения, из верующих, неверующих, благочестивых и грешников Знанием, Могуществом, Властью и Управлением, а так же другими смыслами, что включает в себя Его эпитет Господства (Рубубийя).

Конкретное же, подразумевает помощь и поддержку тому, в отношении кого это было употреблено. Оно касается тех, кто имеет к этому право из посланников и их последователей.

«Поистине, Аллах – вместе с теми, которые остерегаются (Его наказания), и теми, которые являются мухсинун [Он помогает и содействует им]!» (ан-Нахль, 128).

В этом аяте указывается то, что Аллах с мухсинами, котопые поклоняются Аллаху как будто они видят Его.

Совместность Аллаха с мухсинами в этом áяте конкретная для верующих.

¨ Всевышний также сказал: «И полагайся на Величественного, Милосердного (Аллаха), Который видит тебя, когда ты встаешь (на ночные молитвы), и как ты совершаешь молитвенные движения среди преклоняющихся ниц. Поистине, Он – Слышащий, Знающий [Он слышит твоё чтение Корана и слова восхваления Аллаха и знает твоё намерение и деяния]!» (аш – Шу'áраъ, 217-220).

Аллах всегда близок к Своим рабам и посредством своего совершенного знания всегда присутствует при совершении добрых дел. Он прекрасно видит, как они стоят на молитве и совершают обрядовые движения. Он видит, как они выстаивают молитву, совершают поклоны и падают ниц. Если человек выполняет их искренне и смиренно, всей душой отдаваясь общению с Аллахом, то его намаз становится совершенным, а благодаря этому совершенствуются и все остальные деяния.

«...Он – Слышащий, Знающий...». Аллах слышит все речи и молитвы своих творений, на каком бы языке они ни обращались к Нему. Он знает о том, что люди совершают открыто, и о том, что они утаивают в своих сердцах. Он ведает обо всем явном и сокровенном. Где бы ни находился человек, Всевышний Господь все равно видит его, слышит его речь и знает обо всех его помыслах, намерениях и решениях. Твердая убежденность в этом помогает правоверному достичь высшего ихсана, когда человек совершает поступки так, словно воочию видит Аллаха, а если он и не видит его, то все равно знает, что Аллах видит его.

Этот аят является доказательством для второго вида ихсана.

Всевышний также сказал: «И в каком бы ты (о, Пророк) ни был деле, и что бы ты ни читал от Него [от Аллаха] из (ниспосылаемого) Корана, и какое бы вы (о, люди) дело ни будете совершать, Мы будем вам свидетелями, когда вы погружаетесь в это (дело)» (Йунус, 61).

Всевышний поведал о том, что Ему доподлинно известно обо всех действиях творений. Ему известно, когда они трудятся, а когда – отдыхают. А это значит, что человек должен всегда помнить о том, что Всевышний Аллах наблюдает за ним. Что бы ни совершал человек ради своей мирской или духовной жизни, что бы он ни читал из Священного Корана, какое бы большое или маленькое дело он ни совершал, Всевышний Аллах наблюдает за этим начинанием от начала до конца. Пусть же люди помнят об Аллахе, когда начинают трудиться, и совершают любые деяния искренне и с усердием. И пусть они остерегаются гнева Всевышнего Господа, который наблюдает за ними и ведает об их внешнем поведении и внутреннем мире. Его знание и зрение объемлют все сущее на небесах и на земле. Он наблюдает даже за самыми крошечными явлениями.

Этот аят является доказательством для второго вида ихсана.

ТРЕТЬЯ ОСНОВА:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: