Общая психологическая характеристика деятельности

Рассматривая психологические детерминанты необходимо остановится на рассмотрении такого фундаментального понятия, как деятельность, которое разрабатывается в социальной психологии и является одним из основополагающих для юридической (криминальной) психологии.

Преступление (с психологической точки зрения) можно рассматривать как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в специфических формах противоправного поведения, в котором выражаются отношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологические свойства, мотивационная сфера личности, психическое состояние.

Анализируя психологические особенности преступления, кем бы оно ни совершалось, мы не можем не опираться на такие фундаментальные психологические понятия, как деятельность, поведение, действия, мотивы и цели деятельности.

Под деятельностью в психологии понимается внутренняя или внешняя активность человека, направленная на достижение поставленной цели.

Как писал С.Л. Рубинштейн, «специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности». Деятельность имеет свои специфические признаки.

1) Деятельность включена в систему социальных ожиданий, ориентирована на то, как ее примет общество. Поэтому любая целенаправленная деятельность человека, даже та, которая со стороны выглядит сугубо индивидуальной (например, труд художника, писателя и т.п.), по своей природе глубоко социальна.

2) В деятельности, через нее человек реализует себя как личность. В ней формируются и проявляются его психические свойства, особенности личности.

3) Другим присущим деятельности признаком является ее предметность. То есть любая (в том числе, разумеется, и противоправная) деятельность наполнена своим внутренним, конкретным смысловым содержанием, направлена к определенной цели, а «предметы, существующие в окружающем человека мире или подлежащие реализации в нем, становятся целями человеческой деятельности через соотношение с ее мотивами».

Будучи активным субъектом деятельности, человек активно включается в общественные, межличностные отношения, тем самым занимает определенную позицию относительно других людей, общества в целом, социальных ценностей. На этой стадии, как обращает внимание на данную закономерность С.Л. Рубинштейн, деятельность приобретает новый специфический аспект, становясь поведением.

Поведение - это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В поведении выражается его отношение к нравственным, моральным, правовым нормам, традициям, существующим в обществе. По поведению судят о личностных особенностях субъекта.

Предметом специального изучения юридической психологии является противоправное, преступное поведение, которое имеет все вышеназванные элементы.

Однако оно по своей антиобщественной направленности, способам достижения цели существенно отличается от обычного поведения человека, не вступающего в конфликт с нормами права. Эта антиобщественная направленность преступного поведения особенно заметна, когда приходится анализировать процессы мотивации, целеполагания, принятия решения, выбора средств достижения поставленных целей и практической реализации преступного замысла при совершении преступлений с различными формами вины.

Своеобразной единицей поведения человека является поступок.

Поступок это действие человека, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали.

Более того, поступком может быть и воздержание субъекта от каких-либо действий (или, как говорят юристы, бездействие), если в этом воздержании (бездействии) проявляется его позиция, отношение к происходящим явлениям.

Кроме того, рассматривая деятельность, мы не можем не видеть две ее стороны: внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) предметную сторону.

Интериоризация - осознание субъектом предстоящей деятельности, мысленное перемещение во времени и пространстве (превращением во внутреннее). Процесс интериоризации может протекать как на вербальном уровне, так, и в виде мысленных образов.

Экстериоризация - внешняя, предметная деятельность как результат внутренней, психической активности.

Все эти процессы лежат в основе формирования умысла лица в ходе подготовки и совершения им преступления, поскольку преступление представляет собой разновидность деятельности, главной особенностью которой является ее антиобщественная направленность.

Неотъемлемым элементом деятельности является потребность человека, которая служит источником его активности, предваряющей собственно саму деятельность.

Мотив - потребность, приобретшая побудительную силу, направляющую деятельность, становится ее мотивом. Как отмечают ученые деятельность не может быть без мотива, он субъективно или объективно скрыт. Данное положение имеет исключительно важное значение для понимания проблемы так называемых безмотивных преступлений.

Чтобы активность приобрела характер деятельности независимо от ее направленности, перед человеком должна стоять цель. Только в этом случае можно говорить о целенаправленной деятельности. Процесс целобразования может иметь различные временные интервалы, завершаясь постановкой общей цели в виде некоего образа будущего результата (продукта) деятельности. Однако на пути достижения этой общей цели субъект может намечать более конкретные (частные) цели, соотнося их с общей целью.

Данный процесс целеобразования в большей мере присущ видам деятельности с высоким уровнем организации. В деятельности с относительно низким уровнем организации, с четко выраженной ориентацией на быструю реализацию возможностей в какой-то предметной ситуации доминирующей формой целеобразования является постановка конкретных целей.

Детерминантой (основой) выбора целей в том и другом случае является такое важное личностное образование, как уровень притязаний.

Уровень притязаний – уровень самооценки личностью своих возможностей в отельных сферах деятельности и общая самооценка личностью своих интеллектуальных и нравственных возможностей.

Значительно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка личности нередко приводят к тому, что субъект ставит перед собой (с точки зрения своих способностей и объективных условий) реально недостижимые цели. Крах в достижении этих целей может вызвать у субъекта состояние фрустрации, обострить состояние психической напряженности, служить причиной развития конфликтных отношений с окружающими и провоцировать агрессивные (противоправные) формы поведения.

Фрустрация - конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд.

Серьезные нарушения процессов целеобразования обычно свидетельствуют о психической незрелости человека, его инфантильности, легкомыслии и даже о возможных расстройствах и нарушениях его психики.

Единицей деятельности является действие. С помощью действий осуществляется та или иная деятельность. Совокупность действий может составлять определенный вид деятельности.

Под действием в психологии понимается относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение какой-то одной, простой текущей задачи, на достижение той или иной конкретной (частной) цели.

В основе действия лежат побуждения. Побуждения – сочетание различных потребностей, интересов, которые становятся для субъекта мотивом как только появляется цель, в мотивах отражаются побуждения индивида.

В уголовном законе (ст. 14 УК РФ) употребляется специфический термин — «деяние». Деяние с точки зрения науки уголовного права — это поведение, поступок человека в «форме действия или бездействия». А под действием понимается общественно опасное, волевое, активное поведение.

Классификация действий (по форме контроля и управления)

Инстинктивные действия - инициируются органическими импульсами и осуществляются вне сознательного контроля. Обычно они наблюдаются в раннем детском возрасте.

Рефлекторные, или действия-реакции - совершаются рефлекторно, не подвергаются сознательной регуляции. Типичным примером подобных действий может служить непроизвольное отдергивание руки от источника тока, горячего предмета и т.д.

Как те, так и другие действия не представляют особого интереса с правовой точки зрения. Поэтому они не рассматриваются в юридической психологии.

Импульсивные действия - наблюдается у лиц, находящихся в состоянии сильного, чаще аффективного возбуждения. Поэтому их еще называют импульсивно-аффективные действия.

Состояние аффекта – (лат. душевное волнение) временная психическая непатологическая дезорганизация сознания, его «сужение», утрата волевого контроля, вызванная сверхсильным эмоциогенным воздействием, острым, конфликтным противоречием действительности личностным позициям индивида.

Подобное аффективное действие (действия) — разрядка «определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вызывающим». Поэтому целенаправленный, волевой контроль за ними, их регуляция в момент аффективной вспышки, во время их совершения могут оказаться для субъекта непосильными. Импульсивные действия легче предвидеть и не допустить, чем регулировать их силу и направленность во время совершения, особенно в тех случаях, когда субъект находится в состоянии аффекта, достигшего стадии кульминации.

Возможность совершения преступлений против жизни и здоровья граждан с использованием импульсивно-аффективных действий учтена законодателем при конструировании некоторых уголовно-правовых норм (ст. 107 - убийство в состоянии аффекта, ст. 113 - причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта УКРФ).

Волевые действия - четко осознаются и регулируются субъектом, имеют целенаправленный характер, включают в себя: выбор цели, процессы мотивации, принятие решения, прогноз и результат. По ходу их совершения лицо в состоянии вносить определенные коррективы в свое поведение.

И тем не менее в зависимости от ситуации, уровня эмоционально-волевой устойчивости субъекта волевые действия могут при определенных условиях перерастать в импульсивно-аффективные действия, в том числе они могут проявиться в качестве замещающих действий, основное назначение которых снять эмоциональное напряжение с помощью аффективной разрядки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: