Пути усвоения правовой культуры

1) предметный способ заключается в усвоении соответствующего образа действия, шаблона поведения в процессе деятельности, взаимодействуя с другими лицами;

2) традиционный способ заключается в усвоении соответствующих способов поведения в процессе наблюдая действия людей в различных ситуациях;

3) рациональный способ, формирование знаний о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, согласно жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.

Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы правовой культуры. Он включается в правоподобную деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые юридические представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания.

Цель правовой социализации - обеспечение правомерного поведения, формирование интегрального правового образования - правосознания.

Правосознание имеет существенную связь с процессом социализации.

1) жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование установок, отношений, ценностных ориентации в правовой сфере.

Содержание правосознания человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от его социальных связей, от степени включенности в правовую культуру общества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.

2) правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение, формируясь под воздействием внешних влияний, по принципу обратной связи, направляет, практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения.

Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента:

1) интеллектуальный (познавательный), характеризуется суммой правовых знаний и умений;

В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей может сформироваться правосознание только на познавательном уровне (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечивает правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон и тем не менее его нарушать.

2) оценочный (эмоциональный), оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное).

Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценивает), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нарушить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.

3) поведенческий (эмоционально-волевой), предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерного поведения, правовые знания должны перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеждением, закрепиться в привычную форму поведения.

К признаки правосознания

1) отражает социальную действительность, активно на неё воздействует, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах общества;

2) проявляется через вторую сигнальную систему. Речемыслительная деятельность выступает в качеств е механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующих общественные отношения;

3) не может существовать без конкретного носителя (человек, группа, общество).

Правосознание реализуется через формы в зависимости от количества носителей.

1) Общественное – сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия и правой идеологией (система господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяющих направленность правотворчества и механизмы праворегуляции).

2) Групповое – характеризуется стихийностью, определяется узкогрупповыми интересами. Может быть и асоциальным.

3) Индивидуальное – определяется правосознанием малых социальных групп, в которые включена личность.

Индивидуальное правосознание выражается на нескольких уровнях.

1) Элеменарный уровень – выражается в согласованности конкретной правозначимой деятельности с эмпирическим представлением о нормах правомерного поведения.

2) Высший уровень характеризуется определенными взглядами на правовую систему, осознанием социальной значимости права.

На основе общих представлений о должном поведении создаются модели поведения в обществе, которое регулируется правовыми нормами. Такое поведение называется правоприменительным и подразделяется на группы:

1) правоисполнительное, при котором потребности личности совпадают с правовыми требованиями;

2) правопослушное, когда цели и средства их достижения совпадают с общественными требованиями;

3) законопослушное, при котором потребности, интересы и желания личности не совпадают с общественными требованиями, но личность, боясь наказания, вынуждена подчиняться требованиям закона.

Основы правосознания, как и в целом сознания, личности закладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья, школа, группа сверстников.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: