Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Психологическая характеристика допроса




В сравнении с другими следственными действиями (осмотр места происшествия, обыск и др.) - допрос- это, как правило, длительное, содержательное и непосредственное общение следователя с допрашиваемым.

Допрос преступника - это одно из многочисленных, но самое ответственное и сложное следственное действие. Это поединок двух мировоззрений, столкновение двух полярных идеологий. Это сражение и следователь не вправе его проиграть. Судить об обвиняемом нужно не по тем чисто внешним признакам, которые зачастую лишь маскируют его подлинное состояние, а по целой гамме прямых и косвенных признаков, чёрточек, едва уловимых штрихов, дающих возможность проникнуть в тайну человеческой души. Следователь должен научиться видеть «второй план», действительный образ человека, которого он допрашивает. Умный, наблюдательный следователь всё это заметит, заметив - поймёт, поняв - запомнит, запомнив - сделает необходимые выводы.

Защищаясь, преступник прибегает к различным уловкам, ухищрениям, лжи. А наше главное оружие - это внимательность, быстрота восприятия, критический характер мышления, позволяющий выделить главное звено, разобраться в противоречиях, правильно оценить обстановку и проанализировать происшедшее событие. Не обладая такими качествами нельзя рассчитывать на успех в процессе проведения допроса.

В рамках лекции рассмотрим психологическую сущность допроса и очной ставки, их структуру, систему методов психологического воздействия на допрашиваемых, проанализировать стадии формирования показаний.

Одним из важнейших следственных действий, от которого зависит быстрое и полное раскрытие преступлений является допрос. С позиций уголовного процесса и криминалистики допрос есть получение от допрашиваемых сведений о расследуемом преступлении. Остановимся на психологическом содержании этого процесса.

Допрос есть одно из средств познания следователем событий, фактов и обстоятельств, не наблюдаемых непосредственно, а путём восприятия речи лиц, свидетельствующих об этих фактах.

Допрос- это общение следователя с допрашиваемым, во время которого осуществляется регулируемое в рамках закона воздействие на мыслительную, эмоциональную и волевую сферу последнего с помощью психологических методов, в целях получения от него полной и правильной информации об интересующих следствие событиях и фактах.

С точки зрения психологии, таким образом, допрос можно определить как процесс общения и воздействия на допрашиваемого.

Психологические закономерности человеческого общения в процессе допроса имеют свои специфические черты.

1) допрос регламентирован нормами уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с которыми следователь наделяется функцией управления общением.




2) между следователем и допрашиваемым возникает ситуация принудительного общения, что влияет на психическое состояние последнего.

3) результаты общения следователя с допрашиваемым должны быть удостоверены в протоколе допроса.

Допрос с самого начала предполагает неравенство в обмене информацией. Со стороны следователя она всегда предельно лимитирована. Чёткая регламентация допроса, его объёма, количества, качества, последовательности передачи информации следователем является непременным условием его эффективного проведения.

Проведение данного следственного действия отличается от других следственных действий рядом важных психологических особенностей. Причем имеются как положительные моменты, так и отрицательные.

1) допрос легче проводить, чем другие следственные действия;

2) эффективность его проведения во многом зависит от профессионального мастерства следователя;

3) возможность повторного проведения при упущении каких-либо фактов.

4) наличие психологических барьеров в общении;

5) зависимость результатов допроса от надежности показаний свидетелей и потерпевших;

6) технические сложности в проведении допроса.

Как и любое другое следственное действие, допрос имеет свое собственное психологическое содержание:





Дата добавления: 2015-02-24; просмотров: 1459; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8395 - | 7312 - или читать все...

Читайте также:

  1. II. Стадия осуществления допроса
  2. III. Допрос обвиняемого. Предмет и порядок допроса
  3. IV. Стадия фиксации результатов допроса
  4. Взаимодействие как организация совместной деятельности. 11 страница. Психологическая теория коллектива.Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива
  5. Взаимодействие как организация совместной деятельности. 11 страница. Психологическая теория коллектива.Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива
  6. ВОПРОС 15..Психологическая мысль в России в 18в
  7. Вопрос 26: Основные школы правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая, психологическая)
  8. ВОПРОС 40. Психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева
  9. Вопросы и задания. 1. Попытайтесь сформулировать понятие «психологическая компетентность педагога»
  10. Вюрцбургская психологическая школа
  11. Глава II. «Психология мышления» и психологическая природа логических операций
  12. Глава III. Психологическая иерархия рас


 

3.227.249.234 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.