Направляя подследственного на СПЭ, следователь обязан контролировать тщательность изучения личности, а также достоверность сделанного заключения. Для этого ему необходимо ориентироваться в методах и формах работы психолога
При назначении СПЭ следователь должен исходить из предпочтительности основной профессиональной специализации психолога, привлекаемого к производству экспертизы. Практика СПЭ показывает, что психологу, незнакомому с особенностями криминального поведения человека, бывает трудно ориентироваться в чувствах и мотивах лежащих в основе преступного поведения. Наиболее широкий круг вопросов в состоянии решать специалисты, профессионально занимающиеся юридической психологией. Следователь, направляя подследственного на СПЭ, со своей стороны должен подробно осветить историю развития личности.
Условия назначении СПЭ:
1. Правильное решение вопроса о принципиальной необходимости применения специальных знаний психолога в каждом конкретном случае.
|
|
2. Установление необходимости применения специальных знаний психолога именно в форме экспертизы.
3. Обязательность исключения правовых вопросов, требующих сугубо правовых оценок (например, наличие в действиях умысла, мерах наказания с учетом особенностей личности и т.д.)
4. Постановка вопросов, соответствующих уровню научной компетенции экспертов, кругу правомочий, теоретических знаний и опыту производства СПЭ.
Виды судебно-психологической экспертизы:
1. Установление индивидуально-психологических особенностей личности.
Имеет ли подэкспертный индивидуально-психологические особенности в виде...(указать какие именно особенности интересуют)?
Могли ли они оказать существенное влияние на поведение (указать какое именно) в такой-то ситуации (указать конкретно аспект ситуации)?
2. Экспертиза эмоциональных состояний.
Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, которое могло повлиять на его поведение?
Как оно отразилось на способности лица в указанный период времени осознавать свое поведение и руководить им?
3. Экспертиза несовершеннолетних.
Не характеризуется ли несовершеннолетний отставанием в психическом развитии, не связанным с патологией психики?
Как такое обстоятельство сказалось на способности в полной мере осознавать свои действия и руководить ими?
4. СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
Мог ли субъект с учетом индивидуальных особенностей (в том числе и зрения) и в конкретных условиях правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства (указать какие)?
|
|
Мог ли субъект при наличии установленных у него личностных особенностей, психических состояний, процессов восприятия и т.п. правильно воспроизводить такие-то обстоятельства (указать какие) и давать о них правильные показания?
5. СПЭ самоубийства.
Находилось ли такое-то лицо в период предшествовавший его смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшем к самоубийству?
Если да, то в чем конкретно это состояние выражалось и каковы его возможные причины?
6. СПЭ по делам об изнасиловании.
Могла ли потерпевшая по уровню своего интеллектуального развития, а также особенностям психического состояния в момент происшествия правильно понимать характер и значение действий обвиняемого или оказывать сопротивление с учетом обстоятельств конкретной обстановки, ситуации (указать каких)?
7. СПЭ психологических причин аварий, катастроф, ДТП, и т.д.
Сведения об объекте СПЭ - обвиняемом, свидетеле, потерпевшем - могут быть получены двояким путем: 1) непосредственно при экспертном исследовании; 2) посредством исследования материалов уголовного дела, содержащих информацию о психическом состоянии и поведении подэкспертной, о ее личности, характере и т.д.
Юридическим основанием производства СПЭ является постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы. В постановлении указывается учреждение, которому поручено ее производство. Если несколько подобных учреждений, указывается ведущее.
Непосредственно к производству СПЭ эксперты приступают сразу после получения постановления. С этого момента они несут полную ответственность за своевременное и качественное ее производство, в том числе и уголовное.
Этапы производства СПЭ:
I. Подготовительный. Ознакомление с материалами дела, постановка и обсуждение вопросов, уточнение деталей. В водной части - указываются данные о виде экспертизы, месте и времени ее проведения, составе экспертной комиссии, юридические основания производства СПЭ. Указываются вопросы поставленные на разрешение экспертов.
II. Исследовательский. Принятие общей программы исследования. Классификация психического состояния. Исследовательская часть - должна быть описана предельно ясно, последовательно, содержать минимум специальных терминов.
III. Заключительный. Анализ полученных результатов и их интерпретация и выводы. Выводы - наиболее важный в доказательственном отношении раздел. Выводы даются в форме ответов по существу на вопросы следователя или в виде обоснованного заключения о невозможности разрешения этих вопросов. Выводы должны быть изложены четко, исключать возможность разночтения.
Закон устанавливает письменную форму заключения, но не устанавливает его структуру. Поэтому заключение пишется в произвольной форме.