Анализ доходов, расходов и финансовых результатов.
Анализ прибыли от продаж.
Анализ прочих доходов и расходов.
Анализ чистой прибыли.
Анализ рентабельности.
Задачи анализа доходов, расходов организации:
· изучение состава и структуры доходов и расходов предприятия
· количественно измерить факторы, влияющие на изменение доходов и расходов
· разработка мероприятий по выявлению резервов направленных на рост доходов и снижение расходов
Информационная база анализа доходов, расходов организации:
· форма № 2 (отчет о прибылях и убытках)
· декларация по налогу на прибыль
· аналитика по счету 90 (продажи) и субсчетам выручка и полная себестоимость и счету 91 (прочие доходы и расходы) с субсчетами прочие доходы и прочие расходы
Задачи анализа финансовых результатов:
· проверяется правильность ведения
· изучается состав и структура финансовых результатов предприятия
· выявляют и количественно измеряют факторы влияющие на прибыль и рентабельность предприятия
|
|
· разрабатываются мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности
Информационная база анализа финансовых результатов:
· форма № 2 (отчет о прибылях и убытках)
· оборотно-сальдовая ведомость по счету 99 и 84
· форма № 3 (отчет об изменении капитала)
· форма № 4 (отчет о движении денежных средств)
· налоговая декларация о прибыли предприятия
2. Методика анализа доходов организации
1. Изучается доход от основной деятельности, его состав и структура (выручка – объем реализованной продукции)
2. Анализируется состав и структура доходов от прочей деятельности:
1) проценты к получению (по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам, проценты от банка за средства, хранящиеся на расчетном счете, проценты от других организаций по предоставленным им займам)
2) прочие операционные доходы: поступления от продажи основных средств (Форма №4 «Отчет о движении денежных средств», стр. «Выручка от продажи основных фондов»); поступления от продажи иных активов, отличных от денежных средств, продукции, товаров; доходы от участия в других организациях (дивиденды по акциям других организаций).
3) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, которые подлежат оплате партнерами как признанные ими или на основании решения суда;
4) списанная стоимость активов, полученных безвозмездно;
5) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде;
6) суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
7) суммы, полученные от покупателя, чья задолженность уже списана в прошлые годы в убыток;
8) положительные курсовые разницы;
|
|
9) излишки имущества, выявленные во время инвентаризации.
Каждый этап методики сопровождается аналитической таблицей, в которой раскрывается состав всех доходов за несколько лет; рассчитываются удельные веса каждого вида доходов, показатели динамики.
3. Разрабатываются мероприятия по увеличению доходов в частности от основной деятельности (выручки).
3. Методика анализа расходов организации
1. Изучается состав и структура расходов на осуществление основной деятельности (полная себестоимость)
2. Изучается состав и структура расходов от прочей деятельности:
1) проценты к уплате (по облигациям, акциям, по кредитам и займам, полученным от других организаций);
2) прочие операционные расходы:
- оплата банковских услуг
- отчисления в оценочные резервы (по сомнительным долгам, под обесценение финансовых вложений)
- затраты на содержание законсервированных производственных объектов
- суммы налогов и сборов, которые организация уплачивает за счет финансовых результатов
- остаточная стоимость основных средств и другого амортизируемого имущества, которое было продано.
3) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, которые признаны организацией или присуждены судом;
4) убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
5) суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания;
6) отрицательные курсовые разницы;
7) сумма уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров, финансовых вложений;
8) перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью;
9) расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха и развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера;
10) судебные расходы.
3. Разрабатываются мероприятия по снижению расходов организации.
На производстве существуют чрезвычайные расходы и доходы. Если они имеют место на предприятии, то их следует раскрыть в Форме №2.
4. Методика анализа прибыли до налогообложения
1. Анализируется финансовый результаты по форме № 2 с этой целью из формы № 2 выписывается наименование показателей и их значение за 2-3 года. По каждому показателю рассчитывается абсолютное отклонение, темпы роста и прироста. Проводится вертикальный анализ финансовых результатов каждого элемента формы № 2 в объеме выручки (т.е. выручка обозначается за 100%).
2. Анализируется состав и структура прибыли до налогообложения т.е. строится аналитическая таблица и характеризуется динамика каждого элемента прибыли до налогообложения
3. Составляется формула прибыли до налогообложения и проводится анализ методом цепных подстановок
4. Разрабатываются рекомендации по увеличению прибыли до налогообложения
5. Методика анализа прибыли от продаж: анализ влияния объема продаж и затрат по видам деятельности и по сегментам. Факторный анализ прибыли (убытка) от продаж.
1. Составляется таблица в которой указывают те показатели прибыли от продажи продукции которые ее образуют по формулам
Пот продаж = Выручка – Пс
Пот продаж = Ктпреализ*(Цед - Стп1)
Пот продаж = ТП * Уд. вес i-й продукции *(Ц i - С i тп1)
Выведенные формулы подвергаются факторному анализу с тем,чтобы количественно измерить влияние каждого фактора на показатель.
2. Проводится анализ прибыли от продаж продукции по видам продукции
3. Анализируется прибыль от продаж продукции согласно форме № 4 разделу № 1.
4. Анализируется прибыл от продажи продукции в системе директ-костинг. Определяются критический объем продаж и запас финансовой прочности для оценки деятельности предприятия. Использование эффекта производственного рычага для прогнозирования прибыли (убытка) от продаж.
С этой целью составляется таблица вида (по каждому показателю таблицы следует указать его абсолютную величину из отчетности и рассчитать абсолютные отклонения, темпы роста, темпы прироста):
|
|
Показатели | Условные обозначения | Номер строки | Расчетная формула | … | … | … | … | … |
1. Выручка от продажи продукции 2. Переменные затраты 3. Маржинальный доход 4. Доля маржинального дохода в объеме выручки 5. Постоянные затраты 6. Критическая точка объема продаж 7. Запас финансовой прочности 8. Запас финансовой прочности в проценте к объему продаж 9. Прибыль от продаж 10. Эффект операцион-ного рычага 11. Изменение прибыли за счет изменения операционного рычага (леверидж) | В Зпер МД Кмд Зпост Ч ЗФП Кзфп Пп ЭОР | 030+040 | - - В-Зпер МД/В Зпост/Кмд В-Ч или В-Зпост/Кмд ЗФП/В В-Зпер-Зпост МДбаз/Ппбаз ЭОР*Тприр выручки |
Показатель 11 показывает, на сколько процентов увеличится прибыль, если выручку увеличить на один процент.
6. Система показателей рентабельности. Анализ уровня и динамики рентабельности предприятия. Факторный анализ рентабельности. Факторный анализ деятельности предприятия по моделям фирмы Дю’ Пона и пути повышения эффективности функционирования предприятия.
Анализируются показатели рентабельности:
1) рентабельность продукции:
(Пп/Пс)*100
2) рентабельность продаж:
(Пп(чистая)/В)*100
3) рентабельность собственного капитала:
(Пп/Соб капитал среднегод(стр.490))*100
4) рентабельность активов
(Пп(чистая)/Активы среднегод (стр.300))*100
5) рентабельность оборотных средств
(Пп/Обор средства(среднегод))*100
6) рентабельность основных фондов:
(Пп/Соф(срднегод))*100
7) рентабельность производства:
(П до н/о / (Соф+Обор средства, нормированные))*100
Для каждой формулы составляется своя аналитическая таблица, проводится свой факторный анализ.
Для формулы рентабельности собственного капитала, активов и производства рекомендуется выводить формулы Дю Пона.
,
где ЧП – чистая прибыль
П – проценты уплаченные за пользование кредитами
|
|
Сн – ставка налога на прибыль
А – активы