Фокусное расстояние

Крупность плана определяется расстоянием между героем и объективом, а так же фокусным расстоянием объектива, которое формирует угол обзора. Мы увеличиваем расстояние линзы от плёнки, что в свою очередь уменьшает угол обзора, такое положение объектива называется длиннофокусным. Широкие углы достигаются уменьшением расстояния между плёнкой и линзой, что увеличивает расстояние угла обзора. Это положение называется короткофокусным или широкоугольным.

Мы можем получить одинаковую крупность плана, снимая вплотную героя короткофокусным объективом (рис. 15 б), либо переместив камеру значительно дальше и использовав длиннофокусный объектив (рис. 15 а); соединив эти два плана, мы видим, что их крупность одинакова, но перспектива значительно отличается (рис. 15 а;б).

а б

рис. 15

Фокусное расстояние создаёт огромное различие в относительных размерах героев или объектах. Снимаем обычный план героя через плечо (рис. 16). Если мы отойдём назад и увеличим фокусное расстояние, перспектива станет более плоской и размеры героев будут выглядеть одинаково (рис. 16 а). Это называется сжатием пространства и является таким же важным приёмом, как и крупность плана.

а б

рис. 16

Первое, что достигается сменой фокусного расстояния, - управление визуально дистанцией между героями. Это называется скользящим масштабом. Уменьшим фокусное расстояние и подойдём ближе (рис. 16 б), дистанция между героями визуально увеличивается; если отойти значительно назад и увеличить фокусное расстояние, дистанция между героями снова сократится (рис. 16 а).

Вторая особенность фокусного расстояния: оно позволяет увидеть мир под углом зрения, отличным от свойственного глазу. Если план должен выглядеть реалистично, мы используем объектив с углом обзора, свойственным глазу. Для тридцатипятимиллиметровой плёнки он составляет около пятидесяти миллиметров (рис. 17 а), но можно получить гораздо больше интересных кадров, если сознательно использовать подмену человеческого глаза (рис. 17 б). В данном случае (рис. 17 б) был использован двадцатипятимиллиметровый объектив. Он визуально увеличивает все расстояния сцены и создаёт иллюзию более просторного помещения, а на (рис. 17 в) мы видим объектив с фокусным расстоянием сто двадцать миллиметров, он создаёт более плотную атмосферу и концентрирует внимание на нужных героях. Применение фокусных расстояний более коротких или длинных, чем натуральные, - простейший способ повысить художественный уровень произведения.

а б в

рис. 17 Изображение становится интерпритацией, а не фиксированием реальности. Большое фокусное расстояние затрудняет наше представление о сцене, но отлично подходит для повествовательного рассказа. На (рис. 18 а) использован стандартный объектив, с помощью которого легко установить взаиморасположение героев. На (рис. 18 б) демонстрируется ситуация, когда мы на значительном расстоянии от объекта съёмки с двухсот миллиметровым объективом, который сжимает перспективу и затрудняет представление о сцене – это либо делает ситуацию более запутанной, либо показывает женщину среди случайного окружения.

а б

рис. 18 Дезориентация иногда используется намеренно, чтобы скрыть ошибки построения сцены в невидимой области. Стандартный объектив создает слишком большую разницу в размерах героев (рис. 19 а). Отступим назад и используем длиннофокусный объектив. Размеры героев примерно сравняются, и диалог получит более доверительную окраску (рис. 19 б).

а б

рис. 19

После съёмки героев крупным планом на длинном фокусе переход на стандартный объектив смотрится странным, так как мы стыкуем плотный и доверительный план с обычным. Существуют исключения: можно использовать короткофокусный объектив для расширения поля зрения, так как нам нужно охватить большую часть сцены (рис. 20 а), так же естественным будет использование длиннофокусного объектива для крупных планов, так как наша цель - вовлечение зрителя в действие (рис. 20 б).

рис. 20 а

рис. 20 б

Таким образом, мастер - план, который для расширения охвата сцены может быть снят объективом тридцать миллиметров, стыкуется с крупным планом, снятым объективом восемьдесят миллиметров, так как это обусловленный переход. На самом деле нет нужды мыслить миллиметрами, нужно помнить, что пятьдесят миллиметров примерно равно расстоянию, с которого видит человеческий глаз. Большее значение соответствует более длинному фокусу, а меньшее - короткому. Полезно заметить, что разница между двадцатью и десятью миллиметрами огромна, а между ста девяноста и двумястами миллиметрами разницы практически нет!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: