Тема: «Свет»

Итальянский художник Караваджо создал свою школу (направление) в использовании света в живописи. Его последователи так и назывались караваджисты. При создании своих живописных композиции он использовал один единственный доминирующий источник света. Он писал свои картины в закрытом помещении, у которого было всего одно окошко, которое носило название «бычий глаз». Это не был свет, заливающий все пространство комнаты. В соответствии с композиционной расстановкой фигур этот луч света обрисовывал самые важные сюжетные детали, создавая на них света, тени и падающие тени. Все остальные элементы композиции освещались светом, отраженным от ярко освещенных предметов, т.е. рефлексами, которые были разной силы, взависимости от того от каких поверхностей они отражались. Анализируя особенности освещения, Караваджо открыл то, что стало затем всеобщим достоянием. Сегодня, освещая при съемке, какую - либо сцену в кино или ТВ, мы пользуемся теми же прицепами, которые были открыты им.

На этой основе в первой трети ΧΧ века французскими, немецкими и американскими операторами была разработана система прецизионного освещения (cистема освещения пятнами), еще в эпоху чёрно – белого кино. В профессиональной практике кино и ТВ эта система существует почти без изменений до сих пор. Суть её сводится к тому, что каждый из признаков освещения (света, тени, полутени, блики, рефлексы и падающие тени) образуются отдельными осветительными приборами, выполняющим свою конкретную задачу. При этом потоки света, выпускаемые отдельными приборами, по своему назначению делятся на «виды» светов:

1. Рисующий.

2. Заполняющий.

3. Моделирующий.

4. Контровой.

5. Фоновый.

6. Эффектный.

Поток света, который зрителем с экрана воспринимается как единый, на самом деле состоит из целого ряда отдельных струй света. Вот почему этот метод называется системой «прецизионного освещения» или «системой освещения пятнами».

Такое странное, и, на первый взгляд, неоправданное усложнение технологии, т.к. только таким способом решается задача по установлению светового баланса, т.е. необходимого соотношения между яркостью бликов, светов, полутеней, теней, рефлексов.

Что значит, освещено хорошо или плохо? Яркость освещения это не качественная, а количественная характеристика. Хорошо освещённым можно считать лицо или фигуру (или предмет), когда распознаются все признаки освещения. Прежде всего, внятная светотень, которая чётко обрисовывает объёмную форму и подчеркивает фактуру, одновременно отделяя предмет от фона, затем полутени, которые являются переходной зоной между светами и тенями. Далее блики, в которых отражаются источники света. Наконец, падающие тени, позволяющие ощутить трёхмерность пространства. Наличие всех этих признаков и означает, что предмет освещён хорошо, т.е. его форма, фактура, цвет выражены с максимальной полнотой.

Приборы (осветительные) делятся на две группы:

1. Направленного света.

2. Рассеянного света. (Имитирующие отражённыйсвет). Колорит – взаимосвязь всех цветовых элементов картины, согласованность цветов и оттенков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: