В обучении диалогической речи используются два пути, которые условно можно назвать “путь снизу” и “путь сверху”.
В первом случае обучение происходит на основе элементарного диалогического единства, второй путь предусматривает обучение диалогу на основе диалога-образца. Детям понятней и легче, когда обучение диалогу начинается с элементарных диалогических единств. В УМК, созданных под нашим руководством, использование первого пути обеспечивает детям овладение лексическими и грамматическими средствами общения. Дети учатся самостоятельно выбирать необходимый речевой образец для ответа, вопроса или другой реплики в специально созданной ситуации. Такая тренировка детей в самостоятельном употреблении ответных реплик начинается с самых первых уроков.
Are you Nina? – No.
Are you Olya? – Yes.
Can you jump, Sasha? – Yes, I can.
Do you eat apples, Katya? – Yes, I do.
Do dogs eat apples, Petya? – No, dogs eat meat.
Таким образом, дети учатся реагировать на реплики и учатся стимулировать своего собеседника на высказывание. Диалог-образец предлагается детям только тогда, когда усвоены (при помощи первого пути) все составляющие его реплики.
|
|
Работа с диалогом включает в себя три этапа:
1) Рецептивный этап – восприятие диалога (который дети слушают в записи с опорой на картинки) и его понимание;
2) Репродуктивно-продуктивный этап – драматизация прослушанного диалога в сходной ситуации общения с обязательной модификацией;
3) Продуктивный этап, который носит творческий характер – создание диалогов в новых ситуациях.
Если второй путь – “путь сверху” – используется как основной для формирования умений диалогической речи, то работа с диалогом-образцом должна строиться следующим образом.
I. Рецептивный этап – восприятие понимание содержания диалога; усвоение языкового материала и характера связей между репликами. Внимание учащихся к содержанию и языковому материалу привлекается вопросами.
II. Репродуктивный – воспроизведение диалога. Это делается на уроке или задаётся на дом. Следует обеспечить запоминание постоянных элементов диалога, которые можно переносить из одного диалога в другой. Воспроизведение должно быть максимально выразительным. Для обеспечения преобразований при воспроизведении исходного диалога необходимо изменять ситуацию общения, время и место. При этом требуется актуализация речевого материала и извлечение из памяти основных элементов диалога. Важно правильно организовать парную работу, предусмотреть содержание речи партнёров, перенос содержания исходного диалога в изменённые ситуации общения.
III. Продуктивный (творческий) – порождение собственного диалога в новой заданной ситуации общения.