Различают подготовленную и неподготовленную диалогическую речь.
В современных УМК используются следующие упражнения и приёмы обучения, связанные с развитием подготовленной диалогической речи:
• ответы на вопросы (краткие и полные);
• подбор вопросов из числа предложенных к имеющимся утверждениям (matching);
• постановка вопросов, в том числе и вопросов к тексту (прослушанному или прочитанному);
• объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;
• восстановление диалога через заполнение пропущенных реплик;
• изменение диалога-образца в связи с изменением ситуации;
• драматизация монологического текста (напр., инсценировка сказки);
• завершение диалога с ориентацией на подсказку-опору;
• составление диалога по образцу на заданную тему в связи с определённой ситуацией общения и его воспроизведение.
Все перечисленные упражнения используются и для контроля сформированности у учащихся умений диалогической речи.
При обучении подготовленной диалогической речи используется также заучивание типового диалога наизусть с последующим воспроизведением его как без изменения содержания, так и с определёнными вариациями. Для заучивания наизусть нужно предлагать небольшие по объёму диалоги, насыщенные различными типичными репликами, клише, формулами, которые можно без изменения переносить затем в другие диалоги.
|
|
Упражнения и приёмы обучения, связанные с развитием неподготовленной диалогической речи:
• ответы на вопросы;
• вопросно-ответные игры или викторины (типа “Угадай-ка”);
• управляемый диалог без предварительной подготовки;
• сюжетно-ролевая игра.