Рыночная структура – некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм. Рыночную структуру определяют множество факторов, однако основными являются следующие:
- Количество фирм в отрасли и их размеры;
- Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
- Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:
- рынок совершенной (чистой) конкуренции;
- чистая монополия;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия.
В какой бы рыночной структуре не действовала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:
- Следует ли оставаться в деле или прекратить существование?
- Если оставаться в отрасли, то в каком объеме выпускать товары и услуги?
Первый вопрос актуален для убыточной фирмы, когда TR < TC. Для такой фирмы цель – минимизация убытков. С учётом этой цели принимается решение о ликвидации фирмы. При полном закрытии производства издержки фирмы составят величину TFC (постоянные издержки), т.е. фирма должна расплатиться по всем своим обязательствам (аренда, кредит, страховые взносы и т.д.). И только после того, как фирма рассчитается, она может решать вопрос о прекращении деятельности.
Однако если (TR - TC) < TFC, то целесообразно продолжать производство, т.к. это минимизирует убытки, но если (TR - TC) > TFC, то выгоднее расплатиться по своим обязательствам и закрыть производство.
Продолжая производство, фирма увеличивает переменные издержки, но, если они при этом покрываются доходом от реализации (TR > TVC), то предприятию нужно продолжать производство.
Фирма должна прекратить производство, если TR < TVC. Это правило закрытия (банкротства). Сформулируем его по-другому:
Если TR > TC, то фирма получает прибыль. Значит, она должна решать второй вопрос (максимизация прибыли). Увеличивая производство, фирма сравнивает затраты на производство дополнительной единицы продукции (MC) и выручку от ее продажи (MR – предельный доход). Пока расширение производства обеспечивает более быстрый рост дохода (по сравнению с затратами), фирма будет наращивать выпуск. Когда дополнительная единица продукции будет больше добавлять к издержкам производства, чем к доходу, фирма прекратит расширение выпуска.
Когда МC = MR, фирма достигает оптимального объема выпуска. Это – правило максимизации прибыли, не зависящее от типа рыночной структуры.