Тема работы “Кислотные осадки”.
Цель работы – определение значения рН атмосферных осадков и изучение влияния кислотных осадков на живые организмы и архитектурные сооружения.
Опыт 1. Определение значения рН чистой дождевой воды
Выполнение опыта
Налейте в две пробирки по 2-3 см3 дистиллированной воды с рН=7. Добавьте по 2-3 капли универсального индикатора в обе пробирки и отметьте цвет. Одну пробирку оставьте в качестве эталона, через воду другой пропустите углекислый газ (СO2), полученный в аппарате Киппа. Отметьте изменение окраски. В чем причина наблюдаемого явления?
Запись результатов опыта
Запишите уравнение реакции взаимодействия углекислого газа с водой.
Результаты опыта занесите в таблицу:
Окраска воды с индикатором | рН | Окраска воды после пропускания СO2 | рН |
В выводе объясните, почему чистые атмосферные осадки (дождь или снег) имеют слабокислую среду, величина рН ≈ 5,6.
Опыт 2. Определение значения рН атмосферных осадков, загрязненных антропогенными выбросами (опыт проводится в тяге)
|
|
Выполнение опыта
Налейте в две пробирки по 2-3 см3 дистиллированной воды. Добавьте по 2-3 капли универсального индикатора в обе пробирки и отметьте цвет. Одну пробирку оставьте в качестве эталона, через воду другой пропустите сернистый газ (SO2), полученный следующим образом: в коническую колбу (250 см3) насыпьте Na2SO3 (взятого на кончике шпателя), добавьте 3-5 см3 концентрированной серной кислоты и быстро закройте колбу пробкой с газоотводной трубкой.
Отметьте изменение окраски воды и определите значение рН воды по шкале универсального индикатора.
Запись результатов опыта
Напишите уравнение химической реакции взаимодействия диоксида серы (SO2) с водой.
Результаты опыта запишите в таблицу:
Окраска воды с индикатором | рН | Окраска воды после пропускания SO2 | рН |
В выводе объясните, почему атмосферные осадки иногда имеют величину рН < 5,6.