Состав и структура расходов федероального бюджета, их экономическое содержание

Реализация принципов бюджетного федерализма предусматривает необходимость обоснованного и жесткого распределения государственных расходов между звеньями бюджетной системы на основе разделения прав и ответственности федеральных, региональных местных органов власти и управления за решение задач социального развития. Расходование средств бюджетов осуществляется по направлениям и в суммах, установленных федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год.

Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших — финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов[3,c.283]:

• содержание органов государственной власти РФ;

• осуществление экономической деятельности РФ;

• оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство;

• обустройство государственной границы;

• финансирование фундаментальной науки;

• образование государственных материальных и финансовых резервов

• регулирование финансового потенциала субъектов РФ;

• погашение и обслуживание государственного долга РФ;

• другие расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на соответствующий год.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти. В настоящее время этот принцип не может быть реализован в полной мере, так как существуют полномочия, относимые к предметам совместного ведения, расходы по которым могут финансироваться из бюджетов разных уровней. Принятие Бюджетного кодекса РФ должно ре шить этот и другие вопросы по разграничению полномочий по расходам.

За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются расходы на:

• социально -культурные мероприятия и науку;

• развитие экономики;

• правоохранительную деятельность;

• другие мероприятия, предусматриваемые в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год.

По обоюдному решению органа государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления отдельные виды расходов могут передаваться из одного уровня бюджетной системы в другой с соответствующей передачей финансирования. Однако в условиях дефицита бюджетов часть полномочий вышестоящих бюджетов нередко передается нижестоящим без необходимого финансового обеспечения.

Расходы бюджета подразделяются также на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды, в свою очередь, могут быть[2,c.317]:

Внутренние — ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей; инвестиционные кредиты; зарубежные кредиты, предоставляемые хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства.

Внешние ссуды, относящиеся к компетенции федерального уровня, — государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам.

Следующий признак экономической классификации расходов — их роль в процессе общественного воспроизводства. Это текущие расходы и расходы капитального характера, обеспечивающие развитие отраслей, хозяйства и социальной сферы.

Текущие затраты:

• содержание органов государственной власти и управления;

правоохранительных органов;

• текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;

• отдельные компенсационные расходы по отраслям хозяйства;

• проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу;

• бюджетные ссуды на текущие расходы и др.

Расходы капитального характера предназначены на:

• новое строительство;

• развитие объектов государственной собственности;

• реконструкцию и др.

Средства бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объем финансирования целевых программ утверждаются на очередной финансовый год в качестве приложения к бюджету.

Структура расходов федерального бюджета в 2006-2007 гг. представлена в табл. 1.1.

Структура расходов федерального бюджета в 2006- 2007 гг.

Таблица 1.1

2006г. 2007г.

Используя данные табл. 1.1, можно сделать вывод о том, что Правительство РФ предприняло попытку решить задачу по реструктурированию расходов федерального бюджета: уменьшить долю расходов, направляемых на финансирование отраслей хозяйства (2006 г. 15,3%, 2007 г. — 13,7%); увеличить удельный вес расходов, направляемых в социальную сферу (2006 г. — 9,4%, 2007 г. — 10,2%). Вместе с тем объем расходов на образование — 3,5%, на здравоохранение — 2,2%, на культуру и искусство — 0,6%, и в 2007 г. остался неоправданно низким. Обращает на себя внимание динамика расходов по обслуживанию государственного долга — 13,4% в 2006 г. и 14,8% в 2007 г.; международной деятельности — 6,4% в 2006г.; 1,9% в 2007 г.; прочим расходам — 14,6% в 2006 г. и 13,6% в 2007г.

Рассмотрим особенности структуры расходов федерального бюджета (см. табл. 1.2).

Расходы федерального бюджета РФ на 2008 г.

Таблица 1.2

• Реализация основных преобразований в военном строительстве. Уровень финансирования расходов на национальную оборону был учтен в размере 3,44% ВВП. Если рассматривать динамику этих расходов, то по сравнению с 2007 г. реальное финансовое обеспечение Министерства обороны РФ возросло с 3,06 до 3,44% ВНП, или в 1,12 раза. В военном бюджете страны произошли изменения, которые, с одной стороны, приведут к повышению боеспособности армии, а с другой — обеспечат армию всеми видами довольствия по нормам, необходимы для ее содержания.

• Судебная реформа направлена на радикальное укрепление судебной системы. В настоящее время недостаточно принятия только законодательных актов в этой сфере, необходима серьезная финансовая поддержка, для чего бюджетом на 2008 г. предусматривается размер ассигнований на содержание судеб- ной системы и реализацию мероприятий судебной реформы в сумме 4,4 млрд. руб., или с ростом против 2007 г. в 1,5 раза.

• Здравоохранение, культура, искусство. На реализацию мероприятий в области здравоохранения, физической культуры и спорта планируется направить свыше 8,5 млрд. руб., или в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. В числе приоритетов здесь можно выделить расходы на охрану материнства и детства. Учитывая важность полного введения в действие механизма обязательного медицинского страхования, субъектам РФ разрешается в случае необходимости направлять на пополнение доходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования часть средств, поступающих из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Ассигнования на культуру и искусство были определены в объеме 3,5 млрд. руб., что выше объемов 2007 г. на 29%.

Расходы на международную деятельность определены в федеральном бюджете в сумме 14,5 млрд. руб., или 2,9% к объему расходов федерального бюджета. Ассигнования предусмотрены по пяти основным направлениям: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация меж государственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Повышение эффективности использования бюджетных средств Правительство РФ предполагает обеспечить путем:

• утверждения и реализации программы сокращения государственных расходов;

• проведения анализа использования средств государственной финансовой поддержки организаций негосударственного сектора экономики, осуществляемой в том числе путем предоставления средств на возвратной основе;

• разработки комплекса мер по финансовому оздоровлению бюджетов субъектов РФ и совершенствованию их взаимоотношений с федеральным бюджетом;

• подготовки программы мер по мобилизации средств от возврата внешних кредитов, предоставленных организациям под гарантии государства;

• проведения целого ряда других мероприятий, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств.

Реализация предполагаемых мер по доходам и расходам федерального бюджета должна обеспечить реальность показателей важнейшего звена бюджетной системы РФ на 2008 г. и средне срочную перспективу, усилить ею роль в макроэкономическом регулировании. На решение этих задач направлены и положения Бюджетного кодекса РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: