Содержание 8 страница

[прим56]

Мires J. L. The Cambridge Ancient History, vol. I. Cambridge. 1924, pp. 1‑2.

[360]Большая Берта – название сверхдальнобойного немецкого орудия, обстреливавшего Париж во время первой мировой войны.

[361]В 375 г. жившие в Причерноморье готы переселились в пределы Империи, спасаясь от гуннов. Притесняемые римскими чиновниками, готы восстали и в битве при Адрианополе 378 г. разгромили римское войско, причем командовавший им император Валент погиб. Это сражение, по мнению ряда историков, показало превосходство конницы над пехотой.

[362]Военный строй фаланги известен со времен Троянской войны.

[363]Поражение союзных войск греческих полисов, в первую очередь Афин и Фив, от македонского войска в 338 г. до н.э. в битве при небольшом городе в Средней Греции Херонее привело к утверждению гегемонии Македонии над Элладой.

[364]Братоубийственными вряд ли можно считать Пунические войны (1‑я – 264‑241 2‑я – 218‑201, 3‑я – 149‑146 до н.э.) с иноэтническим Карфагеном. Македонские войны (1‑я – 215‑205, 2‑я – 200‑197, 3‑я – 171‑168 до н.э.), закончившиеся уничтожением Македонского царства, римляне вели в союзе с греческими противниками Македонии и под лозунгом (вполне фальшивым) освобождения Эллады от македонского ига.

[365]До реформ Гая Мария римское войско формировалось по принципу ополчения на определенную кампанию. Марий, сохранив последнее условие, перевел войско на полупрофессиональную основу: вводилось жалованье, единообразное вооружение, в армию брались и неимущие (которые не могли служить при сохранении прежнего принципа, когда каждый вооружался на свой счет). Он же ввел новую структуру легиона, состоявшего из 30 манипул, делившихся на две центурии по 100 человек; Марий ввел когорты по три манипула. Август (Цезарь не проводил военных реформ) превратил войско в полностью профессиональное с двадцатилетней службой в провинциях и пятнадцатилетней в преторианской гвардии (преторий – палатка полководца в лагере: раз император был верховным главнокомандующим, ему полагалась особая постоянная охрана) в Италии, преторианцы не составляли легиона и делились на когорты.

[366]Историки обычно включают в эпоху гражданских войн период от убийства Гая Гракха в 133 г. до н.э. до установления единодержавного правления Августом после сражения при мысе Акций в 31 г. до н.э. между флотами его и Антония и Клеопатры, закончившегося поражением последнего соперника Августа.

[367]Имеется в виду закон, проведенный Соленом (между 640 и 635 – ок. 559 до н.э.), по которому запрещался вывоз из Аттики хлеба и поощрялся экспорт оливкового масла; ряд иных его законов регулировал разведение оливы и винограда.

[368]В основе реформ Гракхов лежало стремление наделить землей безземельных за счет тех, кто имел слишком большие земельные угодья. Падение рождаемости заставило римское правительство учредить систему государственной помощи детям, малоимущим родителям и сиротам – алиментацию (от лат. alimentum – «содержание», «пища»). Алиментарный фонд, существовавший с I по III в., создавался за счет процентов по ссудам, выдававшимся казной землевладельцам.

[369]Имеется в виду Война Севера и Юга, или Война за освобождение негров в США в 1861‑1865 гг.

[прим57]

Carr‑Saunders A.M. The Population Problem. Oxford, 1922, рр. 116‑ 117.

[370]Проблема соотношения между неандертальцами, жившими 200‑35 тыс. лет назад, и первыми представителями человека современного вида, появившимися 50‑40 тыс. лет назад, однозначно не решена. До сер. XX в. считалось твердо установленным, что неандерталец – предок современного человека: позднее было выдвинуто предположение, нашедшее широкую поддержку антропологов, что неандерталец – особый вид семейства Homo, тупиковый путь эволюции.

[371]Под «недостающим звеном», ископаемым существом, соединяющим в себе признаки обезьяны и человека, здесь подразумеваются все предки современного человека, относящиеся к семейству Homo.

[372]Общепринятое значение слова «этерификация»‑ получение эфиров из спиртов и кислот. В терминологии А. Тойнби – общецивилизационный процесс развеществления: замена мускульной энергии энергией пара в технике, замена пиктографического знака алфавитным и т.п., т.е. он употребляет этот термин не в химическом, а в натурфилософском и физическом смыслах. В первом – это особо тонкий элемент материи в ряду: земля, вода, воздух, огонь, эфир. Во втором – всепроникающая среда, лишенная всех свойств, кроме способности передавать электромагнитные волны. Ошибочность гипотезы мирового эфира была доказана еще в нач. XX в., поэтому высказывание А. Тойнби о передаче информации без проводов через эфир – скорее всего метафора.

[373]Китайское письмо иероглифическое, а не пиктографическое.

[374]Флексия – часть слова, выражающая грамматическое значение при словоизменении (склонении, спряжении), чаще всего – окончание.

[375]Праиндоевропейский язык существовал как единый в V–IV тыс. до н.э.: древнеиндийский язык сформировался в сер. II тыс. до н.э.: санскрит же – искусственно формализованный древнеиндийский – создан в I в. до н.э.

[376]Чтобы согласовать гелиоцентрическую систему с данными наблюдения, была введена еще Птолемеем система эпициклов: планеты, по этой гипотезе, вращались по малым орбитам (эпициклам), центры которых обращались вокруг Земли по большим орбитам (деферентам). Коперник в своей гелиоцентрической системе сохранил эпициклы, упраздненные только теорией Кеплера.

[прим58]

Bergson Н. Ор. cit., р. 189.

[прим59]

Spengler О. Untergang des Abendlandes. Bd. Berlin. 1920, S. 318 – 320.

[377]Эдмон Демолен (1852‑1907) – французский социолог и педагог, основатель системы «нового воспитания», направленного на подготовку будущих предпринимателей.

[прим60]

Demolins Е. Comment la Route Cree le Type Social, vol. II, Paris, 1918.

[378]Териоморфы – букв. «звероподобные»; Уэллс имеет в виду примитивных млекопитающих, живших в эпоху динозавров более 100 млн. лет назад.

[прим61]

См.: Wells H. G. The Outline of History. London, Cassel, 1920.

[379]Известный британский политический деятель У. Ю. Гладстон (1809‑1898) почитался как образец культурного человека.

[380]Здесь – с проблемой перенаселения. Английский экономист Т.Р.Мальтус (1766‑1834) выдвинул положение об отставании роста средств существования от роста населения. Ввиду этого войны, эпидемии, голод и т. п. есть результат этого перенаселения и одновременно средство избавления от него; чтобы избежать этого, надо регулировать рождаемость.

[381]См.: Быт. 32. 24‑25. Противником Иакова там назван Некто, и ниже (там же. 28) говорится, что он боролся с Богом. Но весьма рано подобные представления о Боге были сочтены слишком антропоморфными, и традиция говорит о борьбе с ангелом.

[прим62]

Siegfried A. England's Crisis. London. 1931, pp. 125 – 126.

[прим63]

До бесконечности (лат.).

[прим64]

Smuts J. Op. cit., pp. 253‑254.

[прим65]

Bergson Н. Ор. cit. р. 22.

[прим66]

см.: Smuts J. Ор. cit., р. 335.

[382]У Аристотеля говорится только о том, что мысль сама по себе не может приводить что‑либо в движение.

[прим67]

Bergson Н. Ор. cit., р. 333.

[прим68]

Smuts J. Ор. cit., р. 306.

[прим69]

Ibid., р. 305.

[прим70]

Smuts J. Ор. cit., р. 336.

[прим71]

Bcrgson Н. Ор. cit., р. 96.

[прим72]

Bergson Н. Ор. cit., pp. 74. 181.

[383]Идея использования пара известна со времен Герона Александрийского (I в. н.э.). Первый пароатмосферный двигатель был создан в 1705 г. англичанином Т. Ньюкоменом (1663‑1723). Паровой универсальный двигатель непрерывного действия изобрел и успешно внедрил Дж. Уатт (1736‑1819), взявший патент в 1784 г. Первый паровоз в 1803 г. изобрел Ричард Тревитик (1771‑1833), но пригодные для движения паровозы начал строить в 1814 г. Дж. Стефенсон (1781‑1848). Первый полет, продолжительностью 59 секунд, на созданном ими самолете с двигателем внутреннего сгорания совершили американцы братья Уилбур (1867‑1912) и Орвилл (1871‑1948) Райт в 1903 г. Француз Луи Блерио (1872‑1936) перелетел в 1906 г. Ла‑Манш на самолете собственной конструкции. История создания танка неясна доныне, но первые танки, появившиеся в 1916 г. на Западном фронте первой мировой войны, были английского производства.

[384]Основы эволюционной теории Ч. Дарвин начал разрабатывать в кон. 30‑х годов XIX в. но воздерживался от публикаций, пока в 50‑е годы не появились статьи А.Р.Уоллеса (1823‑1913), пришедшего в результате исследований чуть позже Дарвина, но независимо от него к тем же результатам. После выхода в свет в 1859 г. «Происхождения видов» Уоллес признал приоритет Дарвина.

[385]Первым вычислил орбиту Нептуна англичанин Дж. Адаме (1819‑1892) в 1845 г. Француз У.Ж.Леверье (1811‑1877), произведя независимо от Адамса те же вычисления в 1846 г., передал их берлинскому астроному И. Г. Галле (1812‑1910), и тот нашел Нептун в указанном месте.

[386]См.: Матф. 5, 13: ср.: Мк. 9, 50; Лк. 14, 34.

[прим73]

Wells H.G. Democracy and Revision. London. 1927. p. 42.

[прим74]

Bergson H.Op.cit., р. 181.

[прим75]

Ibid., р. 99.

[прим76]

Трансференция (traпsfеrепсе) (англ.) передача, перенесение. Здесь – перенос результатов духовной работы личности в сферу внешних социокультурных отношений.

[387]Об отшельничестве ап. Павла ничего не известно. Видимо. А. Тойнби так интерпретирует слова апостола (Гал. 1, 17‑18).

[388]Св. Бенедикт Нурсийский (480‑547) резко отрицательно относился к мирскому знанию и на первое место для монахов ставил ручной труд. Значительно позднее бенедиктинцы в понятие труда стали включать и переписывание книг, и собирание и хранение рукописей, и создание школ для христианского обучения.

[389]Эта идея св. Григория осталась нереализованной.

[390]Сиддартха Гаутама (по мнению большинства ученых, реальное лицо, жившее в 566‑476 или 563‑473 до н.э.) родился в царской семье страны шакьев (отсюда прозвище Шакьямуни – «мудрец из племени шакьев»). Отец делал все, чтобы юный принц соприкасался лишь с положительными сторонами жизни. Но однажды Сиддартха увидел четыре знамения (о нападении врагов на его родное царство легенда ничего не сообщает): первые три (старик, больной, труп) показали ему неустойчивость земного существования, четвертое (монах) – путь к освобождению. Он бежал из дворца в ночь рождения сына и примкнул к аскетам. Позднее он понял, что и аскетизм не ведет к спасению и ушел от них. Сев под деревом, он поклялся не вставать, пока ему не откроется истина. На 49‑й день он достиг просветления («будда» и значит «просветленный»), поняв, что страсти ведут к погибели и лишь в угасании всех страстей – спасение.

[391]Первосвященник Иешуа (изв. 175 – ок. 170 до н.э.), получив сан за взятку, данную Антиоху IV Эпифану, сменил имя на греческое Ясон и проводил активную политику эллинизации, в чем ему активно противодействовали сторонники буквального соблюдения иудейского Закона – фарисеи. В результате подкупа того же Антиоха IV Ясон был смещен с поста, и на престол первосвященников вступил некто со столь же нееврейским именем – Менелай.

[392]Фанариоты (название произведено от Фанара, квартала в Стамбуле, где расположена резиденция патриарха Константинопольского) – представители греческого духовенства и купечества, пользовавшиеся значительными привилегиями в империи Османов и даже занимавшие достаточно высокие административные посты в районах с христианским населением.

[393]До сер. XVIII в. любое должностное лицо в Англии обязано было приносить присягу на верность монарху и англиканской церкви – последнее исключало диссидентов из политической жизни.

[394]После изгнания с помощью спартанцев наследников тирана Писистрата в 510 г. до н.э. в Афинах развернулась борьба между сторонниками аристократии и демократии. Спартанский царь Клеомен I в 508 г. до н.э. вмешался в эту борьбу на стороне первых и даже поставил в Акрополе спартанский гарнизон, изгнанный в следующем году демократами.

[395]Потомок одного из полководцев Александра Македонского, Антигон Гонат, став в 276 г. до н.э. царем Македонии, добился расширения македонской власти во всей Греции, разгромив в 262 г. до н.э. войска союзных греческих городов.

[прим77]

Ibn Haldun. Mlikaddamat. vol. II. Paris. 1863 1868. p. 437.

[прим78]

Bergson Н. Ор. cit., pp. 235‑236.

[396]По традиции, Евангелие от Иоанна считается самым поздним разделом Нового завета, написанным на рубеже I и II вв. н.э. почти столетним любимым учеником Христа; Первое послание к Коринфянам – в 58 г.

[397]Фиванский царь Лай приказал бросить на съедение зверям своего новорожденного сына Эдипа; царь Акрисий повелел заколотить Данаю и ее сына от Зевса Персея, внука Акрисия, в ящик и пустить в море. В обоих случаях царям была предсказана смерть от руки потомков; это предсказание все равно исполняется как бы случайно. Персей не наследует престол деда.

[398]Узурпатор Амулий, по римским преданиям, сверг своего брата, царя Альба – Лонги Нумитора, и сделал его дочь Рею Сильвию весталкой, чтобы у нее не было детей. Когда же она рожает близнецов Ромула и Рема от бога Марса, он приказывает бросить детей в корзине в реку, но их находит и выкармливает волчица. Подросшие братья убивают Амулия, возвращают престол деду, а сами основывают новый город – Рим.

[399]Царь Иолка Эсон, свергнутый своим братом Пелием, опасаясь козней узурпатора, отдает своего сына Ясона на воспитание мудрому кентавру Хирону. Когда Клитемнестра со своим любовником Эгисфом убивает мужа – царя Агамемнона, то сына последнего, маленького Ореста, спасает его сестра Электра. Отец Зевса, Кронос, узнав, что падет от руки сына, съедает всех детей, кроме Зевса, которого спасает его мать Рея и прячет на Крите, где его выкармливает божественная коза Амалфея, а служители Реи – куреты и корибанты – поднимают страшный шум, когда младенец Зевс плачет, дабы его не услышал Кронос. Древнеегипетский бог Гор, зачатый Исидой от мертвого Осириса, убитого злым братом Сетом, прячется в болотистой дельте Нила. Когда по приказу фараона всех новорожденных еврейских младенцев стали топить в Ниле, мать Моисея спрятала его в корзине в тростниках; там его обнаружила дочь фараона и воспитала как своего сына. Мидийский царь Астиаг обрекает новорожденного сына подвластного ему персидского царя Камбиса на смерть, дабы у Персии не было своего владыки. Его приказание не было выполнено, и, когда после смерти Камбиса в Персии наступает смута и Астиаг сожалеет об убийстве Кира, Кир является. Во всех случаях преследуемый мстит своим преследователям.

[400]Данаю и Персея спас Диктис, брат Полидекта, царя острова Сериф, куда прибило ящик с Данаей и сыном. Полидект, влюбленный в Данаю, хочет устранить Персея и посылает его за головой Медузы Горгоны; вернувшийся Персей показывает эту голову Полидекту, и тот окаменевает. Пелий обещает отдать Ясону принадлежащее тому царство, если он достанет золотое руно; возвратившийся Ясон жестоко мстит Пелию. Геракл в припадке безумия убивает жену и детей, и во искупление служит царю Эврисфею, совершая у него на службе двенадцать подвигов.

[401]В зороастрийской священной истории в конце мира, в момент решительной схватки Добра и Зла, должен явиться Саошьянт (букв, «спаситель в будущем»), который истребит носителей зла, воскресит праведников и совершит последнюю искупительную жертву быка.

[402]Зилоты (зелоты; греч. «ревнители») – религиозно‑политическая группировка в Палестине на рубеже н.э., противники греческой и римской культуры, храмового священства и синагогальных законоучителей, сторонники социального равенства и создания независимого еврейского государства с самим Яхве во главе.

[403]Иудео‑христиане – первохристианское течение, члены которого считали обязательным соблюдение всех предписаний иудейской религии. Ряд исследователей возводит это течение к ап. Петру.

[прим79]

Гоббс Т. Левиафан. М., 1936, с. 115.

[404]Хиджра (араб. «переселение») – бегство Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Медину. Считается началом мусульманского летосчисления, традиционная дата – 16 июля 622 г. Пятый век хиджры – XII в.

[прим80]

Ibn Haldun. Ор. cit., vol. I, p. 28.

[405]Калъат ибн Салама – город в Тунисе.

[406]Исторический труд Ибн Хальдуна называется «Книга назидательных примеров».

[407]Преемник Мухаммеда, первый халиф Абу Бекр (572‑634, прав. с 632), не мог построить этот дворец, так как Магриб (Тунис, Алжир. Марокко) был завоеван в 690‑709 гг.

[408]Тлемсен – город и область на северо‑западе Алжира; здесь – места к югу от Атласских гор.

[прим81]

Ibп Haldun. Ор. cit, vol I, pp. 62‑68.

[409]В 1933 г. Китай управлялся не только последователями умершего к тому времени Сунь Ятсена (1866‑1925), вождя революции 1911‑1913 гг., свергнувшей Цинскую династию, основателя партии Гоминьдан, провозглашавшей лозунги как национального толка (освобождение от зависимости от европейских держав), так и буржуазно‑демократического, на западный образец. В 1916 г. вспыхнула продолжавшаяся до 1950 г. гражданская война. Страна распалась на районы, управлявшиеся разными правительствами: гоминьдановцами, коммунистами, различными военными группировками. В 1931 г. в борьбу вмещались японцы, оккупировав Северо‑Восточный Китай и создав там марионеточное государство Маньчжоу‑го во главе с последним китайским императором. В 1937 г. Япония начала официально войну с Китаем.

[410]Начало Нидерландской революции более или менее условно датируется 1566 г. – выступлением местного дворянства против испанского правления и народных масс – в поддержку Реформации. В 1572 г. местные Штаты (сословное собрание) объявили войну формально испанскому наместнику герцогу Альбе, но фактически – Испании.

[411]Давид не победил царства Израиля и Иуды, а был принят обоими как единый царь. Захватив город племени иевусеев Иерусалим, Давид сделал его своей столицей и вознамерился построить храм Яхве, но по слову Господа, переданному через пророка Нафана, не ему, а его сыну суждено было достроить храм (2 Цар. 1‑7). Позднейшая экзегеза этого места гласит, что Давиду не дано 6ыло этого, ибо он слишком много воевал, а воздвигнуть дом Господень должен был миротворец, мудрец и законодатель Соломон.

[прим82]

Davis N. W. С. Medieval Eurоре. London, р. 6.

[412]Habitus – лат. «вид, образ». Ментальность – понятие, обозначающее систему привычек сознания.

[прим83]

Spengler О. Ор. cit. р. 322.

[прим84]

Eliot Ch. Ор. cit., vol. 1. pp. XII–XIV.

[413]В 778‑810 гг. Карл Великий совершил ряд походов в Испанию и распространил свое влияние до устья р. Эбро: впрочем, собственно владения его королевства доходили только до Барселоны. В XIII в. резко ускорились процессы отвоевания испанскими государствами земель у мавров (реконкиста). Особую активность в этом проявляла Кастилия, самое сильное из этих государств. Расположенные в долине Гвадалквивира Севилья и Кордова пали соответственно в 1236 и в 1241 гг., устье реки оказалось в руках кастильцев в 1260 г. Севилья впоследствии стала центром испанской экспансии в Новый Свет.

[414]Роджер Бэкон (ок. 1214‑1292) – пропагандист математического подхода к естествознанию, певец опыта – как физического эксперимента, так и мистического озарения, – вряд ли был выдающимся инженером. В его трудах имеются высказывания о движущихся машинах будущего, но нет никаких свидетельств того, что он создавал подобные устройства. Легенды об этом, впрочем. ходили еще при его жизни, но это были обвинения в магии и чернокнижии.

[прим85]

см.: Heitland W.E. Agricola. Cambridge, 1921, p. 308.

[415]«Об утешении философией» название книги Боэция (ок. 480‑524), написанной им в тюрьме в ожидании пыток и казни. Здесь – наименование подобного жанра сочинений, призывавших к внутреннему стоическому спокойствию мудреца пред лицом любых испытаний.

[416]Римский поэт Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.) был пламенным последователем Эпикура (341‑270 до н.э.) и вслед за учителем полагал, что боги не вмешиваются в земные дела, что блаженство праведных – в безмятежности духа, а наказание злых – в беспокойстве, что загробной жизни не существует. Но выраженные в его знаменитой поэме «О природе вещей» призывы не бояться смерти звучат столь настойчиво, что еще в древности возникли подозрения в смятенности чувств и разума поэта, даже слухи о его безумии и самоубийстве.

[417]В формулировке австрийского физика Людвига Больцмана (1844‑1906) второе начало термодинамики гласит: природные процессы стремятся перевести термодинамическую систему из менее вероятного состояния в более вероятное, т. е. равновесное. Именно Л. Больцман распространил второе начало термодинамики на Вселенную и предположил, что со временем в ней установится единая усредненная температура, что сделает невозможным какие‑либо тепловые процессы: наступит тепловая смерть. Некоторые физики отрицают подобное расширение применения второго начала, ибо оно справедливо лишь для замкнутых систем, к которым, по их мнению, Вселенная не относится.

[прим86]

Moore P. Sims. Myths and Men. Revised ed. London. M tiller. 1968, p. 224.

[прим87]

Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. М. 1923, с. 121‑122.

[418]По Платону, для того чтобы на свет появлялось потомство с хорошими задатками и счастливой участью (в противном случае государство придет неминуемо в упадок), соитие и рождение должно происходить в подходящее время, определяемое по т. н. брачному числу. Однако описание этого брачного числа чрезвычайно маловразумительно, и попытки понять его продолжаются доныне.

[прим88]

См.: Eliade М. La Mythe de l'Eternel Retour. Paris, Gallimard, 1949, P. 131‑132.

[419]Для Вергилия современность начало не героического, а «золотого» века, наступление мира, благоденствия, новое, блаженное состояние Космоса. Поэтому на протяжении веков мантуанского поэта рассматривали как предтечу христианства.

[прим89]

Марк Аврелий Антонин. Размышления. IX, 28. – Л. 1985, с. 53.

[420]В индийской мифологии Ману – первопредок людей. В текстах I тыс. до н.э. насчитывается семь прошлых и семь будущих Ману – по одному на каждый период Калиюги, который так и называется: манавантра – «период Ману».

[421]Так в английской Библии; имеется в виду непрестанное повторение молитв язычниками.

[прим90]

Ницше Ф. Собр. соч., т. 1, М., с. 243‑244.

[422]В махаяне очень большое значение придается произнесению молитвы‑заклинания «ом мани пад ме хум» (переводимое как «о сокровище в цветке лотоса»). Устное высказывание может быть заменено поворотом специального молитвенного колеса, к которому привязана лента с текстом молитвы: к колесам иногда прикрепляются лопасти наподобие ветряных мельниц.

[423]Описание весьма развитой, с весьма впечатляющими параллелями с новейшими научными космогоническими гипотезами, мифологии западноафриканского народа догон, сделанное группой французских энтографов во главе с М. Гриолем, последнее время подвергается сомнениям в подлинности, либо утверждается, что это жреческая сконструированная натурфилософия, а не народные верования.

[прим91]

Griaule M. Dieterlen G. The Dogon. In: Daryll Forde C. (ed.) African Worlds. London. Oxford, 1954, p. 84.

[прим92]

Volney С. Les Ruines‑Oeuvres Completes. Paris, Dido, 1860, pp. 12 – 13.

[прим93]

Цит. по: Brown P. Augustine of Hippo. London, Faber and Faber, 1967, p. 85.

[прим94]

Davidson B. The Africans. London, Longmans, 1969, p. 147.

[прим95]

Arnold М. Culture and Anarchy. London. Murray, 1869, pp. 13‑14.

[прим96]

Bergson H.Op.cit.p.251.

[424]По определению Аристотеля, «перипетия» (отечественные филологи переводят как «перелом») есть не смена ролей, а действие, меняющее смысл события на противоположный.

[425]Для эллинов и римлян «зависть богов» не примитивное грубое чувство, а акт высшей справедливости: чрезмерные достоинства или удача человека нарушают космический порядок, посему человек этот должен испытать больше несчастья.

[426]Современные исследователи датируют книгу Екклесиаста 1‑й пол. III в. до н.э. и считают это творение лежащим целиком в русле традиционного ближневосточного мудрствования.

[427]Когда противник Рима царь Понта Митридат VI Евпатор (132‑63 до н.э. царь с 120 до н.э.) вторгся на Балканы. Греция поддержала его. Будущий диктатор Луций Корнелий Сулла (138‑78 до н.э) взял штурмом в 87 г. до н.э. выступившие на стороне понтийского царя Афины. Жестоко разорив город, он согласился в ответ на многочисленные просьбы афинян прекратить грабежи и избиения, сказав, что делает это из уважения к великим предкам нынешних жителей Афин, «милует многих ради немногих».

[428]Высшим органом Ахейского союза было собрание, в котором могли принимать участие все достигшие 30 лет граждане каждого полиса, но при решении всех вопросов один полис имел один голос, так что союз этот был скорее, конфедерацией.

[429]Император Юлиан Отступник (331‑363, император с 361) был связан с философской школой в Афинах, где он учился одновременно со своими будущими противниками Василием Великим (ок. 330‑379) и Григорием Назианзином (ок. 330‑390). вождями т.н. каппадокийского кружка, группы церковных мыслителей, биографически связанных с Каппадокией в Малой Азии. Взойдя на престол, Юлиан стремился возродить язычество, заимствуя многое у христианства: церковную иерархию, идею аскетизма, благотворительность и т. п. Эти реформы не нашли поддержки у нехристианских масс, ибо религия Юлиана мало походила на традиционные античные верования.

[430]Платоновская Академия, имеющаяся здесь в виду, была не университетом, а философской школой. К моменту закрытия ее Юстинианом она была последним оплотом языческой учености, далеко отошедшей от традиционного язычества, но отдававшей значительную дань магии.

[431]Императрица Ирина не ввела культ икон, а пыталась восстановить иконопочитание.

[432]Швейцарский союз, образовавшийся в 1291 г., и Республика Соединенных провинций, основы которой были заложены Утрехтской унией 1579 г., были не федеративными, а конфедеративными государствами.

[433]Видимо, ошибка. В 1339 г. было оформлено государственное устройство Генуэзской республики.

[434]В результате венециано‑турецкой войны 1645‑1656 гг. за венецианцами осталось только три города на Крите.

[435]В 1715 г. Венеция полностью уступила Турции Крит.

[436]Risorgimento (ит. «обновление») – движение за объединение Италии, закончившееся созданием в 1870 г. единого королевства.

[437]Речь идет о т. н. марранах. насильственно обращенных в христианство испанских евреях, постоянно подозреваемых инквизицией и изгнанных из страны в нач. XVII в.

[438]Война Византии с Болгарией не прекращалась с VII в., с момента возникновения последней. В 971 г. северо‑восточная часть Болгарии была захвачена Византией. Взошедший на престол в 976 г. император Василий II Болгаробойца (958‑1025) начал наступление на болгар, покорив их царство в 1018 г.

[439]Период временного укрепления Византии приходится на правления Льва I Великого (457‑474), Зенона Исавра (474‑491) и Анастасия I (491‑518). В религиозных вопросах императоры, особенно последний, не порывая официально с православием, заигрывали с монофизитами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: