Содержание 10 страница

[532]Имеется в виду ашвамедха – чрезвычайно сложный и долговременный ритуал проводившийся еще в ведийские времена. Царь, желавший иметь наследника, выпускал на волю коня и шел с войском за ним, покоряя те страны, где оказывался конь. Поход продолжался год, после чего конь (не обязательно тот же) приносился в жертву особым образом. Ритуал этот, обладавший чрезвычайно высоким престижем, не сопровождал присвоение титула верховного вождя, но, поскольку мог свершаться только законным царем, проводился теми, чья законность была под сомнением: Пушьямитрой, основателем династии Шунгов, и Самудрагуптой (ок. 335‑376), преемником основателя династии Гуптов.

[533]Ludi saecularis (столетние игры) – проводившиеся раз в сто лет в Древнем Риме игры, посвященные подземным богам и носившие мрачный оттенок. Радостный характер они приобрели при Августе, который придал им смысл возвеличивания Рима. Император Филипп Араб не справлял в 248 г. столетние игры. а отметил тысячелетие Рима. Столетние игры проходили в 262 г. при императоре Галлиене не сто, а шестьдесят лет спустя после предыдущих.

[534]В обязанности римских цензоров входило, кроме переписи и надзора за нравами, составление списка сенаторов. Поэтому императоры часто возлагали эту должность на себя, а с кон. I в. н.э. слили ее с высшей властью. Сообщение о восстановлении особой должности цензора ок. 250 г. ненадежно.

[535]После прихода к власти фашистов в Италии в 1922 г. они взяли курс на создание т. н. корпоративного государства: все население было объединено по профессиональному, возрастному и т. п. признакам в корпорации, работавшие под руководством фашистской партии. Эти корпорации считались основными ячейками государства; на своих съездах они выдвигали кандидатов, из которых Высший совет фашистской партии формировал единый список кандидатов в парламент. Если список получал более 50% голосов, все считались избранными. Активная пропагандистская кампания, направленная на повышение престижа Короны – что являлось элементом движения за укрепление распадавшегося единства метрополии, доминионов и колоний, – достигла пика в 1937 г. при праздновании столетия восшествия на престол королевы Виктории.

[536]Органом, готовившим законы и следившим за их исполнением в Афинах, был первоначально Совет Четырехсот – по сто человек от каждой из родовых фил – объединений родов. В кон. VI в. до н.э. его сменил Совет Пятисот, по пятьдесят от каждой из территориальных фил, т.е. округов. В 411 г. до н.э. группа аристократов, недовольная Пелопоннесской войной, совершила переворот, добившись передачи власти избранному Совету Четырехсот: год спустя прежнее устройство было восстановлено.

[537]В китайской моральной и общественной мысли существовало два течения, проходившие то тайно, то явно через всю историю начиная с V–IV вв. до н.э. Одно из них, не очень точно называемое гуманизмом и связываемое с именем Конфуция, ставит в основу принцип «жэнь» (переводится как «человеколюбие»), требующий исполнения долга перед семьей и государством, справедливости и милосердия к низшим, почтения к высшим. Второе течение – «фацзя» (от «фа» – «закон») – высшей целью ставило благо государства, народ же полагался состоящим из рабов, и править им надлежало с помощью жестоких наказаний и оболванивания (юйминь).

[прим111]

В ноябре 1938 г., Когда писались эти строки, немецкие национал‑социалисты уже провозгласили культ Крови и Земли и развернули в Германии широкую кампанию звериного антисемитизма.

[538]В Норвегии, бывшей до 1814 г. зависимой от Дании, еще в сер. XVI в. сложился смешанный датско‑норвежский литературный язык – риксмол («государственный язык»), или буксмол («книжный язык»). Во 2‑й пол. XIX в. в противовес ему был создан на основе сельских диалектов ланнсмол («местный язык»); в настоящее время оба языка считаются равноправными, но позиции первого значительно сильнее. В Ирландии, бывшей владением Великобритании до 1921 г., национальный ирский язык практически исчез; в кон. XIX в. началось движение за его возрождение: после предоставления независимости этот язык стал государственным наряду с английским, на нем выходит некоторая пресса и литература, но, несмотря на это, им владеет не более 20% населения. В Турции после свержения султанского правительства предпринимались малоуспешные попытки очистить турецкий язык от слов арабского, персидского и греческого происхождения. Греческий язык еще с кон. XVI в. имел две формы, со временем все более расходившиеся: кафаревуса – официальный литературный язык, восходящий к койнэ, и димотика – разговорный; с получением независимости позиции второго языка все более усиливаются, и в 1974 г. он объявлен основным для преподавания; первый остается языком науки. Древнееврейский язык объявлен государственным в 1947 г. в Израиле.

[539]Александрийские поэты III–II вв. до н.э., создав новый жанр «идиллии» («картинки», повествовательного или драматизированного стихотворения на сельскую тему), выработали для этого жанра достаточно искусственный диалект на основе дорийского.

[540]Pax deorum – букв. «мир с богами», т.е. поддержание с богами отношений взаимной договоренности: люди совершают должные обряды, боги оказывают за это покровительство. Правила проведения всех обрядов и религиозных мероприятий сводились в особую отрасль – jus divinum – «божественное право».

[прим112]

Warde‑FowlerW. The Religious Experience of the Roman People. London, 1911, p. 428‑429.

[541]Выступая против традиционных религий, французский философ Огюст Конт (1798‑1857) стремился создать новую – религию человечества; в основе этой религии лежало представление о человечестве как высшем существе, образуемом из тех, кто оставил о себе память преданностью делу прогресса. Сам Конт был как бы первосвященником этой религии. Член нацистской партии профессор Гауэр призывал в своих книгах к возврату к истинному германству от иудейской религии, в которую он включал христианство, и античной культуры.

[прим113]

Марк Аврелий Антонин. Размышления. VII. 23. Л. 1985. с. 38.

[542]Имеется в виду эллинизация евреев как в Палестине, так и в диаспоре в II–I вв. до н.э.: в одежде (петасус – греческий головной убор типа шляпы), во времяпрепровождении, недопустимом для правоверного иудея (в палестре при занятиях спортом обнажались; в амфитеатре на театральных представлениях лицедействовали).

[543]При втором халифе Омаре (634‑644) халифат из аравийского государства стал ближневосточным – завоеваны Сирия, Египет, Киренаика, Ирак, начато завоевание Ирана; по его же инициативе начато составление Корана.

[544]Анабаптисты – представители крайнего течения Реформации, отрицавшие институциональное духовенство (руководители общин должны быть пророками, осененными духом Божиим), все таинства, требовавшие социального равенства и установления Царства Божия на Земле в результате насильственной революции (или Второго пришествия), – захватили в 1534 г. власть в г. Мюнстере и объявили его Новым Иерусалимом. В городе были отменены деньги, все произведенные товары поступали в общую казну и распределялись. Князь‑епископ Мюнстера начал войну с городом, в которой погиб первый руководитель анабаптистов, выходец из Нидерландов булочник Ян Матис. Его преемником стал портной из Лейдена Ян Бокельзон (Иоанн Лейденский), объявивший, что по бывшему ему откровению он предназначен в наследники погибшему пророку. Он ввел жестокий теократический режим, расправлялся со своими противниками, уничтожал все книги, казавшиеся ему неподобающими, ввел общность жен и окружил себя гаремом. В 1535 г. Мюнстер пал, население было подвергнуто избиению, оставшиеся в живых руководители после жестоких пыток казнены.

[545]Сын Кира II Великого Камбис II (530‑522 до н.э.) во время египетского похода приказал убить своего брата Бардию. Воспользовавшись тем, что сведения об этом не дошли до Персии, жрец Гаумата, похожий на Бардию, захватил престол. Камбис, отправившись усмирять восстание, погиб в пути. Самозванца свергнул Дарий, представитель младшей ветви царствующего дома. Воспользовавшись смутой, один из предводителей евреев, вернувшихся из вавилонского плена, Зоровавель, принял решение продолжить восстановление Иерусалимского храма, приостановленное то ли из‑за распрей, то ли из‑за запрета властей. В конечном итоге Дарий I дал разрешение на продолжение работ. О попытке восстановить независимое Израильское царство ничего не известно.

[546]Царь Иудеи Ирод Великий (ок. 37‑4 до н.э.) был по происхождению идумеянином, не принадлежал к роду Хасмонеев, с представителями которого жестоко расправился в 25 г. до н.э. Упомянутый заговор был в 7 или 6 г. до н.э.

[547]В 115 г. вспыхнуло восстание евреев в Киренаике, а оттуда переместилось в иудейскую среду Египта и Кипра; оно было подавлено в 117 г. Крупнейшее восстание евреев в Палестине, руководимое Симоном, принявшим имя Бар Кохба (Сын Звезды) и объявившим себя мессией, было в 132‑135 гг. После подавления евреи были выселены из Палестины, Иерусалим превращен в колонию Элия Капитолина.

[прим114]

Meyer E. Geschichte des altertums. Bd. III. Stuttgart. 1901. S. 173‑174.

[548]Американский писатель Г. Д. Торо (1817‑1862) в стремлении к спасению личности от разлагающего влияния цивилизации жил некоторое время в лесной хижине.

[прим115]

Thomas E.G. The History of Buddhist Thought. London, 1933, p. 62.

[прим116]

Epictetus. Dissertationes. lib. III, cap. 13, 11‑13.

[прим117]

Stсherbatskу Th. The Central Conception оf Buddhism and the Meaning of the Word «Dharma». London, 1923. p. 74. 53.

[549]Гипотезы о связи идей Плотина с буддизмом пока не доказаны.

[550]Бхагаватгита – один из разделов древнеиндийского эпоса «Махабхарата», являющегося священной книгой индуизма. В центре книги – поучения о высшем смысле жизни, состоящем в достижении освобождения, возможном лишь через исполнение долга своей касты.

[прим118]

Bevan E.R. Stoics and Sceptics. London, 1913. p. 66‑67.

[прим119]

Bevan E. R. Op. cit. p.69‑70.

[551]В синодальном переводе: «…безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы».

[552]После победы Август сократил свои войска с 75 легионов до 25, т.е. с 900 тыс. до 300 тыс. человек.

[553]Ж. А. Гобино родился в 1816 г., много позже якобинского террора 1793‑1794 гг., хотя идеи внедряемого гильотиной равенства повлияли на возникновение идей биологического неравенства нордического дворянства и «средиземноморской» массы. Взгляды же Ницше на «высшую расу», «сверхчеловека» лишены, как ни парадоксально, расистского содержания – «высшие» и «низшие» существуют в каждом этносе.

[554]По принятому в нацистской Германии членению, первый рейх – это Священная Римская империя, второй рейх – Германская империя 1871‑1918 гг., третий рейх – фашистское государство. В год сложения Германской империи Чемберлену было 16 лет. Ницше был профессором Базельского университета и первую книгу издал лишь в следующем году.

[555]В 207 г. до н.э. в Лакедемоне, лишенном тогда царской власти, власть захватил тиран Набис. Он опирался на низшие слои населения, кассировал долги, раздавал земли не только обедневшим спартиатам, но и илотам, предоставляя им гражданские права. Вступил в конфликт с Ахейским союзом и Римом, отразил нападение, но был убит в 192 г. до н.э. одним спартанцем; реформы его были отменены.

[556]Имеются в виду мессианистские культы коренного населения США; пророки этих культов предсказывали исчезновение белых и всеобщее благоденствие индейцев, что должно было осуществиться без насилия, по воле богов. Все эти движения происходили по большей части там и тогда, когда активное сопротивление аборигенов было сломлено.

[557]В 1873 г. на землях племени Дакота было обнаружено золото, и переселенцы и войска стали теснить индейцев. Сопротивление возглавил шаман Тетанка Йотанка (Сидящий Бык). В 1876 г. им был разбит отряд генерала Дж. Мастера у реки Литл‑Биг‑Хорн, генерал застрелился, чтобы не попасть в плен. В 1877 г. индейцы все же вынуждены были уйти в резервацию, но часть их во главе с Сидящим Быком перешла в Канаду.

[558]В 1881 г. в принадлежавшем Египту Судане вспыхнуло восстание во главе с Мухаммедом Ахмедом (1844‑1885), объявившим себя махди, т.е. мессией. Махдисты создали независимое теократическое государство во главе с Мухаммедом Ахмедом, а после его смерти – с Абдаллахом ибн аль‑Саид Мухаммедом (ум. 1899) и к 1885 г. завладели почти всей страной. Но в конечном счете в 1889 г. в сражении при Омдурмане английские войска разгромили махдистов, хотя партизанская война продолжалась до 1900 г.

[559]В завоеванной Цезарем Галлии в 52‑51 гг. до н.э. вспыхнуло восстание во главе с вождем племени арвернов Верцингеториксом. После поражения восстания Верцингеторикс был казнен в Риме в 46 г. до н.э.

[560]Король остготского королевства в Италии Тотила (ум. 552. прав. с 541) в многолетней борьбе с Византией привлекал на свою сторону даже рабов; в битве при Тагине, закончившейся поражением готов, был смертельно ранен.

[561]Руководитель вооруженного сопротивления язычников‑саксов Карлу Великому Видукинд в 785 г. сдался и принял христианство.

[562]Объединитель Эфиопии негус (император) Теодор (Теодрос) II (1818‑1868, прав. с 1855) потерпел поражение от англичан и умер в плену.

[563]Руководитель антифранцузского восстания в Алжире в 1832‑1847 гг. шейх Абд аль‑Кадир (1808‑1883) потерпел поражение, был взят в плен и сослан.

[564]Абд аль‑Керим (1882‑1962) объединил жившие в горах Атласа берберские племена рифов в разделенном между Францией и Испанией Марокко. Начал в 1919 г. военные действия против Испании, а в 1921 г. провозгласил независимую Рифскую республику, сокрушенную испанцами и французами в 1926 г. Сослан на о. Реюньон в Индийском океане, в 1948‑1956 гг. жил в Каире, возглавляя Комитет освобождения арабского Магриба. Впоследствии вернулся на родину.

[565]Имам Дагестана и Чечни, вождь священной войны против России Шамиль был взят в плен в 1859 г. и сослан в Калугу. В 1870 г. был отпущен в паломничество в Мекку, но умер, не дойдя до нее, в Медине в следующем году.

[566]Вириат – пастух из горных иберийских племен, с 147 г. до н.э. вождь антиримского восстания 159‑133 гг. до н.э., в 139 г. до н.э. убит подосланным римлянами перебежчиком.

[567]Арабский теолог Ибн Абд аль‑Ваххаб (ум. 1787) выступил с требованием возвращения к принципам раннего ислама, отвергал поклонение святым и даже Мухаммеду, философию, требовал запрещения курения, азартных игр и т.п. В 1740‑1748 гг. аль‑Ваххаб и шейх одного из племен Неджда (область в центре Аравийского полуострова) создали в Неджде ваххабитский султанат. Ваххабиты в 1806 г. взяли Мекку. Мухаммед Али Египетский в 1811‑1818 гг. покорил этот султанат, но в 1830 г. он был снова восстановлен. Вторично Турции удалось усмирить ваххабитов в кон. XIX в., но Ибн Сауд (1880‑1953) в 1902 г. снова восстановил султанат, а в 1920‑1926 гг. завоевал большую часть Аравийского полуострова, создав государство, с 1932 г. называющееся Саудовской Аравией.

[568]Сторонник Мария в гражданской войне между ним и Суллой Квинт Серторий (ок. 122‑73 до н.э.) после поражения марианцев бежал в Испанию, где сплотил вокруг себя противников Суллы и местные иберийские племена, создав своеобразное движение со многими чертами государства: он сформировал из своих соратников сенат, вел переговоры с противниками Рима, но одновременно объявил себя боговдохновенным вождем иберийских племен (его всегда сопровождала лань, которую он объявил волшебной), карал за притеснения местного населения, открывал школы для детей местной аристократии. Борьба его с Римом с 78 г. до н.э. шла сначала успешно, но позднее обозначился раскол между римскими и иберийскими приверженцами Сертория, и в 72 г. до н.э. он был убит на пиру своим сподвижником из римлян Марком Перперной. Иберы стали отходить от движения, и оно в том же году было подавлено.

[569]Среди руководителей повстанческих отрядов во время Крестьянской войны в Германии 1524‑1526 гг. были рыцари, в т.ч. Гёц (Готфрид) фон Верлихин‑ген (1480‑1562) и Флориан Гейер (ок. 1490‑1525). Первый, вставший, по его словам, во главе восстания против воли, перешел на сторону врага, второй боролся до конца и пал в бою.

[570]События из жизни Платона, как и многие даты истории Сиракуз, известны не очень точно. Платон отправился в Сиракузы в 389 г. до н.э. с познавательными целями. Тиран Дионисий I (прав. 406‑367 до н.э.). разгневанный независимым повелением фи.юсофа. продал его в рабство, откуда он был выкуплен друзьями. Сын Дионисия I Дионисий II (367‑343 до н.э.) дважды, в 366 и 361‑360 гг. до н.э., приглашал Платона к себе, и тот, по преданию, просил у сиракузского правителя земли, чтобы устроить там идеальное государство. Дионисий‑младший якобы обещал, но не дал, из‑за близости Платона к Диону, брату жены Дионисия‑старшего, но не матери Дионисия‑младшего. Тиран Сиракуз не без оснований подозревал шурина своего отца в соперничестве и изгнал его в 366 г. до н.э. Во время второй поездки Платон пытался помирить их, но безуспешно. Позднее, в 356 г. до н.э. Дион вернулся и захватил власть в Сиракузах, но в 354 г. до н.э. был убит, и бежавший Дионисий опять пришел к власти. Окончательно его изгнали из Сиракуз в 343 г. до н.э., но это произошло уже после смерти Платона.

[571]В XIX в. Британия ввозила в Китай большое количество опиума, что вызывало отток серебра из страны. Китайское правительство приняло жесткие меры против контрабанды опиума. В ответ на это англичане начали Первую опиумную войну 1840‑1842 гг., закончившуюся поражением Китая. Тот же результат был у Второй опиумной войны 1856‑1860 гг. Китая с Англией и Францией. Мирные договоры, завершившие эти войны, положили начало неравноправным договорам Китая с западными державами.

[прим120]

Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982, с. 317.

[572]В кон. XV в. индийский поэт и мыслитель Нанак (1469‑1539) основал движение сикхов – сначала религиозную секту, потом отдельную религию. Нанак выступал за единобожие, отрицал идолопоклонство и признавал равенство всех каст. Он стал первым наставником (гуру) сикхов и организагором общины (хальсы). Его стихи вошли в священную книгу «Адигрантх». Десятый гуру сикхов. Говинд Сингх (1666‑1708), значительно реформировал сикхизм. Он объявил себя последним боговдохновенным наставником и повелел упразднить должность гуру после его смерти, при том что власть должна принадлежать хальсе в целом, а истинное учение содержится в «Адигрантхе». Говинд Сингх превратил общину сикхов в замкнутую военизированную организацию.

[573]В китайской мифологии многие культурные герои (мифологические персонажи, даровавшие людям полезные предметы и явления: огонь, орудия труда, брачные предписания и т.п.) превратились в древних благих правителей.

[574]Первые сведения о конфликтах между Цзинь и Чу известны в 632 г. до н.э.

[575]Всего объединилось около 10 мелких государств.

[576]Гегемония Сун возникла в последние годы VII в. до н.э.

[577]Это событие произошло в 403 г. до н.э.

[578]Лугальзагеси (ок. 2336? 2136?) был вначале правителем небольшого г. Уммы. но впоследствии перенес резиденцию в захваченный им «царственный город» Урук. Он властвовал над большей частью шумерских земель где непосредственно, где через подчиненных правителей, но не объединил весь Шумер. Его государство было завоевано Саргоном Древним.

[579]На колонне Нарам‑Суэна (Нарамсина) изображен его поход против племени лулубеев. живших на юго‑западе Иранского нагорья.

[580]После смерти Нарам‑Суэна в 2200 г. до н.э. цари Аккада отказались от титула «царей четырех стран света», уступив его, видимо, царям Элама. После смерти преемника Нарам‑Суэна, царя Аккада Шаркалишарри (2200‑2176 дон.э.). в царстве начались междоусобицы, и последний царь. Шу‑Туруль. сошел со сцены ок. 2137 г. до н.э. В это же время возникает эфемерная династия царей Урука. носивших титул «царей Шумера и Аккада», но они не играли никакой роли в истории Двуречья, и нам неизвестны даже их имена. Правители кутиев, хотя и именовали себя «царями четырех стран света», были, скорее всего, военными вождями, избиравшимися на срок и управлявшими Двуречьем через подчиненных местных правителей. От овладения ими гегемонией над Междуречьем до прихода к власти III династии Ура прошло около 81 года.

[581]Царство Шумера и Аккада, восстановленное III династией Ура, сильно уменьшилось во время правления Ибби‑Суэна (2027‑2003 до н.э.), четвертого преемника Ур‑Намму, под ударами амореев, а в 2003 г. до н.э. было захвачено эламитами, воевавшими, а не восстававшими против Ура. Еще во время правления Ибби‑Суэна его военачальник и правитель г. Исина Ишби‑Эрра в 2021 г. до н.э. объявил себя независимым правителем, а в 2017 г. до н.э. – царем. В 1996 г. до н.э. эламиты вывели войска из Ура, и им завладел Ишби‑Эрра. наименовавший себя «царем Шумера и Аккада».

[582]По традиции, первым владыкой Ларсы считается аморей Напланум, якобы овладевший ею в 2025 г. до н.э. В реальности власть над этим городом захватил его потомок, видимо наместник иссинских царей в Ларсе, Гунгунум (ум. 1906 до н.э.) в 1932 г. до н.э. Ок. 1924 г. до н.э. он принял титул царя Шумера и Аккада. Иссин оставался весьма долгое время формально независимым, но – с момента возвышения Ларсы – довольно незначительным государством. Последний из царей Иссина, Дамиклишу (1816‑1794 до н.э.), пытавшийся расширить пределы своего государства, был свергнут царем Ларсы Рим‑Сином I (1822‑1763 до н.э.), присоединившим Иссин к своим владениям, но в 1763 г. до н.э. Ларса была взята Хаммурапи.

[583]Идея вечности Рима, со временем все более сливавшаяся с идеей вечности императора как главы Рима, впервые выдвигалась еще Августом. Клавдий и Нерон, почитавшиеся самыми бездарными правителями, были не так уж преданы идее вечности Рима: введенные Нероном игры по греческому образцу должны были возвеличивать скорее императора, чем Город. Официально – на монетах – лозунг «Вечного Рима» появляется при Веспасиане (69‑79) как знак обновления Рима после смерти «тирана» Нерона. Особо эти идеи пропагандировались при Адриане (117‑138) и Антонине Пии (138‑161), причем место Вечного Рима стала занимать Aeternitas imperii («Вечность империи», но imperium – это еще и «правление»).

[прим121]

Это выражение, по всей вероятности, принадлежит русскому царю Николаю I, который впервые употребил его в разговоре с лордом Абердином в 1844 г., а затем повторил в 1853 г. накануне Крымской войны.

[прим122]

Падишах восходит к персидскому названию, означающему «шах, стоящий на шеях своих подданных», то есть шах шахов, или «царь царей».

[584]Государство Великих Моголов попало под английский протекторат в 1803 г. и было официально упразднено в 1858 г. Последний Великий Могол Бахадур‑шах II (1837‑1858) умер в ссылке в 1862 г.

[585]После распада страны под ударами кочевников Севера единство Китая было восстановлено династией Сун (581‑618). Падение этой недолгой династии в результате восстания привело не к развалу государства, а к приходу к власти династии Тан (618‑907). Время правления этой династии было эпохой подъема культуры, а первые 150 лет – еще и мира и процветания.

[586]Имеется в виду Баязид I Молниеносный (1389‑1402), сильно расширивший владения османов, но потерпевший поражение от Тимура.

[587]Абдул‑Хамид II (1842‑1918, прав. 1876‑1909), придя к власти в результате переворота, происшедшего под знаменем реформ, распустил созванный им же парламент и жестоко расправлялся со сторонниками конституции. Внешний долг Турции достиг при нем астрономических размеров, и финансами Империи стала распоряжаться «Компания кредиторов» в составе Англии, Франции и Германии. Произведенная молодыми офицерами революция 1908 г. лишила его власти.

[прим123]

Русско‑турецкий мирный договор, подписанный 21 июля 1774 г.; итало‑оттоманские мирные соглашения от 15 октября 1912 г.; турецко‑болгарский мирный договор, подписанный в Константинополе 29 сентября 1913 г.

[588]Тайное общество «Новые османы», выступавшее за конституционные реформы, но при этом за сохранение единства Империи при господстве турок, было создано в 1865 г. Это движение привело на престол Абдул‑Хамида II, но было им же жестоко подавлено в 1878 г.

[589]Мустафа Кемаль‑паша, руководитель турецкой революции 1918‑1923 гг., получила 1921 г. от Национального собрания титул «гази», т.е. «победитель», за победу над греками, а в 1928 г., ввиду декретированной им же вестернизации имен, фамилию Ататюрк, т.е. Отец турок.

[590]Под собственно римской державой здесь понимается период в истории Священной Римской империи от коронации Карла Великого до коронации Фридриха II. После смерти Фридриха Империя все более становится чисто германским государством. Австразийской монархией здесь именуется империя Каролингов от прихода к власти в 715 г. Карла Мартелла (хотя и без королевского титула) до раздела ее в 843 г.

[591]Европейцы на императорской службе (подобно Марко Поло, бывшему наместником провинции) все же были редки в средневековом Китае.

[592]Название «мандарин» было дано китайским чиновникам в XVI в. португальцами, которые произвели это слово от санскритского «мантрин» – «советник».

[593]Считать политику Василия II Болгаробойцы самоубийственной нет особых оснований. Война с Болгарией действительно подорвала силы Империи, но болгары представляли реальную опасность, тогда как мощь арабов была уже невелика, а турки еще кочевали в Приаралье.

[594]Государь незавоеванных крестоносцами частей Византии Михаил VIII Палеолог (1259‑1282) в 1261 г. изгнал латинских захватчиков из Константинополя. Ему пришлось пойти на определенные уступки туркам, но у него не было другого выхода.

[595]Русь предъявляла свои претензии на верховенство в православии после падения Византии, тогда как в иных странах – Болгарии и Сербии, сокрушенных турками, – государи их стремились к верховенству над Византийским государством: Симеон Болгарский (863‑927) принял титул «император ромеев и болгар». Стефан Душан Сербский (1331‑1355) венчался в 1345 г. как «автократор Сербии и Романии (т.е. Византии)».

[прим124]

Аналогичным соображением руководствовался Константин Великий, когда он переносил столицу Римской империи из Рима в Константинополь. Он считал, что политический центр обращенной Римской империи должен быть христианским с самого начала, освобожденным от архаического язычества, которое так упорно цеплялось за жизнь в сенатской цитадели на берегу Тибра. Кроме этих моментов, у Константина и Петра были, конечно, политические и стратегические мотивы для переноса столицы.

[596]Имеется в виду послевоенное правительство Японии, конституция которой сохранила пост императора как «символа нации».

[597]После революции Мэйдзи (в Японии каждое царствование избирает свой девиз; Мэйдзи – просвещенное правление) в 1868 г. и свержения династии сёгунов из дома Токугава абсолютная власть формально перешла к императору. По конституции 1889 г., правительство было ответственно только перед монархом, он имел право вето по отношению к любому закону и являлся, по этой конституции, сакральной фигурой, потомком богов. Фактически высшую власть до 1945 г. осуществляли два высших совета, формально совещательных и назначаемых императором, но фактически руководящих и самовосполняемых: Сумицу‑ин (Тайный совет), конституционный орган, представляющий священного монарха в светском управлении, и Гэнро, существовавший до 1940 г. внеконституционный орган, состоявший из близких к императору лиц, потомков представителей тех родов, которые поддержали переворот Мэйдзи.

[598]В 645 г. правящий род Японии Сога, поставлявший сумэраги (правителей) страны, был физически истреблен, и к власти пришел Кару, принявший тронное имя Котоку (645‑654), девиз его правления – Тайка, т. е. Великая перемена. Он осуществил централизацию государства по китайскому образцу, создал правительство из высших чиновников, принял титул тэнно, т. е. «небесный государь».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: