Начало правления Николая II 3 страница

Создатели черносотенных союзов пытались в своей тактике осмыслить опыт революционного движения и взять на вооружение его основные методы борьбы: организацию, пропаганду, агитацию и террор.Грубое насилие, ставшее ведущим способом достижения целей в первый период их существования, создало черносотенным союзам мрачную репутацию. Они стали организаторами и вдохновителями серии погромов, прокатившихся по России в конце 1905-го и начале 1906 года. В недрах Союза русского народа была также создана тайная боевая дружина для подготовки покушений на оппозиционных лидеров.

Программные документы крайне правых повторяли старые монархические лозунги: православие, самодержавие, народность. Отстаивая «традиционные устои» русской государственности, монархисты не могли игнорировать в своей деятельности острые социальные вопросы, однако их предложения носили общий, декларативный характер. Отсутствие привлекательной социальной программы компенсировалось националистической пропагандой, особенно антисемитской.

1905–1907 годы – период наивысшего общественного влияния крайне правых, которые насчитывали в своих рядах около 400 тыс. человек. Однако этот успех был кратковременным. Серьезная неудача постигла монархистов на выборах. В первой Думе их вообще не оказалось, а во второй они были представлены лишь небольшой группой. По мере угасания революции начинается развал местных отделов черносотенных союзов. Причина этого состояла в том, что монархистов объединяла преимущественно отрицательная цель – борьба с революцией. После ее достижения монархисты оказались как бы без работы, а выдвинуть привлекательную положительную программу они не смогли. Перестало нуждаться в поддержке черносотенцев и правительство, которое понимало, что связь с «хулиганами» дискредитирует его в общественном мнении.

Первая русская революция изменила политическую систему страны. В России был сделан первый шаг к утверждению парламентаризма – создана Государственная дума.

Размах забастовочного движения напугал Николая II, который 18 февраля 1905 г. издал Манифест о намерении создать в России законосовещательную Государственную думу. Разработчиком законопроекта о новом органе был назначен министр внутренних дел А.Г.Булыгин. 6 августа в очередном императорском манифесте система выборов и порядок работы Госдумы был обнародован. В соответствии с документом, выборы в новый орган власти должны были производится многоступенчато, а некоторые слои населения – женщины, военнослужащие, учащиеся и рабочие – вообще не получали права голоса.

Однако предложенный законопроект вызвал шквал критики, в первую очередь, со стороны либеральных и радикально-революционных сил. Под влиянием Всероссийской октябрьской политической стачки, Николай II вынужден был пойти на более серьезные уступки. В Манифесте 17 октября 1905 г. император провозгласил создание законодательной Думы, т.е. дал обещаниебез ее согласия не издавать новых законов. Впрочем, права вновь создаваемого законодательного органа во многом были ограничены. Министры царского правительства не были ответственны перед Думой, а полномочия в бюджетной сфере были невелики.

11 декабря был обнародован и новый избирательный закон. В нем были сохранены сословно-куриальный принцип выборов и многоступенчатость, заявленные еще в булыгинском проекте. Однако к трем обозначенным ранее избирательным группам –землевладельческой, городской и крестьянской, была добавлена четвертая курия – рабочая. Один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев, 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и 90 тыс. рабочих. Подобный принцип давал преимущество состоятельным слоям населения, но, с другой стороны, гарантировал избрание в Думу рабочих и крестьян, а не тех, кто выступал от их имени.

Оформление российского парламента окончательно произошло в 1906 г. Указом Николая IIот 20 февраля совещательный орган при императоре – Государственный совет – был преобразован в верхнюю палату будущего парламента. Госсовет должен был играть роль буфера между монархом и Госдумой, поэтому ему стремились придать консервативный характер. Половина членов Совета назначались монархом, остальные избирались представителями православной церкви, земских собраний, дворянских обществ, торгово-промышленных комитетов, Академии наук и университетов.

Реорганизация высшего государственного управления России в 1905-1909 гг.

Торжественное заседание Госсовета.

Картина И.Е. Репина, Б.М. Кустодиева, И.С. Куликова

Последний акт создания новой административно-политической системы состоялся 23 апреля 1906 г., когда были опубликованы «Основные законы Российской империи» – своего рода конституция, призванная юридически закрепить происшедшие в политическом строе перемены. Одновременно получило отставку правительство С.Ю. Витте. Новый кабинет возглавил И.Л. Горемыкин. Министром внутренних дел стал П.А. Столыпин.

Председатели Государственной Думы Председатели Государственногосовета Председатели Совета министров  
Муромцев Сергей Андреевич (04-07.1906) Сольский Д.М. (1905-06) Витте Сергей Юльевич (10.1905-04.1906)  
Фриш Э.В. (1906-07) Горемыкин Иван Логгинович (04-07.1906)  
Головин Федор Александрович (02-07.1907) Акимов Михаил Григорьевич (04.1907-06.1914) Столыпин Петр Аркадьевич (07.1906-09.1911)  
Хомяков Николай Алексеевич (11.1907-1910)  
Гучков Александр Иванович (1910-1911)  
Родзянко Михаил Владимирович (1911-1917) Коковцев Владимир Николаевич (09.1911-01.1914)  
и.д. Манухин С.С. (1914)  
Горемыкин Иван Логгинович (01.1914-01.1916)  
и.д. Голубев И.Я. (1915)  
и.д. Куломзин А.Н. (1915-16)  
Штюрмер Борис Владимирович (01-11.1916)  
Трепов Александр Федорович (11-12.1916)  
Щегловитов Иван Григорьевич (01-02.1917) Голицын Николай Дмитриевич (12.1916-02.1917)  

Главы правительства и парламента Российской империи в 1905-1917 гг.

Выборы в первую Думу проходили в апреле 1906 г. Всего в Думу было избрано 448 депутатов. Кадетская партия получила в результате выборов наибольшее количество Депутатских мест – 153. Крестьяне и народнически настроенная интеллигенция, образовавшие фракцию трудовиков, – 107, беспартийные депутаты – 105, представители национальных окраин – 63. Остальные 20 мест достались октябристам, партии демократических реформ, умеренно-прогрессивной и торгово-промышленной партиям. Поскольку большевики и эсеры бойкотировали выборы, они не получили мест в первой Думе.

Открытию Думы предшествовал торжественный прием депутатов Николаем II в Зимнем дворце, вовремя которого некоторые из депутатов не скрывали своего презрительного отношения к монарху, демонстрировали неприязненное отношение к находившимся там же членам правительства и государственным чиновникам. Депутаты были раздражены еще до начала работы Думы. Одной из причин этого раздражения стал Манифест от 20 февраля 1906 г., по которому над Думой создавалась «верхняя палата» в лице Государственного совета, половина членов которого подбиралось и назначалось царем. Другой причиной явилась87-я статья Основных законов, которая давала право правительству и императору в перерывах между сессиями Думы издавать при необходимости чрезвычайные указы, которые затем должны были утверждаться Думой и Государственным советом.

Многие жизненно важные для страны вопросы по-прежнему оставались в исключительной компетенции царя и подконтрольного ему правительства, что суживало круг проблем, подлежавших рассмотрению Думы, и напрочь разбивало парламентские иллюзии кадетов, которые хотели, чтобы в России все было «как на Западе».

Нетерпимость к чужому мнению и обилие политических заявлений стали доминирующим психологическим настроем в стенах Таврического дворца, где проходили заседания первой Госдумы, начавшей свою работу 27 апреля 1906 г. Уже в своей первой речи лидер кадетов И.И. Петрункевич выступил с призывом провести в стране амнистию для политических заключенных и отменить смертную казнь. Царем и правительством эта речь была воспринята с явным раздражением. При этом правительство премьера И.Л. Горемыкина даже не пытались превратить Думу в своего делового партнера.

Фатальным для отношений Думы с правительством стало 13 мая 1906 г., когда выступил председатель Совета Министров И.Л. Горемыкин. Его речь была ультимативна и сводилась к серьезному обвинению Думы во вмешательстве в «царскую прерогативу», то есть в те вопросы, которые, согласно Основным законам Российской империи, относились к исключительной компетенции монарха.

Депутаты ответили резкой критикой в адрес правительства, которое они, по словам одного из лидеров кадетов П.Н.Милюкова, «не считали заслуживающим доверия». Этот демарш существенно ослабил позиции Думы в ее противостоянии с правительством. Но было еще одно, главное обстоятельство, делавшее первую Думу удобной мишенью для недоброжелательной критики. Речь идет о ее неспособности предложить правительству и обществу способы разрешения аграрного вопроса, который слишком долго обсуждался в Думе. Депутатами было выработано несколько проектов его решения. В частности, кадеты предлагали выкуп крестьянами земли, арендуемой ими у помещиков. Трудовики настаивали на создании особого общественногоземельного фонда и наделении крестьян землей из его запасов. По причине разногласий между представителями двух крупнейших думских партий началась и со временем обострилась бесплодная полемика.

Все это привело к тому, что 7 июля 1906 г. царским указом Дума, просуществовавшая всего 72 дня, была распущена. Часть ее депутатов, прежде всего кадеты и трудовики, уехала в Выборг и там подготовила воззвание к населению России с призывом к гражданскому неповиновению – не платить налоги и не сдавать новобранцев в армию. Поначалу правительство опасалось, что эти призывы и сам факт роспуска Думы обострят политическую напряженность в разных регионах страны. Но народ отреагировал на случившееся очень спокойно. Произошло лишь два выступления революционных матросов – в Свеаборге и Кронштадте, – которые, в силу их локальности, вскоре были подавлены.

Вторая Государственная дума, начавшая работу 20 февраля 1907 г., просуществовала не намного больше первой – всего 103 дня. Левые политические партии, в том числе большевики и эсеры, которые бойкотировали выборы в первую Думу, на этот раз принимали активное участие в избирательной кампании, и их представители получили большое число депутатских мандатов. При этом количество депутатов-кадетов резко сократилось. Из 518 депутатских мест 104 были заняты трудовиками, 98 – кадетами, 76 – Польским Коло и фракцией мусульман, 65 – социал-демократами, 54 – октябристами и монархистами, 50 – беспартийными депутатами, 37 – эсерами. Остальные мандаты получили казаки, энэсы и партия демократических реформ. Партийный состав второй Думы свидетельствовал, что она, будучи более «левой», чем ее предшественница, также будет противостоять правительству.

Примечательно, что во время аудиенции у царя председателя новой Думы, кадета Ф.А. Головина Николай II прямо заявил, что Дума «по своему составу неработоспособна, что левое ее крыло заражено антигосударственными идеями, что такой состав Думы есть следствие неудачного избирательного закона, а потому надо изменить этот закон». Ключевые посты в Думе – председателя, председателей основных комиссий и отделов – заняли кадеты, которые поначалу пользовались большим авторитетом. Поэтому представители других фракций – трудовики, эсеры, энесы – часто следовали в фарватере их действий и решений.

Наиболее важным моментом в начале работы второй Думы была реакция депутатов на либеральную декларацию правительства, с которой выступил новый председатель Совета Министров П.А.Столыпин. Большинство депутатов поддержало очень дипломатичную формулировку партии кадетов: «Выслушав заявление председателя Совета Министров, Государственнаядума переходит к очередным делам». То есть Дума в отношениях с правительством заняла выжидательную позицию. П.А. Столыпин же, по свидетельству очевидцев, старался найти общий язык с либеральным центром Думы и приступить к совместной работе. Свою ставку он делал прежде всего на кадетов.

П.А. Столыпин благосклонно относился к частным поправкам, вносимым в правительственные законопроекты представителями депутатского центра. В отношении же представителей левых партий его тактика выражалась двумя словами: «Не запугаете!». Либеральным деятелям Думы импонировали действия кабинета П.А. Столыпина, потому что на рассмотрение депутатов представлялись правительственные законопроекты, позволявшие говорить о том, что Россия была на пути к правовому государству: о неприкосновенности личности, о свободе вероисповеданий, об упразднении земских начальников и волостного суда, о восстановлении избираемых населением мировых судей, о расширении компетенции земских органов самоуправления. Помимо этого предусматривалось существенное развитие рабочего законодательства, в частности предполагалось узаконить право рабочих на экономические забастовки.

Но оставались очень серьезные проблемы, по которым Дума и правительство не могли прийти к взаимопониманию: это был аграрный вопрос и отношение к революционному террору. По воспоминаниям П.Н. Милюкова, при конфиденциальной встрече,состоявшейся в резиденции председателя Совета Министров, П.А. Столыпин просил его публично, хотя бы анонимно, через кадетскую газету «Речь» осудить террор. Но статья с осуждением террора так и не была написана. Через некоторое время П.А. Столыпин убедился, что кадеты в Думе не очень авторитетны. Это стало очевидным при обсуждении аграрных проблем. Кадетам не удалось убедить депутатов-крестьян, выступавших за принудительное отчуждение земли помещиков, изменить позицию и перейти на сторону кадетов.

Возникли разногласия между Думой и правительством и по вопросу об отношении к службе в армии и к новобранцам. Особую роль в нарастании противостояния сыграл так называемый «зурабовский инцидент», когда депутат от социал-демократической фракции А.Г. Зурабов с трибуны Думы заявил о том, что в России армия не приспособлена к отражению внешней угрозы, но готова воевать с собственным народом. После этих слов присутствовавшие члены правительства покинули зал заседаний. Царь также был возмущен «выходкой» социал-демократа. Этот инцидент фактически предрешил роспуск второй Государственной думы. Дело затягивалось лишь по причине неготовности нового избирательного закона.

1 июня П.А. Столыпин потребовал отстранить от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов и 16 из них лишить депутатской неприкосновенности. Этим людям было предъявлено обвинение в антигосударственном заговоре. Дума формально пошла навстречу требованию П.А. Столыпина – была создана комиссия для расследования вопроса. Но результатом ее деятельности стало то, что часть заподозренных депутатов скрылись, опасаясь ареста.

В ночь со 2 на 3 июня небольшая кадетская делегация, стремясь предотвратить роспуск Думы, посетила П.А. Столыпина. Он согласился с их просьбой, поставив жесткое условие: поддержать правительство и объявить депутатов-социал-демократов вне закона. Условие Столыпина не было выполнено, и 3 июня 1907 г. вторая Дума была распущена.

Одновременно с роспуском Думы Николаем II, в нарушение Манифеста 17 октября и Основных законов, была изменена и избирательная система. Представительство крестьян в Думе сокращалось в два раза, рабочих – в два с половиной, представителей национальных окраин (Польши, Кавказа и Закавказья) – в три раза. Общее число депутатов сокращалось до 442. «Третьеиюньский переворот» стал завершением эпохи неконтролируемого парламентаризма и концом революции 1905-1907 гг.

Выборы в III Государственную думу. Карикатура начала XX в.

Сравнение избирательных законов 1905 и 1907 гг.

Правительство не зря изменило избирательное законодательство. Состав третьей Государственной думы, избранной в ноябре 1907 г., продемонстрировал победу либерально-оппозиционных и консервативно-охранительных партий. В состав новой Думы были избраны 50 крайних правых депутатов, 97 умеренно-правых и националистов, 154 октябриста и примкнувших к ним, 28 «прогрессистов», 54 кадета, 14 трудовиков, 19 социал-демократов и 26 представителей национальных окраин.

В таком составе Государственная дума оказалась более лояльной правительству. Она подержала аграрную реформу и занялась одобрением многочисленных мелких проектов («законодательной вермишели»). Очевидная послушность Думы позволила ей просуществовать весь отпущенный ей срок – до 9 июня 1912 г.

Члены Государственной Думы после приема у Николая II. Фотография 1914 г.

Незначительно отличалась от третьей и четвертая Дума, приступившая к работе 15 ноября 1912 г. Среди 442 депутатов новой палаты насчитывалось 120 националистов и умеренно-правых, 98 октябристов, 65 правых, 59 кадетов, 48 прогрессистов, 14 социал-демократов, 10 трудовиков,7 беспартийных и 21 представитель национальных окраин.

Представительство некоторых политических партий в Государственных Думах

Революция 1905-1907 гг. серьезно изменила политическую систему России. В результате сделанных царизмом уступок в стране начла формироваться многопартийность и парламентаризм. Однако в силу сложности внутриполитической ситуации и отсутствия демократической традиции становление гражданского общества в начале XX в. проходило сложно.

3.7.4. Аграрная реформа П.А. Столыпина

Революция 1905-1907 гг. не могла разрешить социально-экономических проблем России, основное место среди которых занимал аграрный вопрос. Стремясь ослабить революционный накал в обществе, Николай II решился на проведение аграрной реформы. Ее автором стал председатель Совета Министров П.А. Столыпин.

Как и С.Ю.Витте, П.А.Столыпин, принадлежал к плеяде незаурядных государственных деятелей России. Его служебная карьера развивалась необыкновенно стремительно. По окончании Петербургского университета он начал работу в Министерстве внутренних дел, а затем перешел в Министерство земледелия и государственных имуществ. В 1899 г. П.А. Столыпин был назначен ковенским губернским предводителем дворянства, в 1902 г. – исполняющим обязанности гродненского губернатора, а через год – саратовским губернатором.

П.А. Столыпин. Фотография начала XX в.

В 1906 г. последовало новое назначение – П.А. Столыпину был предложен пост министра внутренних дел в правительстве И.Л. Горемыкина, а спустя несколько месяцев новоиспеченный министр возглавил правительство. С этого момента начался наиболее яркий период государственной деятельности П.А. Столыпина. Основным принципом нового премьер-министра стала фраза: «Сначала успокоение, а потом – реформы!».

Под «успокоением» понимались жесткие и даже жестокие меры, направленные на обуздание революционных выступлений и терактов. Борьба главы правительства с экстремистами во многом носила личный характер: в августе 1906 г. эсерами-максималистами была взорвана дача П.А. Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге. Сам премьер не пострадал, но были убиты многие из людей, пришедших на прием к главе правительства, ранен был его сын и искалечена дочь. В ответ на террор П.А.Столыпин ввел военно-полевые суды. В результате массовых казней премьеру удалось на время подавить революционноедвижение в стране и начать преобразования.

Ряд высочайше утвержденных указов, касавшихся русской деревни и получивших собирательное название «столыпинская аграрная реформа» рассматривалась самим преобразователем как составная часть более широкого плана модернизацииРоссийского государства и общества.

Проблема состояла в том, что периодически случавшиеся в России неурожаи приводили к страшному голоду во многих губерниях. Так было в 1873-1874, 1876, 1880, 1889, 1891, 1895, 1898 гг. Сущность аграрного вопроса заключалась в необходимости создать в России высокоэффективное сельское хозяйство, которое позволило бы решить продовольственную проблему оптимальным количеством сельскохозяйственных работников.

Крестьянские дети. Фотография начала XX в.

Важными составными частями аграрной проблемы были крестьянский и земельный вопросы. Как предписывал еще С.Ю. Витте, необходимо было сформировать из крестьян «класс земельных собственников» и опоры монархии. Однако это невозможно было сделать без ликвидации малоземелья в центральной России. Дело в том, что за период с отмены крепостного права население страны выросло почти вдвое, а площадь крестьянских наделов осталась прежней, то есть, фактически крестьянские угодья сократились. Перед П.А. Столыпиным стояла нелегкая задача: наделить крестьян землей, не затрагивая «священной частной собственности», т.е. помещичьих владений.

Предпосылкой реформы стало произошедшая 3 ноября 1905 г. отмена выкупных платежей за надельные земли крестьян. Отныне собственником земли становилась крестьянская община. Однако вскоре по общине был нанесен мощный удар.

В соответствии с указом от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования», крестьянину-домохозяину разрешалось выйти из общины с выделенным в собственность наделом земли. Разрешение на «выход» мог дать сельский сход или земский начальник. Проблема заключалась в том, что, обычно крестьянские владения были разделены на полосы и располагались вперемешку с другими землями. Поэтому вышедшему из общины крестьянину представлялся отруб или хутор – участок земли в одном месте вместо разрозненных полос в деревне или вне ее.

Указами от 12 и 27 августа 1906 г. активизировалась деятельность Крестьянского банка, дававшего ссуды на обзаведение хозяйством и скупавшего и перепродававшего земли малоземельным крестьянам на льготных условиях. Указом от 5 октября 1906 г. крестьяне уравнивались в паспортном отношении с другими сословиями.

Важной частью мероприятий П.А. Столыпина стала политика переселения малоземельных крестьян на свободные земли дляпреодоления традиционного для Центральной России «земельного голода». Правительство поощряло переселение крестьян на восток страны, за Урал. Специально созданное Переселенческое управление подыскивало крестьянину подходящие земли, казна оплачивала проезд, давала ссуду на обзаведение хозяйством, снабжало сельскохозяйственным инвентарем, а также гарантировало медицинскую и ветеринарную помощь и даже агрономические консультации.

Столыпинская аграрная реформа была призвана дать толчок развитию капиталистических отношений на селе, помочь «крепким хозяевам» завести развитое, рентабельное хозяйство и сформировать, таким образом, сельский средний класс. Но, несмотря на то, что реформа содействовала подъему сельского хозяйства и всей страны, социальные цели, поставленные ею, были достигнуты лишь частично. Разрушить общину не удалось.За годы реформ из нее вышло по разным подсчетам лишь 20-35% крестьянских хозяйств и не более 10% завело хуторское хозяйство. Около 16% крестьян, переселившихся за Урал, по разным причинам не смогли «обрести себя» на новом месте, и вынуждены были вернуться назад,вцентральные районы страны, где у них уже, что называется, не было ни кола, ни двора.


На сенокосе около привала. Фотография начала XX в.

Таким образом, столыпинская аграрная реформа ускорила процесс имущественного расслоения в деревне, но она непривела к формированию мощного среднего класса – гарантии социальной стабильности в обществе.

П.А. Столыпиным был задуман ряд других реформ, которые, по его мнению, сулили России социальную стабильность и гарантировали от всплесков экстремизма, – преобразование местного управления, государственное страхование рабочих, введение всеобщего начального образования, законодательство о старообрядческих общинах, введение земства в западных губерниях и реорганизация полиции.

Но в дело властно и негативно вмешался субъективный фактор. Личные взаимоотношения П.А. Столыпина с царем и некоторыми членами царской фамилии постепенно испортились. Сильнейшую неприязнь к Премьеру испытывала жена Николая II, Александра Федоровна, что, в свою очередь, объяснялось негативным отношением Премьера к «святому старцу» Г.Е. Распутину, под сильным влиянием которого находилась императрица.

Г. Е. Распутин. Фотография начала XX в.

Именно личная неприязнь стала причиной того, что в 1909 г. ряд важных, разработанных П.А. Столыпиным и успешно обсужденных в Государственной думе и Государственном совете документов по организации в России Морского генерального штаба, не был своевременно утвержден царем.

Весной 1911 г. в Государственном совете «правыми» был заблокирован подготовленный П.А. Столыпиным проект закона о земствах в западных губерниях. Формально камнем преткновения стал пункт об организации там национальных курий выборщиков. Но П.А. Столыпин понимал, что противники этой реформы вряд ли осмелились бы пойти на конфронтацию с председателем Совета Министров, не заручившись высочайшей поддержкой. П.А. Столыпин подал прошение об отставке, которое было отклонено царем.

П.А. Столыпин вынужден был остаться на премьерском посту, но выдвинул при этом ряд условий, касавшихся, прежде всего, удаления из Государственного совета своих наиболее непримиримых противников. Царю пришлось пойти на уступки, но его отношение к П.А. Столыпину еще больше ухудшилось, что проявлялось в частых мелочных придирках к подготавливаемымпремьером документам, назначении на правительственные посты тайных и явных недоброжелателей Премьера.

Между тем, П.А. Столыпин продолжал разработку своих реформаторских мер. В частности, шла активная подготовка к организации новых министерств: труда, местного самоуправления, национальностей, социального обеспечения, вероисповеданий, исследования эксплуатации природных богатств, здравоохранения, переселения. Чрезвычайно актуальной и требовавшейграмотного разрешения была проблема статуса Финляндии.

Кроме того, П.А. Столыпин не считал возможным откладывать на потом принятие законодательных актов, снижающих имущественный ценз для земских деятелей и, следовательно, расширяющих круг лиц, причастных к местному самоуправлению. Прежде всего, речь шла о владельцах небольших хуторов и рабочих, имевших небольшую недвижимую собственность.

Но этим государственным замыслам не суждено было осуществиться. 1 сентября 1911 г. террорист (и агент царской охранки)Д.Г. Богров смертельно ранил П.А. Столыпина в Киевском оперном театре.

Аграрная реформа П.А. Столыпина стала продолжением начавшихся в конце XIX в. процессов модернизации российской экономики. Однако предпринятые премьер-министром меры оказались половинчатыми и не смогли решить стоявшие перед обществом проблемы. Разрушить власть крестьянской общины и внедрить в России фермерское хозяйство П.А. Столыпину не удалось.

3.8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

3.8.1. Причины и характер Первой мировой войны

Первая мировая война явилась крупнейшим событием в истории XX столетия. Война оказалась гигантским социальным катаклизмом, равному которому не было во всей предшествующей истории человечества. Военные действия охватили всю Европу и огромные акватории мирового океана.

В мировую бойню было втянуто 38 государств,в которых проживало тогда свыше полутора миллиардов человек, или три четверти населения земного шара. В военных кампаниях участвовали многомиллионные армии, оснащенные новейшими по тому времени средствами разрушения и уничтожения людей. Общее число мобилизованных достигало почти 74 млн. человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: