1. Монетаристские факторы, связанные с изменениями денежной массы
2. Неценовые факторы.
· Изменение потребительских расходов населения.
ü Изменение благосостояния населения (к примеру, крах финансовых пирамид в России) в ту или иную сторону приводит к сдвигу кривой совокупного спроса.
ü Ожидания потребителя оказывают существенное воздействие на объем потребительских расходов и, следовательно, на объем продаж.
ü Изменения в налоговом законодательстве оказывают влияние на потребительские расходы и кривую совокупного спроса. К примеру, в 1997 году в Японии было самое большое снижение ВНП за последние 23 года, вызванное увеличением потребительского налога с 3% до 5%. Только благодаря своевременным действиям правительства удалось избежать экономического кризиса.
· Изменение инвестиционных расходов.
ü Изменение кредитных ставок – платы за кредит – изменит инвестиционные планы частного бизнеса. Так как процент кредитной ставки в руках Центробанка, то он, меняя ставку, влияет на инвестиционный процесс.
|
|
ü Ожидания инвесторов, которые могут изменяться под влиянием как экономических, так и политических факторов.
ü Налоги с предприятия.
· Государственные расходы. Их влияние на кривую совокупного спроса проявляется очень быстро.
· Чистый экспорт.
ü Изменение валютных курсов. При угрозе импортируемой инфляции принятие решения о ревальвации снижает чистый экспорт.
ü Экономический кризис в странах – постоянных торговых партнерах сокращает их закупки, что отрицательно сказывается на чистом экспорте и совокупном спросе. Торговый дефицит в США в 1992 году был вызван снижением чистого экспорта, связанного со снижением деловой активности и начала экономического спада в Японии.
Совокупное предложение – это модель, представленная на графике в виде кривой, иллюстрирующей изменение суммарного реального объема производства всех товаров и услуг в зависимости от изменения уровня цен.
Участок 1 является отражением кейнсианских взглядов на совокупное предложение, участок 2 – монетаристских. ВНП’ – максимально возможный уровень производства при полной занятости.
Кейнсианский участок кривой. Экономика находится в состоянии кризиса, выпуск намного меньше возможного. В таком случае рост ВНП из a в б не приводит к росту цен, и наоборот, уменьшение ВНП не приведет к падению общего уровня цен.
Классический участок кривой показывает экономику полной занятости. Как видно из графика, переход из c в д не приведет к росту ВНП, т.е. рост цен не является стимулом к росту ВНП