Тема 2. 3. Обеспечение ТО ВС в предприятиях ГА

Организация обеспечения

Под обеспечением ТО воздушных судов по­нимаются вспомогательные виды деятельности, име­ющие целью создание условий для эффективного осуществления основного процесса — производства работ технического обслуживания. В типовом слу­чае к обеспечению ТО в авиапредприятии отно­сятся:

· подготовка производства;

· технолого-конструкторское и метрологическое сопровождение производственных процессов;

· удовлетворение потребностей основного процес­са в СНО общего применения, транспорте, авиатехническом и хозяйственно-бытовом имуществе, оргтехнике, электронно-вычислительных средствах, ГСМ, средствах пожаротушения, информационных услугах и др.;

· организация связи, тепло-, электро-, водо-, газо­снабжения, охраны ВС и производственных объек­тов;

· оборудование и содержание мест стоянок ВС, площадок дегазации и дезактивации ВС, очистных сооружений и др.

Обеспечение ТО воздушных судов осуще­ствляют АТБ и другие специализированные подраз­деления авиапредприятия, в соответствии с приня­тым в нем распределением функций и задач между структурными звеньями, в порядке, определяемом документами авиапредприятия, регламентирующи­ми осуществление деятельности подразделений по каждому направлению обеспечения процессов ТО авиационной техники.

Взаимодействие подразделений авиапредпри­ятия по обеспечению ТО воздушных судов, его ко­ординация, управление и диспетчеризация осуще­ствляются в порядке, определяемом авиапредпри­ятием.

Для производства работ ТО используют по­мещения, здания и сооружения, оснащенные техно­логическим оборудованием (оснасткой, стендами, установками и т. д.), отвечающие требованиям норм технологического проектирования авиационно-тех­нических баз.

В типовом случае общую ответственность за эксплуатацию помещений, зданий, сооружений АТБ и их технологического оборудования несут руково­дители подразделений, в ведении которых находят­ся указанные объекты.

Технологическое оборудование допускают к эксплуатации после проверки его технического со­стояния, присвоения инвентарного номера и внесе­ния в реестр. При этом на новое оборудование за­водского изготовления, допускаемое к эксплуатации, должны иметься ЭД, инструкции по технике безо­пасности, акт проверки правильности монтажа. Оборудование, изготовленное или реконструирован­ное в АТБ, перед допуском к эксплуатации должно пройти метрологическую экспертизу (при необходи­мости), аттестацию и испытания, результаты кото­рых отражаются в акте комиссии, иметь оформлен­ную техническую документацию (паспорт, форму­ляр, инструкцию по эксплуатации и т. п.). При не­обходимости такое оборудование проверяют в спе­циальных государственных организациях (Госгортех­надзор и др.).

Технологическое оборудование окрашивают в цвета, установленные действующими стандартами. Неисправное оборудование, а также окрашенное в недопустимые цвета - к эксплуатации не допуска­ют (такое оборудование хранится отдельно от ис­правного на специально выделенных для этого пло­щадках).

Оборудование с силовыми приводами различ­ного типа, подъемно-транспортные механизмы, ком­прессорные и энергетические установки всех типов, станочное и сварочное оборудование, сосуды для хранения сжатых газов и ядовитых веществ должны быть паспортизированы.

В типовом случае технологическое оборудо­вание, используемое в подразделениях, закрепляется за ними и вносится в их реестры. Реестры техноло­гического оборудования, а также формуляры (пас­порта) на его изделия ведут руководители подразде­лений, ответственные за эксплуатацию находящихся в их ведении технологических средств.

Эксплуатация применяемых в авиапредпри­ятии для ТО авиационной техники технологических средств, их использование, проверка исправности, испытания, ремонт и хранение производятся в соот­ветствии с требованиями ЭД на конкретные виды и изделия технологического оборудования.

В типовом случае руководители подразде­лений, за которыми закреплено технологическое оборудование, несут ответственность за правильное его использование, исправность, хранение и своевре­менность проверки (испытаний). Работники, исполь­зующие указанное оборудование, обязаны знать его конструкцию, изучить и соблюдать правила эксплу­атации (использования) и техники безопасности, в соответствии с требованиями действующей доку­ментации.

В необходимых случаях допуск ИТП к эксплуатации технологического оборудования производится в установленном порядке.

В типовом случае техническое обслуживание, ремонт, проверки и испытания технологическо­го оборудования осуществляются специализирован­ными подразделениями авиапредприятия, а в необ­ходимых случаях - другими организациями, на основании планов (графиков), разрабатываемых ру­ководителями подразделений, в ведении которых находятся конкретные технологические средства. Осмотр технологического оборудования перед его применением проводят специалисты, назначаемые руководителями подразделений.

Для контроля состояния АТ применяют стандартные (заводского изготовления) средства (стационарные и переносные установка, приспосо­бления, стенды, устройства, приборы и аппаратуру, в том числе средства неразрушающего контроля), принятые к эксплуатации в ГА, прошедшие перио­дическую метрологическую поверку.

Разрешается применять нестандартизированные средства, изготовленные силами АТБ, заводов ГА и других организаций, прошедшие метрологическую аттестацию и поверку по утвержденным методикам. Нестандартизированные средства контроля состо­яния АТ допускают к применению после оформле­ния установленной документации — свидетельств, инструкций по эксплуатации и соответствующих за­писей в их формулярах (паспортах).

В типовом случае средства контроля за­крепляют за подразделениями и выдают подгото­вленным и допущенным к работе с ними специали­стам, на которых возлагают обязанности по их при­менению, обслуживанию и ведению ЭД. Средства контроля транспортируют и хранят в штатной таре и в условиях, установленных документацией. Поря­док хранения и выдачи средств для использования определяет руководитель подразделения. Запрещается применять средства: неисправные, с истекшим сроком поверки, хранившиеся и тран­спортировавшиеся с нарушением установленных условий и правил.

Подготовка производства

Подготовка производства представляет собой комплекс заблаговременно выполняемых подготови­тельно-вспомогательных работ, обеспечивающих плановую ритмичность базовых производственных процессов, эффективное осуществление специализа­ции производственных структур в интересах четкого соблюдения установленных сроков пребывания ВС в различных состояниях. Она включает работы, вы­полняемые (в типовом случае) подразделением подготовки производства:

· предварительная комплектация изделий, дета­лей, материалов, инструмента и оборудования, необ­ходимых для технического обслуживания;

· доставка скомплектованного авиатехнического имущества к рабочим местам исполнителей и убор­ка его с рабочих мест;

· оперативное обеспечение рабочих мест авиатехническим имуществом, потребность в котором вы­является в процессе технического обслуживания;

· ведение инструментального и комплектующего хозяйства, организация работы инструментальной и расходной кладовой;

· учет расхода авиатехнического имущества и определение потребности в нем;

· выдача авиатехнического имущества бригадам и исполнителям;

· составление заявок на приобретение авиатехни­ческого имущества и других материалов.

В типовом случае исходными данными для планирования и организации подготовки произ­водства в АТБ являются:

· планируемый годовой налет часов воздушных судов;

· количество технических обслуживаний по их ви­дам, формам и по типам приписных и транзитных ВС, сроки их проведения на планируемый период;

· нормы расхода материалов, изделий и деталей обменного фонда, неснижаемого запаса авиатехни­ческого имущества, комплектов инструмента, СНО, межцехового и внутрицехового транспорта на каж­дую форму обслуживания;

· нормативные трудозатраты на подготовитель­но-вспомогательные работы.

В типовом случае необходимые для обслу­живания АТ инструмент, приспособления и имуще­ство комплектуются согласно ведомостям комплек­тации, разрабатываемым АТБ на основании ЭД для конкретных объектов и комплексов работ. Приме­няемый для работ на АТ инструмент и приспособле­ния маркируются шифрами для целей учета, регистрации приема-выдачи и принад­лежности.

В типовом случае инструмент и приспосо­бления (в зависимости от вида работ) делят на ком­плекты индивидуального и общего пользования, на которые составляют описи.

Комплекты инструмента и приспособлений индиви­дуального и общего пользования выдают (с провер­кой по описи) бригадам или отдельным исполните­лям на время выполнения ими работ по обслужива­нию воздушного судна.

Комплекты инструмента и приспособлений общего пользования размещают и хранят в контейнерах, снабженных, кроме описи хранимых предметов, до­кументацией на передачу.

По окончании рабочего дня (смены, работ на ВС) исполнитель проверяет наличие инструмента индивидуального и общего пользования и сдает его работнику, ответственному за прием-выдачу указан­ных средств. В случае утери инструмента исполни­тель обязан доложить об этом своему руководителю и принять меры к его розыску. В первую очередь осматривают обслуженное ВС, чтобы исключить воз­можность его вылета с инструментом, оставленным на борту.

Авиационно-техническое имущество, ком­плектующие изделия, инструмент и приспособления должны храниться в местах, исключающих возмож­ность их бесконтрольного использования. Комплек­тующие изделия должны иметь паспорта (этикетки) и бирки с указанием наименования, номера и катего­рии. Хранить пригодные комплектующие изделия, детали и материалы вместе с неисправными (требу­ющими ремонта, списанными) и некондиционны­ми - запрещается.

В типовом случае при хранении авиатехнического имущества в АТБ необходимо:

· установить личную материальную ответствен­ность должностных лиц за сохранность изделий и материалов;

· содержать изделия и материалы в штатной таре и в установленных для них ЭД условиях;

· выполнять на изделиях регламентные работы, предусмотренные эксплуатационной документа­цией.

Авиатехническое имущество, находящееся на складском хранении и передаваемое подразделени­ями АТБ, учитывается в порядке, определяемом тре­бованиями по бухгалтерскому учету материальных ценностей. Выдачу изделий для установки на объект производят (в типовом случае) на основании заявки (требования) установленного образца и, как правило, в обмен на снятые с объекта АТ изделия.

В типовом случае обменный фонд изделий, а также изделия для замены отработавших ресурс, комплектуют согласно ведомостям комплектации и спискам плановых замен изделий, разрабатыва­емым и составляемым авиапредприятием. Обслуживание хранящихся изделий, оформление в этом случае нарядов и формуляров проводят допущенные к производству указанных работ специали­сты и в соответствии с требованиями ЭД.

К установке на ВС выдаются и доставляют­ся на рабочие места кондиционные изделия с выполненными на них необходимыми регламент­ными работами, с оформленной сопроводительной документацией (формуляры, паспорта), с заглушен­ными и опломбированными отверстиями, в упаков­ке, обеспечивающей сохранность изделий при тран­спортировке.

Изделия АТ, снятые с ВС для проверки на соответствие НТП, выполнения ТО и ремонтно-вос­становительных работ направляют в соответствующие подразделения. После выполнения необходи­мых работ изделия возвращают для установки на ВС или передают в обменный фонд.

На снятых с ВС изделиях должны быть за­глушены отверстия и оформлена документация с за­ключением руководителя работ о причине снятия. Изделия, подлежащие ремонту, промывают, консер­вируют, упаковывают вместе с формулярами (пас­портами), в которых указана наработка и причина снятия, в соответствии с требованиями действующей документации.

Учет, сбор, хранение и порядок передачи изделий АТ, в конструкции которых имеются драго­ценные металлы и камни, осуществляют в соответст­вии с требованиями нормативного документа, регла­ментирующего учет, сбор, хранение и сдачу в Госу­дарственный фонд драгоценных металлов и камней.

В типовом случае обслуживание рабочих мест (рабочее место представляет собой зону де­ятельности исполнителя (исполнителей), в которой размещают инструмент, приспособления, расходные материалы, запасные части, ЭД, средства наземного обслуживания и контроля состояния АТ) осуще­ствляют по технологическим картам, разрабатыва­емым авиапредприятием. В технологических картах указывают состав работ по подготовке и уборке ра­бочих мест, сведения об их комплектации оборудо­ванием, инструментом, приспособлениями, имуще­ством, о сроках подачи и уборки необходимых средств.

Технолого-конструкторское обеспечение

В типовом случае для технолого-конструкторского обеспечения работ по ТО авиационной тех­ники в авиапредприятии создают специализирован­ные подразделения, либо его осуществление возла­гают на отдельных работников.

В типовом случае технолого-конструкторское обеспечение включает:

· совершенствование организации ТО авиационной техники;

· разработку и внедрение новых и совершенствова­ние существующих технологических процессов и методов технического контроля;

· подготовку технологических указаний (карт) на выполнение работ, не предусмотренных ЭД, апроби­рование их на рабочих местах;

· разработку технологических карт на подготовку и уборку рабочих мест;

· составление и доработки ведомостей комплекта­ции авиатехнического имущества по формам обслу­живания;

· разработку предложений по совершенствованию регламентов ТО, технологических указаний и других документов, подготовку материалов для предъя­вления промышленности требований по устранению конструктивных и производственных недостатков авиационной техники;

· совершенствование, разработку и участие во вне­дрении нового бортового и технологического обору­дования, средств наземного обслуживания АТ, ин­струмента, приспособлений, схем расстановки обо­рудования на рабочих местах;

· составление на специализированные рабочие ме­ста паспортов с указанием видов работ и правил их выполнения, комплектации оборудования, инстру­мента и технологических карт, требований к содер­жанию рабочего места и периодичности его про­верки;

· составление пооперационных и поэтапных ведо­мостей, технологических графиков обслуживания авиационной техники;

· внесение изменений в бортовые экземпляры ру­ководств по летной эксплуатации;

· ведение контрольных экземпляров, контроль ве­дения рабочих экземпляров технологической доку­ментации в порядке, определяемом документом авиапредприятия;

· разработку перечней изделий возвратно-обмен­ного фонда и неснижаемого запаса;

В целях эффективности технолого-конструкторского обеспечения типы ВС и виды оборудования закрепляют за отдельными специалистами, в состав служебных функций которых (в типовом случае) включают:

· контроль комплектности ВС и их оборудования;

· проверку комплектности и правильности оформ­ления пономерной и судовой документации на воз­душные суда;

· учет поступления бюллетеней на ВС и изделия АТ, их хранение;

· участие в сдаче ВС в ремонт, получение их из ре­монта и от заводов-изготовителей;

· организация и контроль переоборудования ВС.

Метрологическое обеспечение

Основными задачами метрологического обес­печения (метрологическое обеспечение - уста­новление и применение научных и организацион­ных основ, технических средств, правил и норм, не­обходимых для достижения единства и требуемой точности измерений) ТО воздушных судов (в типовом случае) являются:

· поддержание средств измерений (контрольно-из­мерительных приборов и контрольно-поверочной аппаратуры) в постоянной пригодности к примене­нию, обеспечение требуемой точности измерений параметров изделий и систем воздушных судов;

· проведение анализа состояния средств измере­ний;

· проведение поверки и метрологической аттеста­ции СИ и КПА, метрологической экспертизы разра­батываемой конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации;

· внедрение государственных и отраслевых стан­дартов, разработка и внедрение стандартов предпри­ятия, регламентирующих нормы точности измере­ний, методы их выполнения и другие положения метрологического обеспечения;

· контроль за состоянием, применением, поверка­ми и ремонтом СИ, КПА и соблюдением метрологических правил и норм ТО и ремонта авиационной техники.

Ответственность за состояние метрологиче­ского обеспечения технического обслуживания АТ несут руководители ИАС авиапредприятия и его подразделений.

В типовом случае для выполнения работ по метро­логическому обеспечению в АТБ назначаются от­ветственные лица из числа специалистов ее подраз­делений. На них возлагают:

· учет средств измерений;

· разработку (совместно с руководителями подраз­делений, в которых применяются СИ) и ведение планов (графиков) поверки и ремонта СИ в БПРМЛ и органах Госстандарта РФ, включая контроль плано­вых сроков (периодичность поверок устанавливает­ся ЭД);

· обеспечение постоянной исправности СИ;

· метрологический контроль состояния средств из­мерений и всех видов документации.

К применению допускают только исправные и разрешенные к использованию на данной АТ средства, прошедшие метрологические поверки и аттестацию, в соответствии с требованиями ЭД и государственных стандартов.

Средства измерений направляют на повер­ку в запланированные авиапредприятием сроки и в установленном его руководителем порядке.

На применяемые в авиапредприятии СИ дол­жна иметься ЭД (формуляры, паспорта, аттестаты, инструкции по эксплуатации, технические описания, методики поверки). Средства измерений, на кото­рые в авиапредприятии нет ЭД,— применять запре­щается. Нестандартизованные СИ, изготовляемые или модернизируемые в авиапредприятии, подле­жат метрологической аттестации, а их документа­ция — метрологической экспертизе. Метрологической экспертизе подлежат также все виды технической документации, разрабатываемой в авиапредприятии. Документацию, не прошедшую метрологической экспертизы, применять запреща­ется.

Специалисты авиапредприятия, допускаемые к поверкам и аттестации СИ, метрологической экспертизе документации, проходят специальную подготовку и должны иметь допуск к производству указанных работ.

Специалисты, применяющие СИ при ТО и ремонте АТ, должны знать правила их применения и владеть соответствующими навыками.

Особенности других видов обеспечения технического обслуживания авиационной техники

В типовом случае обеспечение спецмашина­ми- передвижными СНО общего применения, вы­полненными на шасси автомобиля, используемыми при ТО, возлагается на специализированное подраз­деление авиапредприятия - службу спецтранспорта (или его функциональный аналог).

Обеспечение потребностей АТБ в спецтранспорте производится на основании планов распределения, заявок и срочных запросов АТБ, в порядке, опреде­ляемом авиапредприятием.

Водители и персонал спецмашин должны быть под­готовлены и иметь допуск к эксплуатации спецма­шины и ее оборудования.

Подъезд к ВС (отъезд от ВС) спецмашин, прибыва­ющих для обеспечения ТО, производится по коман­дам специалиста, получившего поручение от руково­дителя работ ТО на данном судне.

Ответственность за эксплуатацию передвижных СНО общего применения, находящиеся в ведении АТБ, возлагают в типовом случае на руководителей подразделений, за которыми СНО закреплены, а при использовании на конкретном объекте — на руководителя производимых на объекте работ. Спе­циалисты, применяющие указанные средства, дол­жны иметь соответствующую подготовку и допуск к работе с ними.

Распределение функций, обязанностей, общей и оперативной ответственности между подразделе­ниями и специалистами за содержание, подготовку, исправность и обслуживание спецмашин и тран­спортных средств, используемых при ТО в различ­ных условиях базирования АТ, определяется доку­ментами авиапредприятия.

Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации

Приказ Минтранса РФ от 13.07.2006 N 82 "Об утверждении Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации"

«Приказ Минтранса РФ от 13.07.2006 N 83

Приказ Ростехнадзора N 685, МПР РФ N 159 от 13.07.2006»

Примечание: текст документа по состоянию на ноябрь 2010 года

В соответствии с пунктом 5.2.55 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342), и в целях предупреждения повреждений воздушных судов при их техническом и коммерческом обслуживании спецтранспортом и средствами механизации на аэродромах Российской Федерации приказываю:

Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации.

Министр И. Ливитин

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ СПЕЦТРАНСПОРТА И СРЕДСТВ

МЕХАНИЗАЦИИ НА ГРАЖДАНСКИХ АЭРОДРОМАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктом 5.2.55 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342), и определяет порядок организации движения спецтранспорта и средств механизации (далее - спецмашины) на аэродроме, действия водителей и должностных лиц, ответственных за руководство подъездом (отъездом) спецмашин при обслуживании воздушных судов (далее - руководитель подъездом (отъездом)).

2. Выполнение требований настоящей Инструкции является обязательным для держателя сертификата на аэропортовую деятельность и свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации (далее - главный оператор аэропорта) и организаций, осуществляющих деятельность в аэропорту на основании договора, заключенного с главным оператором аэропорта (далее - организации), и осуществляющих эксплуатацию спецмашин на аэродроме.

II. Организация движения спецмашин на аэродроме

3. В каждом аэропорту с учетом местных условий разрабатывается схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, которая утверждается главным оператором аэропорта.

4. Схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме выполняется в цветном варианте и в масштабе не менее 1:1000.

На схеме указываются:

оси руления (буксировки) воздушных судов;

контуры зон обслуживания воздушных судов;

Т-образный знак остановки воздушных судов;

обозначение номеров стоянок воздушных судов;

Т-образный знак остановки спецмашин;

пути движения спецмашин.

5. Схема расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме вывешивается в местах стоянок спецмашин, в классах служб главного оператора аэропорта и организаций, осуществляющих эксплуатацию спецмашин.

6. Руление воздушных судов, движение спецмашин, а также расстановка воздушных судов на перроне и местах стоянок осуществляются в соответствии с маркировкой, нанесенной на искусственные покрытия аэродрома согласно схеме расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.

7. Маркировка искусственных покрытий взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов и мест стоянок осуществляется в соответствии с установленными требованиями.

8. Пути движения спецмашин не должны совмещаться с осями руления воздушных судов. Односторонние пути движения спецмашин проходят перед стоящими воздушными судами на расстоянии 2 м от носовой части и от консоли крыла воздушного судна. Ширина одностороннего пути движения составляет 3,5 м. Двусторонние пути движения спецмашин проходят за стоящими воздушными судами и имеют ширину 7 м.

9. Пути движения спецмашин должны быть закольцованы. При ограниченных размерах перрона и мест стоянок для организации движения спецмашин устраиваются специальные дорожные покрытия, примыкающие к перрону и местам стоянок.

10. Движение спецмашин по путям руления воздушных судов не допускается, за исключением буксировки воздушных судов при проведении аварийно-спасательных работ и работ по эксплуатационному содержанию летного поля.

11. Подъезд (отъезд) спецмашин к воздушным судам осуществляется в соответствии со схемами подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

12. В каждом аэропорту разрабатывается технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты, которая согласовывается с заинтересованными службами и утверждается главным оператором аэропорта.

13. Выезд спецмашин на летную полосу и рулежные дорожки производится только после разрешения руководителя полетов и в сопровождении лица, ответственного за проведение работ и имеющего двухстороннюю связь с диспетчером стартового диспетчерского пункта, командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления.

14. Спецмашины, выезжающие на летную полосу и рулежные дорожки, оборудуются габаритными и проблесковыми огнями, радиостанциями внутриаэропортовой связи, буксировочными устройствами и средствами пожаротушения.

Машина лица, ответственного за проведение работ на аэродроме, дополнительно оборудуется радиостанцией для прослушивания радиообмена на частоте посадки (взлета).

15. Буксировка воздушных судов и выезд спецмашин на летные полосы и рулежные дорожки с неисправными средствами связи и проблесковыми огнями не допускается.

16. Спецмашины во всех случаях уступают дорогу рулящим или буксируемым воздушным судам, при этом расстояние между крайними точками воздушных судов и спецмашин составляет не менее 10 м.

Спецмашины, буксирующие воздушные суда, уступают дорогу рулящим воздушным судам.

Пересечение путей руления воздушных судов между машиной сопровождения и рулящими воздушными судами не допускается.

17. Скорость движения спецмашин при подъезде к обслуживаемому воздушному судну, отъезде от него и при маневрировании в зоне обслуживания составляет не более 5 км/ч, при движении спецмашин по перрону к местам стоянок воздушных судов - 20 км/ч, а в остальных зонах аэродрома - 40 км/ч.

Указанные ограничения не распространяются на аэродромные машины при выполнении работ по содержанию искусственных покрытий аэродрома и замерах коэффициента сцепления на искусственных взлетно-посадочных полосах, на машины руководителя полетов, сопровождения воздушных судов, пожарные и санитарные машины, а также машины, участвующие в проведении аварийно-спасательных работ.

18. Не допускается движение по аэродромным искусственным покрытиям спецмашин с загрязненными колесами, а также тракторов и других механизмов на гусеничном ходу.

19. В случае необходимости при движении по аэродрому в условиях плохой видимости разрешается пользоваться звуковыми сигналами спецмашин.

Наружная поверхность спецмашин, работающих на аэродроме, окрашивается в соответствии с установленными требованиями.

III. Буксировка воздушных судов

20. Буксировка воздушных судов выполняется под руководством ответственного лица главного оператора аэропорта или организации, осуществляющей инженерно-авиационное обеспечение в соответствии с установленными требованиями.

21. Буксировка воздушных судов осуществляется только с разрешения диспетчера службы движения. Радиостанция на тягаче остается включенной в течение всего периода буксировки.

Во время движения воздушного судна ответственный за буксировку руководствуется схемой расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.

Скорость буксировки устанавливается в соответствии с руководством по технической эксплуатации данного типа воздушного судна. В темное время суток буксировка выполняется на пониженной скорости с включенными огнями воздушного судна.

22. Воздушные суда буксируются только по искусственным аэродромным покрытиям в соответствии с нанесенной маркировкой.

23. Для буксировки воздушных судов используются тягачи, оборудованные специальными буксировочными устройствами, радиостанциями внутриаэропортовой связи и радиосвязи с воздушными судами, габаритными и проблесковыми огнями, которые включаются при буксировке независимо от времени суток.

24. Ответственный за буксировку воздушного судна руководит действиями всех лиц, участвующих в буксировке.

IV. Подъезд (отъезд) спецмашин к воздушным судам

при техническом и коммерческом обслуживании

25. Подача спецмашин для обслуживания воздушных судов осуществляется в соответствии с технологическим графиком.

26. Спецмашины, предназначенные для работы в зоне обслуживания воздушного судна, укомплектовываются средствами пожаротушения и упорными колодками.

Кроме того, погрузочно-разгрузочные машины, трапы, грузовые автомобили оборудуются амортизирующими устройствами, предотвращающими жесткий контакт с фюзеляжем воздушного судна.

27. Подъезд (отъезд) и установка спецмашин в рабочее положение при обслуживании воздушных судов выполняются в соответствии с типовыми схемами подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов под руководством руководителя подъездом (отъездом).

28. Остановка спецмашин при подъезде к воздушному судну при обслуживании воздушного судна производится на расстоянии не менее 0,5 м от крайних точек воздушного судна;

топливозаправщиков, передвижных заправочных агрегатов и маслозаправщиков - не менее 5 м;

моторных подогревателей - не менее 3 м;

тепловых обдувочных машин - не менее 3,5 м.

Остановка спецмашин при погрузочно-разгрузочных операциях производится на расстоянии не менее 0,1 м от люка воздушного судна.

Пассажирские трапы подъезжают на малой скорости до мягкого соприкосновения амортизирующих устройств с воздушным судном.

29. Водитель спецмашины при работе в зоне обслуживания воздушного судна:

останавливает спецмашину не ближе 10 м от крайних точек воздушного судна у Т-образного знака, нанесенного белой краской и расположенного у границы зоны обслуживания, нанесенной полосой красного цвета в виде восьмиугольника;

въезжает в зону обслуживания только с разрешения руководителя подъездом;

выполняет сигналы для руководства подъездом (отъездом) спецмашин к воздушным судам (приложение N 2 к настоящей Инструкции);

останавливает спецмашину при подъезде к воздушному судну на безопасном расстоянии, исключающем повреждения воздушного судна;

останавливает спецмашину и выезжает из зоны обслуживания по первому требованию руководителя подъездом (отъездом) или члена экипажа воздушного судна;

принимает меры для немедленного удаления вышедшей из строя спецмашины из зоны обслуживания воздушного судна, с перрона и места стоянки, затем докладывает о происшествии начальнику смены (бригадиру) и диспетчеру службы спецтранспорта.

30. Руководитель подъездом (отъездом) при работе в зоне обслуживания воздушного судна:

руководит при помощи установленных сигналов движением спецмашин в соответствии с типовыми схемами подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин при обслуживании воздушных судов;

руководит подъездом (отъездом) спецмашин к воздушному судну с удобного места, обеспечивающего контроль за приближением спецмашин к воздушному судну и поддержание визуальной связи с водителем;

подает сигнал водителю, если убежден, что нет препятствий для маневра спецмашины у воздушного судна, а также для подъема (опускания) кузова или рабочего органа спецмашины;

подает сигнал на остановку спецмашины на расстоянии, исключающем повреждение воздушного судна;

устанавливает под одно колесо упорную колодку, препятствующую движению спецмашины к воздушному судну;

устанавливает колодку с другой стороны колеса;

проверяет отключение от борта воздушного судна кабелей, разъемов, шлангов и тросов заземления после окончания работы;

убирает колодку со стороны отъезда спецмашины и подает сигнал "отъезжайте";

убирает вторую колодку после отъезда спецмашины на расстояние не менее 5 м (для тягачей автопоезда багажных тележек - не менее 1 м) от воздушного судна;

размещает упорные колодки на спецмашине.

31. Руководитель подъездом (отъездом) находится у воздушного судна до окончания работы спецмашин.

32. При неправильном маневре спецмашины, в результате которого возникает опасность повреждения воздушного судна, руководитель подъездом подает водителю сигнал "остановитесь", затем сигнал на выполнение маневра, исключающего повреждение воздушного судна, после этого подает команду на выезд спецмашины из зоны обслуживания воздушного судна.

После выезда спецмашины на расстояние 2 - 5 м за пределы зоны обслуживания воздушного судна подает спецмашине сигнал "остановитесь", а затем обеспечивает повторный подъезд спецмашины к воздушному судну.

V. Движение спецмашин при эксплуатационном

содержании аэродромов

33. Службы главного оператора аэропорта и организаций согласовывают проведение работ по подготовке аэродрома к полетам воздушных судов с ответственным лицом аэродромной службы аэропорта и получают разрешение руководителя полетов.

34. Выезд спецмашин на летную полосу и рулежные дорожки для выполнения работ производится только по разрешению руководителя полетов и с разрешения диспетчера стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления) и только в сопровождении лица, ответственного за проведение работ.

35. При выполнении работ на летном поле организацию движения спецмашин, руководство работами и контроль за проведением работ обеспечивает ответственное лицо службы, проводящей работы.

Лицо, ответственное за проведение работ, по указанию диспетчера стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления) или руководителя полетов, а в случае необходимости самостоятельно принимает меры для немедленного удаления спецмашин, оборудования и людей с летной полосы и рулежных дорожек в установленное место.

Во всех случаях летная полоса должна быть освобождена не позднее чем за 5 минут до расчетного (уточненного) времени посадки воздушного судна.

36. В процессе выполнения работ на летной полосе и на рулежных дорожках лицо, ответственное за проведение работ, поддерживает радиосвязь с диспетчером стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления) и через каждые 15 минут производит контрольную проверку радиосвязи.

37. Во время работы на летной полосе и на рулежных дорожках лицо, ответственное за проведение работ, водители спецмашин следят за световыми и звуковыми сигналами и командами по каналам связи, подаваемыми руководителем полетов, диспетчером стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления).

При получении соответствующей команды по каналам связи или по установленному световому (звуковому) сигналу, а также при отказе радиосвязи или ее неустойчивой работе выполнение работ прекращается и принимаются меры для экстренной эвакуации спецмашин, оборудования и людей с летной полосы и рулежных дорожек.

38. Сигналом к освобождению летной полосы и рулежных дорожек при потере радиосвязи является трехкратное включение и выключение огней взлетно-посадочной полосы (при включенной первой группе системы огней высокой интенсивности или первой ступени яркости огней малой интенсивности) и две красные ракеты, выпущенные в сторону работающей техники.

39. В случае поломки спецмашины лицо, ответственное за проведение работ, немедленно докладывает об этом диспетчеру стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления) и принимает срочные меры по удалению неисправной спецмашины с летной полосы и рулежных дорожек в установленное место.

40. После окончания работ на летном поле лицу, ответственному за проведение работ, необходимо убедиться, что в районе работ не осталось каких-либо препятствий для безопасного выполнения полетов воздушных судов, вывести спецмашины, оборудование и людей с летного поля и рулежных дорожек и доложить об этом руководителю полетов, а также проинформировать аэродромную службу об окончании работ и освобождении летной полосы.

Получив информацию об окончании работ, ответственное лицо аэродромной службы главного оператора аэропорта проверяет готовность летного поля к полетам воздушных судов и докладывает об этом руководителю полетов.

41. Спецмашины во время нахождения на летной полосе и рулежных дорожках работают с включенными габаритными и проблесковыми огнями независимо от времени суток, а также включенными средствами внутриаэропортовой связи с руководителем полетов, диспетчером стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления).

42. Перед пересечением летной полосы или выездом на летную полосу водитель спецмашины или представитель службы, доехав до маркированного места ожидания воздушных судов, запрашивает разрешение на пересечение или выезд на летную полосу у диспетчера стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта руления), после получения которого пересекает или выезжает на летную полосу.

43. Летная полоса считается свободной, если спецмашина миновала маркированное место ожидания воздушных судов или выехала за пределы обочины летной полосы.

После пересечения летной полосы водитель докладывает диспетчеру стартового диспетчерского пункта (командного диспетчерского пункта, диспетчерского пункта старта) о ее освобождении.

44. Спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах.

Спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на территории аэродрома, присваиваются гаражные номера. Учет и ведение паспортов и формуляров на спецмашины производятся главным оператором аэропорта и организациями, осуществляющими эксплуатацию спецмашин.

45. К работе на аэродроме допускаются только технически исправные спецмашины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: