Тема 2. 4. Организация ремонта АТ

Планирование ремонта, сдача заказчикам и прием заводом авиационной техники в ремонт

Ремонту подлежит АТ, отработавшая межремонтный ресурс (в том числе и до первого ремонта), или срок службы, а также АТ, досрочно снятая с эксплуатации из- за неисправностей и поломок, пригодная после ремонта для дальнейшего использования по назначению. Необходимость досрочного направления АТ в ремонт определяет комиссия авиапредприятия - владельца АТ, решение которой оформляется актом.

Авиапредприятия самостоятельно определяют свои потребности в ремонте АТ - по номенклатуре и срокам. Заявки на ремонт АТ в расчетном периоде авиапредприя- тия направляют на заводы и в организации (в дальнейшем-производитель ремонта), планирующие и производящие ремонт, в согласованные с ними сроки.

На ремонт АТ, отнесенной нормативными актами к централизованному его планированию, профильное подразделение ГОУ ВТ, ведающее ремонтом АТ, разрабатывает согласованные с авиапредприятиями и производителями ремонта планы и графики ремонта, выписки из которых рассылают производителям ремонта и авиапредприятиям - владельцам АТ для заключения договоров на ремонт.

Поставка АТ в ремонт производится в соответствии с договорами между производителями ремонта и авиапредприятиями (заказчиками). Порядок приема-сдачи АТ, взаимоотношения сторон по вопросам ремонта определяются и регулируются отдельными нормативными актами.

Для АТ с централизованным планированием ремонта устанавливается нормативная продолжительность (срок) ремонта, в остальных случаях сроки ремонта определяются соглашением сторон.

Устанавливаются следующие определения по срокам, связанным с ремонтом:

· срок ремонта - срок от даты подписания приемосдаточного акта при сдаче в ремонт (при отсутствии указанного акта - срок от даты запуска АТ в ремонт до даты подписания приемо-сдаточного акта заказчиком (даты отгрузочной квитанции);

· общий срок нахождения АТ на территории производителя ремонта - время, со дня прибытия АТ на территорию производителя ремонта до дня убытия АТ с этой территории. Нормативные сроки ремонта (сроки, установленные нормативными документами) обязательны для принятия производителем ремонта, если этого требует заказчик.

В типовом случае при подготовке ВС в ремонт заказчик обязан:

· передать производителю ремонта заказ на выполнение дополнительных работ, не предусмотренных типовой технологией ремонта (переоборудование ВС, выполнение доработок, устранение значительных механических и коррозионных повреждений, другие работы, требующие предварительной подготовки производителя ремонта), в сроки, задаваемые нормативными документами или определяемые соглашением сторон;

· сформировать комплект имущества и материалов, подлежащих передаче производителю ремонта для выполнения заказываемых дополнительных работ;

· скомплектовать и оформить пономерную документацию;

· принять в необходимых случаях меры по обеспечению транспортировки ВС к производителю ремонта (разборка ВС, его упаковка, крепление на транспортном средстве);

· непосредственно перед отправкой к производителю ремонта выполнить работы по обеспечению готовности ВС к предстоящей сдаче в ремонт.

При перелете ВС к месту ремонта должен обеспечиваться достаточный для перелета остаток ресурса судна При этом на ВС могут перевозиться пассажиры и грузы.

Установленное на поступившем к производителю ремонта для ремонта ВС оборудование (для авиахимработ, санитарное и т. п.), оборудование, находящееся на борту по условиям полета (надувные аварийно- спасательные средства и др.), принимаются и ремонтируются производителем ремонта.

Воздушное судно производителю ремонта сдают специалисты заказчика. В типовом случае старший группы специалистов, сдающих ВС, должен иметь:

предписание (задание) с указанием всех предоставленных ему полномочий на сдачу ВС в ремонт, открытие заказов на дополнительные работы, сдачу специальной аппаратуры, оформление приемо-сдаточных документов и выполнение других действий от имени заказчика, в том числе по уточнению сроков выхода ВС из ремонта при открытии новых заказов на дополнительные работы. Производитель ремонта несет ответственность за сохранность поступивших к нему для ремонта ВС и другой авиационной техники. Он же организует и выполняет предварительные работы по подготовке ВС к запуску в ремонт (слив топлива и масла, консервация авиадвигателей, обработка санузлов и т. п.).

При сдаче ВС передача съемного оборудования и имущества производится согласно перечням (описям) в бортовом журнале. Сдача ВС в ремонт оформляется приемосдаточным актом, который подписывается полномочными представителями заказчика и производителя ремонта. Представители сторон получают по одному экземпляру акта.

Двигатели, установленные на ВС, поступившем в ремонт, при необходимости проверяются на работоспособность в соответствии с НТП и консервируются. Вопросы использования этих двигателей (установка на отремонтированное ВС, отправка в ремонт и т. п.), а также поставки других двигателей для установки на отремонтиро­ванный ВС - решаются соглашением сторон.

Отдельные двигатели и комплектующие изделия (в том числе и ремонт) заказчик направляет Производителю ремонта в законсервированном состоянии и в таре (упаковке), отвечающей требованиям технической документации. Ответственность за консервацию, упаковку и установку указанных изделий в транспортном средстве несет отправитель. Вместе с изделиями отправляют оформленные в установленном порядке формуляры (паспорта).

Об отправке АТ отправитель извещает получателя, а также владельца АТ, если получатель не является ее владельцем.

Ремонт авиационной техники на заводах

Принятые в ремонт ВС размещают на стоянке ремонтного фонда, при необходимости швартуют, консервируют, зачехляют, пломбируют и сдают под охрану. Техническое обслуживание ВС ремонтного фонда производит в соответствии с требованиями ЭД производитель ремонта. Учет и хранение ремфонда, отремонтированных ВС, двигателей и комплектующих изделий обеспечиваются производителем ремонта.

Ремонт АТ, все его процессы, включая входной контроль, разборку, дефектацию (диагностирование), восстановление кондиционности технического состояния, сборку и испытания, должен осуществляться в полном соответствии с требованиями действующего руководства по ремонту АТ конкретного типа (типовой технологии). Работы, не предусмотренные типовой технологией ремонта, выполняют по технологическим документам, разрабатываемым производителем ремонта, которые подлежат метрологической экспертизе и согласовании с разработчиком действующего руководства по ремонту АТ конкретного типа.

При производстве ремонта АТ должно быть обеспечено:

· выполнение доработок на АТ в соответствии с требованиями бюллетеней;

· полное выполнение требований действующего руководства по ремонту и другой ремонтной документации;

· допуск к производству ремонта только подготовленных специалистов (ИТР и рабочих) с оформленным документом на право выполнения соответствующих работ;

· использование в процессе ремонта только разрешенных технологической документацией материалов и технических средств;

· контроль качества выполняемых работ (операций), комплексный осмотр отремонтированной АТ, контроль устранения выявленных недостатков технического состояния объектов ремонта.

Ответственность за организацию указанного обеспечения несет руководитель производителя ремонта авиационной техники.

При ремонте АТ должны применяться только исправные и своевременно поверенные СИ и технологическое оборудование, маркированный инструмент. Обору­дование, средства измерений и контроля собственного изготовления и их документация перед допуском к применению должны пройти метрологическую экспертизу и аттестацию, в соответствии с требованиями действующих стандартов. Выполнение работ на АТ оформляется исполнителями и специалистами, осуществляющими контроль качества работ, в производственно-контрольной документации.

Распределение функций и ответственности между подразделениями производителя ремонта, специалистами за исправность и своевременность метро­логических поверок, технологического оборудования, инструмента, средств измерений и контроля, за разработку планов (графиков) поверок, проведение поверок и их контроль - регламентируется документами производителя ремонта.

Контроль качества ремонта АТ, осуществляемый специалистами производителя ремонта, его подразделений по контролю качества (ОТК и его производственно­функциональные аналоги) распространяется на:

· технологические процессы производства ремонта;

· состояние материалов, запасных частей, оборудования, СИ, инструмента;

· технологическую документацию;

· на оформление производственно-контрольной документации, формуляров (паспортов), нарядов и ведомостей на ремонт и техническое обслуживание.

Установку на отремонтированные ВС изделий (новых и бывших в эксплуатации), полученных от промышленности или заказчика, осуществляет производитель ремонта в соответствии с техническими условиями предприятия-изготовителя и требованиями ТЭРД, и несет ответственность за правильность их монтажа, выполнение регулировочных и других работ, за обеспечение межремонтного ресурса изделий АТ.

На отремонтированной АТ производитель ремонта выполняет работы по консервации и упаковке в соответствии с требованиями технической документации.

Отремонтированное ВС (изделие) подлежит проверке на соответствие Нормам летной годности, испытаниям (проверкам) в соответствии с требованиями ремонтной документации. В отдельных случаях в зависимости от условий производства и степени освоения ремонта объем испытаний изделий и систем, за исключением летных испытаний, может быть изменен по согласованию с разработчиком действующего руководства по ремонту АТ конкретного типа.

Для оценки качества ремонта и эффективности технологических процессов периодически в дополнение к испытаниям, предусмотренным технологией ремонта, проводят технологические испытания изделий АТ, а также их контрольные разборки. Периодичность таких испытаний и источники их финансирования определяются до­кументами Г'ОУВТ, либо соглашением сторон, определяющих необходимость проведения указанных работ.

Выдача заводом и прием заказчиком авиационной техники из ремонта

Продукцией производителя ремонта являются выполненные им работы и услуги, поставленные заказчику изделия АТ, в т. ч. полученные от других поставщиков и установленные производителем ремонта на изделия, передаваемые заказчику.

На АТ, прошедшую капитальный ремонт, распространяется та же номенклатура показателей надежности и гарантийных обязательств, которая устанавливается при ее изготовлении на предприятиях промышленности. Гарантийные обязательств производителя ремонта вносятся в ЭД (формуляры, паспорта, этикетки) изделий АТ по окончании их ремонта. Содержанием Указанных обязательств определяются пределы ответственности производителя ремонта в конкретных случаях.

О готовности отремонтированного ВС к сдаче производитель ремонта извещает заказчика не позднее, чем за пять дней до выхода его из ремонта с указанием даты го­товности ВС к сдаче.

Производитель ремонта предъявляет к сдаче отремонтированное ВС, укомплектованное в соответствии с приемо-сдаточным актом, испытанное на земле и в полете, признанное годным к эксплуатации, с оформленной пономерной и другой документацией. На ВС, его двигателях и комплектующих изделиях должны быть выполнены все работы, предусмотренные договором, дополнительными заказами и поступившими в период ремонта ВС указаниями ГОУВТ о срочных доработках и разовых осмотрах (с оформлением заказчиком дополнительного заказа).

Прием ВС из ремонта осуществляют специалисты заказчика.

В типовом случае старший группы специалистов должен иметь предписание и доверенность на прием ВС и специальной аппаратуры, оформление дополнительных заказов, подписанные руководителем авиапредприятия и скрепленные гербовой печатью, договор на ремонт ВС с приложениями, экземпляры заказов на дополнительные работы. Члены экипажа заказчика должны иметь документы, дающие право совершать полеты на ВС данного типа. При приеме ВС представители заказчика руководствуются условиями договора, требованиями ЭД, включая утвержденные ГОУВТ программы осмотра ВС после ремонта, и проверяют:

· полноту выполнения условий договора и дополнительных заказов;

· наличие и оформление пономерной и судовой документации;

· комплектность оборудования и имущества ВС;

· выполнение указаний ГОУВТ о срочных доработках и разовых осмотрах;

· техническое состояние ВС, работоспособность и правильность функционирования изделий и систем.

Экипаж заказчика знакомится с протоколом летных испытаний, особенностями ВС, связанными с выполненными при ремонте доработками, замечаниями экипажа производителя ремонта, выполнявшего контрольный полет после ремонта ВС, проверяет наличие и оформление судовой документации, работоспособность и правильность функционирования систем и оборудования ВС, производит контрольный полет, если он предусмотрен нормативными документами ГОУВТ. Подготовку ВС к контрольному полету и обслуживание его после полета осуществляют специалисты производителя ремонта. Выявленные при приеме ВС и в контрольном полете неисправности и отказы представители заказчика записывают в акт (ведомость дефектов). Указанные в актах и ведомостях принимаемого ВС недос­татки устраняются производителем ремонта в срок, установленный для сдачи ВС заказчику.

При обоснованном отказе заказчика от приема ВС решение о новых сроках приема принимается по согласованию сторон. Возмещение ущерба при этом производится в порядке, определяемом нормативными положениями по Данному вопросу.

При выдаче производителем ремонта ВС и приеме его заказчиком представители производителя ремонта и заказчика подписывают акты:

· контрольного полета (облета) ВС экипажем заказчика;

· на прием-сдачу ВС и специальной аппаратуры (приемосдаточный акт);

· выполнение работ по дополнительным заказам.

Заключение о выполненном ремонте, годности к эксплуатации, межремонтном и гарантийном ресурсе, сроке службы, сведения о массе и центровке ВС производитель ремонта вносит в формуляр ВС.

При первом ремонте ВС производитель ремонта заполняет и выдает заказчику формуляр силовых элементов планера (карту прочности). Указанные записи и все другие, вносимые работниками производителя ремонта в документацию ВС, подтверждаются подписями должностных лиц производителя ремонта, имеющих необходимые полномочия, что определяется документами производителя ремонта.

Основанием для перелета отремонтированного ВС к месту назначения вместо приостановленного в действии на время ремонта удостоверения (сертификата) о год­ности гражданского воздушного судна к полетам является приемо-сдаточный акт, оформленный при приеме ВС производителем ремонта.

В типовом случае ТО и подготовку к перелету на аэродром назначения отремонтированного ВС, принятого заказчиком, производит производитель ремонта, оформляя соответствующую карту-наряд. При этом в расходах на заправку ВС топливом и маслом учитывается, количество слитых ГСМ при приеме ВС в ремонт.

Если указанный перелет выполняется с пассажирами (грузами), производитель ремонта обеспечивает буксировку подготовленного к полету ВС на перрон аэропорта. В этом случае работы по обеспечению вылета и, при необходимости, повторное ТО и другие работы производятся специалистами аэропорта вылета или производителя ремонта - по договоренности сторон.

При отправке отремонтированной АТ транспортными средствами ответственность за ее упаковку, погрузку, крепление несет производитель ремонта - отправитель. Бесконтейнерная отправка ВС, доставленного производителю ремонта в контейнере, запрещается.

Выгрузку АТ и сборку ВС, поступивших от производителя ремонта заказчику, обеспечивает заказчик, если иное не определено соглашением сторон. Его экипаж осуществляет и контрольный полет ВС после сборки.

В случае претензий к отправителю АТ, связанных с транспортировкой отправленных им объектов, заказчик вызывает его представителя для предъявления рекламации.

Отремонтированную АТ производитель ремонта отправляет заказчику (по принадлежности) или по его разнарядке (поручению) другому предприятию. Об отправке АТ производитель ремонта направляет заказчику (получателю) уведомление установленной формы.

При поступлении отправленной производителем ремонта АТ к месту назначения заказчик (получатель) обязан в трехдневный срок выслать отправителю уведомление о ее получении.

Подготовка поступивших из ремонта ВС к дальнейшей эксплуатации производится авиапредприятием в соответствии с требованиями ЭД для ВС конкретного типа. При этом на ВС в установленном порядке оформляют Удостоверение (сертификат) о годности гражданского воздушного судна к полетам.

В случаях несоответствия поставленной производителем ремонта заказчику продукции гарантиям производителя ремонта, взаимоотношения сторон регулируются отдельными нормативными документами, регламентирующими порядок рекламационно-претензионной работы. Производитель ремонта в соответствии с заявленными гарантийными обязательствами и установленными гарантийными ресурсами поставленной им заказчику продукции обязан восстановить или заменить дефектную продукцию и возместить причиненный ущерб, если в выявленных ее отклонениях от технических норм нет вины заказчика и установлена виновность поставщика. При этом производитель ремонта предъявляет рекламации своим поставщикам, если в указанных случаях обнаруживаются соответствующие основания.

В целях уменьшения простоя ВС заказчик вправе самостоятельно восстанавливать дефектную АТ, находящуюся в гарантии производителя ремонта, без нарушения заводских пломб. В указанном случае сохраняются основания для последующего предъявления рекламации производителю ремонта и вызова, при необходимости, его представителя для оформления рекламационного акта. При этом производитель ремонта обязан выслать по требованию заказчика необходимые для восстановления (или израсходованные на восстановление) АТ комплектующие изделия и материалы (в срок не позднее 5 суток с момента получения запроса), и сообщить заказчику реквизиты отправки.

В послегарантийный период эксплуатации АТ в случаях, когда владелец АТ не может самостоятельно восстановить дефектную продукцию, производитель ремонта ее восстанавливает за счет владельца (заказчика).

Производитель ремонта несет ответственность за качество и работоспособность поставленной заказчику продукции, в пределах ее гарантийных ресурсов. Указанная ответственность производителя ремонта распространяется также и на изделия АТ, полученные им от других поставщиков и установленные производителем ремонта на комплектную продукцию, переданную заказчику. В последнем случае ответственность производителя ремонта ограничена гарантийным ресурсом комплектного изделия авиационной техники.

Устанавливаются следующие сроки осуществления гарантийных обязательств производителя ремонта (если иное не определено соглашением сторон):

· предельный срок прибытия представителя производителя ремонта по телеграфному вызову заказчика исчисляется с момента вручения адресату телеграммы о вызове (с уведомлением о вручении) - 4 суток с добавлением времени на проезд (полет) рейсовым транспортом в пункт, указанный заказчиком;

· срок восстановления гарантийной АТ и АТ, вышедшей из гарантии (исчисляется с момента прибытия представителя производителя ремонта к заказчику) - 5 суток (срок действителен для гарантийной АТ).

Рекламационно-претензионная работа

Рекламационно-претензионная работа имеет целью повышение качества разработки, изготовления и ремонта АТ, материальное осуществление ответст­венности производителей и поставщиков за недостатки их продукции путем ее восстановления, замены, возмещения потребителю (владельцу АТ) причиненных убытков, в порядке, определяемом договором сторон и соответствующими нормативными документами. Состав должностных лиц авиапредприятия, ответствен­ных за организацию и проведение рекламационно-претензионной работы по АТ, определяется документами авиапредприятия.

Рекламации предъявляются владельцем АТ ее поставщику (изготовителю, подрядчику) в период действия гарантийных обязательств при:

· несоответствии произведенных поставщиком (изготовителем, подрядчиком) работ и услуг, поставленной продукции (параметров технического состояния и функционирования, долговечности), ее комплектации, тары, упаковки, консерва­ции, маркировки - установленным гарантиям, требованиям стандартов, технических условий и договоров;

· невыполнении на АТ в установленные сроки доработок.

Предъявление рекламаций оформляют рекламационным актом в порядке, определяемом нормативными документами. по данному вопросу.

При невозможности определения причин дефектности продукции на месте предъявления рекламации или при разногласиях сторон в определении указанных причин дефектные изделия направляются их владельцем на исследование в организацию, имеющую соответствующие полномолия, что отмечается в рек­ламационном акте.

В типовом случае заключение организации, проводящей исследование дефектного изделия, должно содержать четкое указание причин дефектности (без ссылок на предположительный характер их происхождения). Доработки АТ проводят в целях ее модернизации и устранения конструктивных и производственных недос­татков. Их выполняют по бюллетеням, введенным в действие ГОУВТ. Выполнять работы на АТ по бюллетеням, не введенным в действие ГОУВТ, запрещается. Допускается по согласованию с ГОУВТ выполнять работы, связанные с устранением недостатков аварийного характера, по документации предприятия-разработчика и (или) завода-изготовителя, согласованной с представителем заказчика и утвержденной ГОУВТ, с последующим обязательным выпуском бюллетеня.

В типовом случае на АТ, находящейся в ремонтё, должны быть произведены все доработки по действующим бюллетеням, если задаваемые ими сроки выполнения истекают к моменту выхода АТ из ремонта. Отступления от указанного порядка не допускаются, если иное в конкретном случае не оговаривается в индивидуальном совместном решении сторон ГОУВТ, разработчик (изготовитель) АТ, владелец АТ, ремонтное предприятие].

Имущество, необходимое для выполнения работ по бюллетеням, направленным на устранение конструктивных и производственных недостатков, поставляет завод- изготовитель.

При получении извещения об отправке заводом- изготовителем имущества для доработок авиапредприятие обеспечивает его получение и вызов заводской бригады для производства работ.

Доработки АТ выполняют специалисты организаций, указываемых в бюллетенях. Место производства работ (производственная база) также оговаривается в бюллетенях. Доработки АТ, выполняемые заводами в местах ее базирования, осуществляют в соответствии с планом- графиком исполнителя доработок, согласованным с владельцем АТ не менее чем за месяц до начала работ.

Специалисты организаций, выполняющих доработки АТ в авиапредприятии ГА, допускаются к производству работ при наличии бюллетеня, введенного в действие ГОУВТ, задания командирующей организации на выполнение бюллетеня, полного комплекта имущества, предусмотренного бюллетенем.

Работу бригады по доработкам организует ее руководитель.

Руководители организаций, в которых производятся доработки, обязаны содействовать работе выполняющих доработки АТ специалистов.

Организация, производящая доработки, несет ответственность за своевременность доработок, их полноту, качество и осуществление контроля за выполняемыми работами.

В авиапредприятии приемку завершенных доработок от специалистов других организаций осуществляют представители авиапредприятия, состав которых определяется документом авиапредприятия.

При доработках АТ специалистами авиапредприятия исполнители работ должны иметь соответствующую подготовку и допуск к их выполнению. Наблюдение за ходом работ и их приемку осуществляют специалисты, ответственные за контроль качества. В типовом случае началу доработок должно предшествовать:

· изучение исполнителями работ содержания бюллетеня (указания), технологии его выполнения, освоение необхо­димых практических навыков;

· комплектация необходимого имущества, инструмента, приспособлений, СНО и контрольно-измерительных средств;

· проверка готовности к производству работ.

О выполненных доработках записывают в формуляре ВС, двигателя или в паспорте (этикетке) изделия.

За выполнение доработки АТ в авиапредприятии в формуляре (паспорте, этикетке) расписываются руководитель бригады, выполнявшей работы и представитель авиапредприятия, принявший завершенную доработку.

В типовом случае планирование, учет и контроль выполнения доработок и отчетность по ним в авиапредприятии осуществляют в следующем порядке:

· составляют план-график работ по бюллетеням (план- график доработок составляет организация-исполнитель доработок и согласовывает его с владельцем ВС);

· контролируют поступление имущества для выполнения доработок;

· ведут учет выполнения доработок АТ;

· представляют отчет о выполнении плана-графика доработок (периодичность представления отчета и адресаты-получатели определяется отдельным решением ГОУВТ).

Контроль за ходом доработок АТ осуществляют авиапредприятие (владелец АТ) и профильное подразделение ГОУВТ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: